Интуиция, закон, ошибки?.. Аксонометрия и обратная перспектива в живописи - еще раз о мифе и реальности
Позвольте опять обратиться к теме «Перспектива в живописи и рисунке». В комментарии к предыдущей записи о перспективе Майре рекомендует всем ознакомиться с книгами Б.В. Раушенбаха о перспективах.
То, что тема интересна и может быть полезна, и на ее продолжение здесь, в ТАЖе, меня также вдохновили и такие слова из комментария Ларисы: «Я слаба в перспективе, этим вопросом надо заниматься основательно... Я что-то для себя уяснила и с этим живу. Но статья твоя дала мне ,, волшебный пендель,,)) С учением Раушенбаха знакома со слов своего препода в студии, он его ,по-моему,боготворит)) ».
Б.В. Раушенбах — ученый, физик, занимался вопросами космостроения. Его трактаты о живописи, о перспективе в живописи — не любительский материал, это серьезные научные исследования истории и закономерностей развития техник, применяемых мастерами в живописи исторически, а также дальнейшее развитие теории перспективы. По результатам математического анализа и исследований принятых в практике законов перспективы, ученый развенчивает многие иллюзии о правильности и неправильности методов и техник пространственных построений в искусстве живописи. Например, о способе прямой линейной перспективы (ренессансный), который после его открытия и принятия, считался единственно правильным, Раушенбах через систему анализа показывает, что он также несовершенен с точки зрения геометрии и математики, новых знаний зрительного восприятия окружающего мира, и несет в себе ошибки, которые часто нельзя исправить, не обратившись к отклонениям от требований теории построения перспективы, изменения их при построении рисунка. Ученый демонстрирует свои выводы и исследования как на примерах работ классиков, так обоснованными расчетами и примерами на чертежах (лучше читать первоисточник, хотя я, в меру своих дилетантских познаний, пробую изложить «простым языком»).
Раушенбах показывает и доказывает, что прямая линейная перспектива (ренессансная), не является единственно правильной, и так называемая ошибочная, «примитивная» перспектива — обратная (и не только она) — тоже на полных оснований должна считаться правильной, научной, хотя она, как и аксонометрический способ изображения, характерные для античности и средневековья, и перестали использоваться в искусстве Ренессанса и Нового времени. (глава 5 «Аксонометрия и обратная перспектива», Б.В. Раушенбах. Общая теория перспективы, 1986):
«Хотя такая позиция представляется вполне логичной, она глубоко ошибочна. И аксонометрия и обратная перспектива получаются столь же строго, как и рассмотренные в предыдущих главах варианты единой научной перспективы; они получаются из тех же исходных положений, теми же математическими приемами и описываются теми же уравнениями. Они ничем (в смысле строгости обоснования) не отличаются от рассмотренных выше вариантов системы перспективы, они не лучше и не хуже упомянутых вариантов, а их использование вполне разумно и сегодня» ( варианты единой научной перспективы — это варианты, основанные на прямой линейной перспективе). Научность и правильность такой точки зрения ученый доказывает не только математически, но и обосновывает новыми знаниями и открытиями в области работы мозга и зрения: естественная преобразующая работа мозга при зрительном восприятии - мы видим не глазами, а мозгом. В частности, изображение небольших предметов, наблюдаемых с небольшого расстояния (в закрытом помещении). В этих условиях предметы находятся в области полной константности — специальный термин психологии зрительного восприятия : на этих ограниченных расстояниях не будет наблюдаться кажущееся сужение предметов с увеличением глубины и тогда границы некоторого вытянутого и небольшого прямоугольного предмета с осью, расположенной в глубину от художника, будут видны параллельными, а не сходящимися на горизонте. По этой причине этот прямоугольный предмет будет изображаться в так называемой параллельной перспективе или аксонометрии. «Следовательно, - пишет автор, - аксонометрия — это система научной перспективы для изображения небольших предметов, наблюдаемых с близких расстояний преимущественно в закрытых помещениях.» Полученный вывод о научности аксонометрических изображений предметов делает абсолютно излишними какие-либо специальные гипотезы, которые должны объяснять факт обращения художников прошлого к этому способу передачи формы предметов…
Как показывает теория, естественное зрительное восприятие сильно удаленных предметов (если они не имеют в натуре огромных размеров) тоже может быть передано по законам аксонометрии (конечно, отдельного объекта, а не всего пространства). Для этого надо, чтобы удаленный объект изображения был значительно меньше расстояния до него и целиком помещался по одну сторону горизонта.
Дальше, в этой главе, Б.В. Раушенбах показывает и научность метода легкой обратной перспективы (речь не идет о приеме обратной перспективы как техники передачи сюжета мистического или духовного характера, например, иконы, и с отклонениями от линий прямой перспективы не более 10 %). Не буду пересказывать всю теорию, лучше, я думаю, почитать первоисточник, особенно учитывая, что эта глава не только познавательна, но и не требует специальной математической подготовки или большего напряжения для переваривания. Но она не только разбивает заблуждения и иллюзия, освобождает от давления на нас необоснованного «высокомерия», но и помогает расправить еще больше, как пишет Татьяна, крылья, и довериться иногда своей интуиции.
В конце, как у нас, в ТАЖе, принято, несколько рисунков разного времени, по которым я теперь могу, хотя бы для себя, объяснить, почему, вроде будучи немного знакомой с правилами линейной перспективы, рисовалось вопреки ей :-)) (что может касаться и того кресла с гитарой)))
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+14
|
|||
Последние откомментированные темы: