Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
5164 участника
Администратор maire

Важные темы:




←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
привилегированный пишет:

О перспективе, часть 4: Второй закон термодинамики и непостижимый Морис Эшер

«Я не расту. Внутри меня всегда сидит маленький ребенок»

Мауриц (Морис) Корнелис Эшер

 

Этот материал — продолжение предыдущих записей о перспективе в живописи:

- За обратную перспективу замолвим словечко … ))) Немного о "Золушке" перспективных методов

- Интуиция, закон, ошибки?.. Аксонометрия и обратная перспектива в живописи - еще раз о мифе и реальности

О перспективе, часть 3: Детская или совершенная..?

         Желание продолжить эту тему — разговор о «нестандартных» видах перспективы в живописи - появилось после одной научно-популярной передачи о Втором законе термодинамике и о новой теории (версии) о бесконечности Вселенной. Чтобы не запутаться и не «присочинить» …))): по одной из современных теорий жизнь Вселенной бесконечна, она не возникла из «ничего» и не исчезнет в «никуда», а постоянно трансформируется (переходит) из одной в другую. Не буду вдаваться в разъяснения, чтобы, как уже написала, не насочинять новой теории ))) Это открытие стало: О, ЧУДО, жизнь (в широком значении слова) бесконечна: без начала и без конца!!!

       В связи с названной теорией всплыло имя Э́шера — наверняка вам он знаком: нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. (Википедия ). Художник, известен своим необычным видением мира и игрой с логикой пространства. Нам он, в контексте рассматриваемой темы о перспективе в живописи, особенно и интересен:

М. Эшер. «Относительность»

«Относительность» - не правда ли это образ вечного мира, мира без начала и конца? И в тоже время не напоминает ли нам такое построение рисунка построение перспективы в древнеегипетской живописи (помните)?.

Понятия о втором законе термодинамики (наука), Вселенной, рисовании и перспективы в живописи связаны здесь Ма́урицем Корне́лис Э́шер:

« Хотя я абсолютно не сведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам».

Помните труды Раушенбаха: законы перспективы в живописи, изложенные языком математики и объясняемые новыми знаниями о работемозга? Похоже? Только наоборот…

       Если у вас хватит терпения и есть желание, почитайте о втором законе термодинамике и об энтропии — мере неупорядоченности или хаотичности системы. Интересно … Живописное произведение — это ли не формирование системы, в которой создатель решает вопросы построения гармонии и равновесия, соотноения между порядком и хаосом? Сознание начинает лихорадить от связи и взаимозависимости всего сущего (создаваемого человеком): науки, искусства, философии и пр. И начинаешь задумываться: можно ли, дОлжно ли какие-либо правила и законы принимать как единственно и бесспорно истинные … загонять себя в тиски, навязывая их самому себе как неоспоримое? Жизнь такая многоликая и разнообразная, и такая от этого прекрасная!!! И только одно  довлеет надо всеми этими мыслями: чтобы уметь принимать решения, надо: учиться, учиться, познавать.., чтобы уметь делать свободно выбор. Выбор — возможность выбора — одна из важных ценностей. И право выбора нам обеспечивает ЗНАНИЕ.

       Вернемся к теме: «другой», неклассической перспективе, оптическим иллюзиям и Эшеру.

       Работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю. В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

Уже в самых ранних своих работах Эшер экспериментировал с перспективой как способом изменить взгляд зрителя на картину. Этими экспериментами он отчасти обязан опыту искусства Возрождения — ведь так называемая прямая перспектива, которая была взята за основу ренессансной живописи, — это, в общем, точно такая же условность, как и «обратная перспектива», используемая в византийской иконописи. Идеальные пропорции — не меньшая иллюзия, чем искажение пространства, что Эшер хорошо понимал (вспомним исследования и разъяснения Раушебаха). Он начал создавать картины со сложной перспективой во время путешествий по Италии.

Эшер работает с проблемами перспективы, начиная с ранних гравюр («Вавилонская башня»); спустя десятилетия после её создания работа над перспективой велась уже не ради интересных ракурсов, но и для создания полуабсурдных произведений, позволяющих рассмотреть один и тот же объект с разных точек в рамках единой картины («невозможные фигуры», но вспомним сразу и восточную живопись). Направление в искусстве, нацеленное на изображение невозможных с точки зрения геометрии фигур, называется имп-арт . Например, английский ученый Роджер Пенроуз создал сразу несколько таких фигур, самые известные из которых — треугольник Пенроуза и лестница Пенроуза. Все «невозможные» картины были созданы Эшером с 1958 по 1961 год — вскоре после того, как эти фигуры были описаны Пенроузом. Эшер применил находки Пенроуза в гравюрах наряду с обычными, евклидовыми многогранниками. Самые яркие примеры невозможных фигур у Эшера — в литографии «Водопад» и в гравюре «Спускаясь и поднимаясь».

Секрет «невозможных» фигур заключается в ракурсе, с которого на них смотрят, — что было особенно увлекательно для Эшера, в совершенстве овладевшего различными видами перспектив и их искривлений. 

В работе «Балкон» трехмерность домов – абсолютная функция. Невозможно нарушить двухмерную природу листа бумаги, на которой они изображены (если только ни щелкнуть по нему с обратной стороны). Однако в центре наблюдается некое вздутие, этакий протуберанец, который тоже не более чем иллюзия: лист остается плоским. Достигнуто лишь растяжение, четырехкратное увеличение в центральной части композиции.

В работе «Водопад» создана модель вечного двигателя, основанная на «невозможном треугольнике» перед нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпретации расстояния между объектом и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслимая конструкция трижды «вмонтирована» в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение. Кажется, что обе башни одинаковой высоты; тем не менее, та что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева.

В работе «Другой мир»2 интерьер кубического здания. Сквозь проемы сдвоенных арок в пяти видимых нам стенах видны три разных пейзажа. Через верхние арки вы можете смотреть вниз, на землю – почти вертикально; в двух средних линия горизонта находится на уровне глаз; сквозь нижнюю пару арок можно любоваться звездами. Каждая плоскость этого здания, объединяющая надир, горизонт и зенит, исполняет тройную функцию. Например, задний план (в центре) служит стеной относительно горизонта, полом – относительно вида, открывающегося из верхних арок, и потолком – мы видим звездное небо.

       Самые знаменитые работы Эшера построены как визуальные обманки, но по сути являются визуальным воплощением неевклидова пространства — то есть такого пространства, в котором параллельные прямые спокойно могут пересекаться. Эшер не доказывал теорем с помощью своих рисунков, просто демонстрировал удивительные возможности нашего восприятия. Эти поиски, надо сказать, были вполне в русле авангардного искусства. Один из интересных примеров проявления неевклидовой геометрии в работах Эшера — «Картинная галерея». Здесь переплетаются два пространства — галереи и картины, которая висит в галерее. Так как перспектива построена по незнакомому нам принципу, сразу разобраться в происходящем непросто. Но постепенно мы понимаем, что видим ситуацию одновременно с нескольких сторон — мужчина в картинной галерее смотрит на картину, мы смотрим на него, а женщина, изображенная на картине, — на мужчину из галереи. Это немного напоминает поиски кубистов, которые отказывались от реалистичности в поисках широты взгляда.

Наиболее полное исследование творчества художника освещено в книге Дугласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда» («Gödel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid»), выпущенной в 1980 году и награждённой Пулитцеровской премией (Википедия).

И в завершении записи два фрагмента из моих последних акварелей «Радуга» и «Восточный город», связанных с «неправильной перспективой» . Для получения большей наглядности эффектов фото обработаны в функции «инвертировать»

Материал построен на источниках из Интернета, в том числе Википедия, https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/, «Новое измерение. Оптические иллюзии» Эл Сикл, Москва, изд АСТ-Астрель, 2004

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+6

привилегированный 26.07.2017 , обновлено  26.07.2017
Пожаловаться Просмотров: 3012  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены