О перспективе, часть 5, боковая ветвь: Странные петли - в науке, музыке и изобразительноме искусстве
В своих предыдущих записях о «неправильных» перспективах я попробовала разобраться вместе с вами (с теми, кто не получил специального художественного образования) в истории развития и дальнейших тенденциях в одном из основополагющих вопросов живописи. И к 4-ой записи мы подошли к тому, что современное искусство в своем развитии (речь идет только о рассматриваемом вопросе) как-бы возвращается к началу своего пути, истокам: обратно от сложного к простому… Но кто возьмет на себя смелость дать оценку: что просто, а что сложно?.. Наверное не мы… Еще мы увидели, как все в жизни, в развитии человечества, разума человека, все связано: обыденная жизнь, наука (разная), искусство (разное).
В предыдущей записи еще об одном виде построения перспективы — пространственных иллюзиях, делалась ссылка на работу Дагласа Р. Хофштадтер, исследущего и работы Эшера (мировоззрение). Мне захотелось подготовить заключительный обзор о "неправильных" перспективах: Странных петлях, а также об изменении художника (к этому подтолкнул и рассказ Майре о ее Модильяни…) Но начав знакомиться с трудом Хофштадтера, я поняла, что хочется,до «изнеможения», сделать небольшое отступление, точнее вставку, дав цитаты из этой книги. Это все, посмотрите: и о композиции, и о гармонии, и о ритме, и о перспективе, и о тональных соотношениях и пр., пр. основах живописи. Поразительно!!!
Думаю, что мой комментарий к тексту лишний.
Просто даю ссылку, где можно послушать рассмариваемое Хофштадтером произведение И.С.Баха «Музыкальное приношение» http://xmuzic.me/q/lsi8wLTWFaP9ltmE0ZO8s8CD46DdtvS9ybbJpdJ4iv2fuZ3wtIyq1unMmvOFy77NpOQ/
Как вступление, без претензий на соответствие (как мне кажется, я бы так выразила свое восприятие всего описанного о Странных пелях) — коллаж из четырех моих рисунков 2010 года:
и цитаты из книги Даглас Р. Хофштадтера «ГЕДЕЛЬ, ЭШЕР, БАХ: эта бесконечная гирлянда»
«… Каноны и фуги
Идея канона заключается в том, что одна и та же тема играется на фоне самой себя: «копии» темы повторяются в нескольких голосах. Существуют разные способы построения канонов; самые простые каноны — круговые.... Тема здесь начинается в первом голосе — спустя определенное время вступает второй голос, исполняя «копию» темы. Через то же время вступает третий голос, в свою очередь имитируя тему, и так далее. При этом все голоса исполняют тему в одной и той же тональности. Большинство мелодий не будут гармонировать сами с собой таким образом; для того, чтобы тема могла служить основой канона, каждая ее нота должна быть способной исполнять как минимум две роли: во-первых, быть частью мелодии и, во-вторых, быть частью гармонизации этой же мелодии. В трехголосном каноне, например, каждая нота темы должна к тому же участвовать в двух различных гармонизациях. Таким образом, каждая нота канона имеет несколько музыкальных значений; ухо и мозг слушателя автоматически выбирают нужное значение, исходя из контекста...
Пожалуй, самая причудливая из всех «копий» — «пятящаяся», в которой тема играется «задом наперед», с конца к началу. Канон, использующий этот прием, известен во многих языках под ласковым прозвищем «ракоход» или «крабий канон», поскольку он запечатлевает в музыке особенности походки этих милых созданий. Нет нужды говорить, что в Баховском «Музыкальном приношении» есть ракоход (крабий канон). Обратите внимание на то, что каждый тип «копии» полностью сохраняет информацию, заложенную в первоначальной теме; это значит, что эта тема может быть легко восстановлена по любой своей копии. Такая сохраняющая информацию трансформация часто называется изоморфизмом
Теперь я должен вкратце объяснить, что такое фуга. Фуга похожа на канон тем, что основная мелодия и ее имитации исполняются несколькими голосами в различных тональностях, а также иногда в разном темпе, снизу вверх или от конца к началу. Однако фуга гораздо менее строга по форме, чем канон, что придает ей больший артистизм и эмоциональность. Безошибочной определяющей приметой фуги является её начало: один голос исполняет тему до конца. Затем вступает второй голос, четырьмя тонами выше или тремя тонами ниже. Первый голос в это время ведет дополнительную тему, подобранную так, чтобы дать ритмический, гармонический и мелодический контраст к основной теме. Последующие голоса вступают по очереди, исполняя основную тему, часто являющуюся аккомпанементом дополнительной темы; остальные голоса в это время занимаются тем, что, следуя прихотливой фантазии композитора, «украшают» фугу различными мелодиями. Когда все голоса «прибывают» к концу темы, правил больше не существует. Существуют, конечно, некоторые типичные приемы; но они не настолько стандартны, чтобы по ним, как по формулам, можно было бы строить фуги.
Один из канонов «Музыкального приношения» особенно необычен. Это трехголосный канон под названием «Canon per tonos» («Тональный канон»). Самый высокий голос исполняет Королевскую тему; два других голоса дают каноническую гармонизацию, основанную на второй теме, причем нижний голос ведет свою мелодию в до миноре (общая тональность всей фуги), а верхний - ту же мелодию, но на пять ступеней выше. Отличительным свойством этого канона является то, что в конце — или, вернее, когда нам кажется, что канон заканчивается — его тональность меняется с до минора на ре минор. Бах каким-то образом ухитряется смодулировать (поменять тональность) прямо под носом слушателей! В этом каноне Баха мы впервые сталкиваемся с примером «Странных Петель». «Странная Петля» получается каждый раз, когда, двигаясь вверх или вниз по уровням иерархической системы, мы неожиданно оказываемся в исходном пункте...
Эшер
Как мне кажется, самые яркие и впечатляющие зрительные реализации идеи Странных Петель представлены в работах голландского графика М. К. Эшера, жившего с 1898 по 1971 год Эшер был создателем одних из самых интеллектуально стимулирующих рисунков всех времен Многие из них берут свое начало в парадоксе, иллюзии или двояком значении. Среди первых поклонников графики Эшера оказались математики, это неудивительно, так как его рисунки часто основаны на математических принципах симметрии или структуры. Однако типичный рисунок Эшера представляет из себя нечто гораздо большее, чем только лишь симметрию или определенную структуру часто в его основе лежит некая идея, представленная в художественной форме В частности, Странная Петля - одна из наиболее часто повторяющихся в работах Эшера тем. Взгляните, например, на литографию «Водопад» и сравните ее бесконечно спускающуюся шестиступенчатую Петлю с бесконечно поднимающейся шестиступенчатой Петлей «Тонального канона». Сходство поистине удивительное! Бах и Эшер проводят одну и ту же тему в двух различных «ключах»: музыка и изобразительное искусство.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: