Постоянно всплывающий вопрос о негативном пространстве, заставил меня взяться за перо, то-бишь за «клаву» и настучать свои размышления по этому поводу. Сразу оговорюсь, что все эти размышления плод моего опыта и раздумий, но я ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции.
Негативное и позитивное пространства в изобразительном искусстве.
Этими терминами оперируют фотографы, сценографы, графики, дизайнеры и реже живописцы, хотя касается это всех, кто хоть сколько-нибудь приближен к изобразительной деятельности. Мне пришлось впервые столкнуться с этим термином в 1976 году на первом курсе первого занятия в Государственном художественном институте Эстонии, ныне Художественной академии. Предмет назывался графика-проект и предполагал изучение базовых истин графического языка, необходимый в арсенале художника-дизайнера. Профессор, художник-график Раоуль Койк предложил нам написать своё имя выбранным шрифтом на девственно белом листе бумаги, и предупредил, что расстояниях между буквами должно быть 3 мм. В ту пору я носила фамилию мужа – АНИЩИК, но писать мне пришлось латинскими буквами, ANISTSIK, как это было принято в Эстонии. Мне показалось, что заданное расстояние не подходит для моего текста, выполненного в предложенном шрифте, и я на свой страх и риск изменила расстояния так, чтобы текст выглядел органично и визуально ритмично. Для этого мне пришлось между некоторыми буквами расстояния сократить, а некоторые увеличить. Фактически я нарушила заданные условия Я подумала, что это не большой грех, если я нарушу условия для лучшего восприятия текста, а профессор может и не заметит или простит мне вольность. И вот, когда он подошёл ко мне и замер, разглядывая мою работу, и я испытывала холодок от предстоящей отповеди, как вдруг он попросил меня встать и, пожав мне руку, поздравил с блестяще выполненным заданием, а затем объявил, что верно выполненное задание не предполагало точного соблюдения расстояний. Это был тест на нашу художественную интуицию, и оказалось, что я была единственная в группе, кто выполнил его правильно. Далее он рассказал, как важно художнику всегда иметь ввиду негативное пространство вокруг изображаемого объекта. Все поля вокруг текста и расстояния между буквами должны вплетаться в гармоничную композицию. Урок нам всем хорошо запомнился.
Для тех, кто намерен всерьёз изучить эту тему, далее предлагаю подборку интересных статей о художественном и негативном пространствах.
Позитивно о негативном.
http://blogs.masterclassy.ru/negativnyie-prostranstva-v-risovanii.html
О негативных пространствах.
http://creativshik.com/pozitivno-o-negativnom/
Правила композиции
http://hostingkartinok.com/foto/6250/
Философский словарь. Художественное пространство
http://enc-dic.com/philosophy/Hudozhestvennoe-Prostranstvo-4451/
Негативное пространство в интерактивном дизайне
А для тех, кто хочет получить информацию для общего развития, я изложу свою точку зрения.
Что же это за негативное пространство, как и почему его надо учитывать в работах и каковы правила? В вышеприведённом мною случае, всё было просто, так как ничего кроме букв и поля вокруг в условия не входило. Но чем обширнее работа, чем больше в неё входит изобразительных элементов, тем сложнее задача. Иногда сам факт определения негативного пространства вызывает затруднения.
Попытаюсь дать своё определение этому понятию. Боюсь, что оно будет громоздким, но вы мне это простите.
С позитивным пространством более или менее всё поянтно. Это и есть та часть визуальной информации, ради которой автор взялся за карандаш, кисть или перо.
Негативным пространством (далее НП) назовём поле вокруг визуальной информации – позитивного пространства (далее ПП), которую мы хотим обозначить, как важнейшую, а также подчеркнуть её и выделить. Роль НП этим не ограничивается, так как будучи найденным/определённым неверно, НП займёт позицию лидера, и в этой роли подспудно обесценит достоинство и значимость идеи. НП надо рассматривать, как некий абстрактный объект, который соседствует с изображением, навязывая свои условия ритма и степени воздействия на реципиента.
Как бы хорошо и выразительно не был изображён предмет, степень его воздействия можно усилить при помощи негативного пространства, а можно просто свести на нет. Представьте великолепно выполненный портрет на огромном белом или цветном фоне. Чем меньше изображение, тем сильнее воздействие поля.
Дети, все без исключения, видят лист целиком и рисуя, учитывают рабочее поле, как форму. Многие дети, рисуя на бумаге, могут продолжить линию по поверхности стола. Так будет до тех пор, пока кто-то из взрослых не даст «ценный» совет: экономить бумагу или рисовать аккуратно. Взрослые это делают из лучших побуждений, а результат всегда один и тот же – ребёнок немедленно перестаёт видеть лист бумаги, как пространство и начинает относиться к нему, «с уважением», как к материальной ценности. И далее в рисовании всегда будет присутствовать элемент вины: я своим плохим рисунком испортил хороший лист.
Самый действенный способ изучить воздействие негативного пространства, рисовать абстрактные формы с учётом границ бумаги, или без учёта их. Для второго способа можно подложить под рабочий лист ещё один лист бумаги, но больше размером и рисовать не опасаясь нарушить границы рабочего листа. При рисовании этого типа немедленно задействуется правое полушарие. Изображаемые линии и пятна наполнятся эмоциональным содержанием. В этом смысл НП. Если ПП апеллирует к левому полушарию и логике, то НП это всецело результат работы правого полушария, которое тем не менее можно позже скорректировать при помощи логики. Этим приёмом сознательно пользуются дизайнеры для возбуждения чувств по отношению к сухим графическим изображениям. Вот выдержка из статьи «Онегативных пространствах»:
ссылка http://creativshik.com/pozitivno-o-negativnom/
Широкие возможности «негативного пространства».
«Применяя возможности «негативного пространства» можно добиться:
1.Ощущения воздушности и элегантности композиции.
2.Концентрации внимания на самом главном элементе композиции.
3.Лёгкости восприятия текста.
4.Управления взглядом зрителя. Например, от заголовка к иллюстрации, от иллюстрации к тексту.
5.Передачи дополнительного смысла работы.
Очень интересно использует отрицательное пространство в своих картинках израильский иллюстратор Нома Бар (Noma Bar). Его рисунки лаконичны, просты и в то же время остроумны. Он выпустил книгу иллюстраций «Негативное пространство» («Negative Space»). Данная подборка была опубликована в изданиях The Guardian и New York Times Magazine.»
Вы видите, как фон вторгается в изображение и сообщает ему эмоцию.
Подумайте на досуге и поупражняйтесь в овладении языком художественных пространств и поставьте мне плюсик. если тема этого поста кажется вам достойной внимания или интересной. По этим плюсикам я буду знать следует ли такого рода разговры затевать у нас в группе.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+31
|
|||
Последние откомментированные темы: