Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
5164 участника
Администратор maire

Важные темы:




←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
основатель группы пишет:

Мойдодыр или, как перестать бояться экспериментов в акварели.

Мойдодыр или, как перестать бояться экспериментов в акварели.

 

Скажу сразу: перфекционистам и прочим идеалистам. а также снобам от акварели статью эту можно не читать. Не утруждайте себя, время только зря потеряете и нервы.  

Я много лет слышу от людей далёких от профессии художника и от искусства утверждения, что акварель это прежде всего чистота. Как правило, эти утверждения не основаны на опыте, а являются полностью заимствованными от неких «сведущих» людей, которые в свою очередь тоже об этом где-то услышали.  Сейчас сложно понять, кто первый начал об этом говорить и затуманил головы многим поколениям жаждущих освоить акварель.

Я тоже долго верила, что существует какая-то неведомая мне грязь в акварели и старательно пыталась её найти и понять, что же именно называют грязью в своих работах мною уважаемые и любимые люди, которые приходят ко мне на курсы и оказывают мне величайшую честь, называя себя моими учениками. Всё, что я далее напишу является последствием долгих размышлений и опытов. Настолько долгих, что многих из вас ещё не было на свете, когда я об этом впервые задумалась. В первый раз я услышала об этом в 1963 году, когда стала регулярно посещать кружок рисования. Причём, сказал это не художник, который вёл студию, а некто из зашедших в класс полюбоваться на наши работы и на нас учителей. Было произнесено что-то буквально следующее: -"ну что, художники от слова «худо», грязь размазываете?" Это было вполне нормально в те годы и, по сценарию, мы все должны были дружно рассмеяться или польщённо засмущаться. На учителей обижаться было не позволено. Наш драгоценный преподватель Владимир Михайлович, очень ещё молодой и неуверенный в себе человек криво улыбнулся и промолчал, там самым санкционировав сказанное. Сразу расхотелось рисовать, и я бросила занятия акварелью почти на год.  Рисовать карандашом было легко, это вызывало восхищение окружающих, рисунки отправлялись на выставку и получали призы.

Через год пришлось возобновить занятия акварелью, так как выяснилось, что вступительные экзамены в художественные учебные заведения надо выполнять акварелью.

В художественной академии нас никто не отрывал от работы нелепыми замечаниями о грязи в акварели. Говорили о форме, о композиции, о колористике, о светотенях и о свечении в акварельной живописи. Именно за годы учёбы в академии художеств я уяснила, что надо добиваться прозрачности не за счёт блеклости, а за счёт светоносности слоя. И никто не ругал нас за серые оттенки, но предостерегали от необдуманного использованя фиолетового и чёрного. 

А в те времена чёрную акварель изготавливали из ламповой сажи. Она так и называлась «сажа чёрная»  А сажа она и в африке сажа. Смешиваться с другими красками смешивалась, но превращала всё в чёрно-серый невыразительный тон.

А фиолетовая одна из самых неустойчивых красок и меняет колорит работы за пару лет пребывания на свету.

Дорогая ленинградская акварель мне была не по карману, и поэтому в ход шли ученические акварели, школьно-оформительские,  которые при смешивании немедленно превращались в серый.  Но не все. Среди них попадались вполне приличные, с качественными пигментами, наборы, хотя и редко. Чаще всего это было похоже на придорожную эстонскую грязь, которая была смешана с пеплом и сажей, летящих  от горящих терриконов. Я родилась и жила в сланцевом бассейне, в городе Йыхви. Это была знакомая родная грязь, которую я видела с самого рождения во дворах и на дорогах. При разведении такой чёрной акварели водой, получалась грязь светлая, средняя, потемнее и очень тёмная. В смесях она убивала всяческие попытки иного цвета выжить.

Ленинградскую акварель впервые освоила в 1977 году, когда наш профессор живописи  подарил нам, от щедрот своих, всей нашей группе по коробке ленинградской акварели, в невиданных мною доселе пластмассовых коробках, а также по альбому с немецким торшоном. Типа, привыкайте, салаги.  Чёрный в тех наборах тоже был ещё не очень, не то, что ныне.  Сейчас это сложный и глубокий цвет который смешивается прекрасно и даёт интересные и ещё более глубокие сочетания.

С хорошей краской у меня сразу дело пошло на лад. Но ещё прошло немного времени, пока я научилась вызывать свечение в акварели.

Но не буду мучить вас воспоминаниями о своих боях с акварелью, а сразу перейду к делу.

Для достижения светоносности в акварели, во-первых, планшет должен быть в вертикальном положении или под наклоном, чтобы давать краске стекать, обнажая просвечивающую бумагу. Да, вначале неудобно, надо приловчиться ловить кистью потоки краски. Или время от времени поднимайте его и давайте акварели двигаться.

Во-вторых, необходимо  научиться использовать водный раствор акварели так, чтобы даже при горизонтальном положении краска растекалась.  Густая краска не даёт бумаге проступить сквозь мазок.  Акварель начинает задыхаться и гаснуть, умирая.  

Но даже тщательно продуманная светящаяся акварель может быть оживлена ещё более промыванием готовой и очень! сухой работы при помощи чистой воды. Это, так называемое, "промывание слезой". 

Не бойтесь наслоений, если они выполнены прозрачными растворами краски. Следите за тем, как меняет свой цвет предлежащий слой и запоминайте по мере возможности. Можно составить таблицу любимых растворов и наслоений. Это называется лессировочное письмо.  

Итак, забудем слово «грязь» в акварели и введём слова и понятия «свет» и «прозрачность»

Светоносности и прозрачности следует добиваться, и для этого вообще не надо заниматься чистописанием и бояться наложить лишний слой акварели. Акварель хороша в своей послойности. Только в этом случае она становиться живописью.  

Мне известно, что такое чистота линии, нам дизайнерам без понимания этого – кирдык. Можно говорить о чистоте пигмента и его качествах при смешении. Всё остальное, связанное с понятием «чистота» относится к хозяйственно-бытовому сектору.

Разговоры о грязи в акварели приводят к боязни начинать и продолжать работу.

Забудем эти байки о том, что акварель надо писать разом, а иначе – грязь. Это подвластно мастерам высшего эшелона, но чтобы до него дорасти, надо освоить очень многое. У акварели много разных приёмов, в этом она кардинально отличается от живописи маслом. Приёмы надо осваивать, а вместе с ними придёт мастерство.

И не бойтесь мыть и промывать акварель, не бойтесь шероховатостей, которые неизбежно будут на бумаге, особенно, если бумага не очень качественная.  Катыши можно убрать по высыхании мелкой наждачкой. От этого поверхность вашей работы приобретает бархатистость. Научитесь любить разные поверхности ваших работ, наслаждайтесь ими. Можно даже смыть весь акварельный рисунок щёткой и мылом с горячей водой, а затем писать заново по этому мягко-светящемуся бархатному фону. Можно по-мокрому, а можно высушить и наслаждаться мягкостью чуть расплывающегося мазка. Дерзайте, экспериментируйте и не слушайте злопыхателей.  

Для этого выбирайте такие темы, в которых есть место для проб и ошибки не страшны. Вы можете рисовать динозавра или улитку, бабочку или поверхность камня и не беспокоиться о неожиданных растеканиях.    

А всем  комментаторам, которые вам будут толковать про грязь, откажите в доме или просто не обращайте на их слова внимания. Это они говорят, ничтоже сумняшеся, от необразованности  и непомнимания. Просто поверьте мне, человеку посвятившему последние 26 лет ежедневным акварельным упражнениям. Путём несложных подсчётов получается, что я сделала только за последние 26 лет  9 490 разного достоинства упражнений и это не считая тех лет, начиная с 1963 года. когда я впервые начала осваивать акварель с серьёзными намерениями. Там ещё наберётся тысячи три попыток, так как, сколько себя помню, я с кисточкой. Я была настырная и не падала духом от неудач, а кроме того, сколько себя помню, вся моя трудовая деятельность была связана с рисованием.

Всем удачи и не только в акварели!

 

М. Пююкко

 

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+13

основатель группы 22.08.2017 , обновлено  22.08.2017
Пожаловаться Просмотров: 4443  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены