Цитадель адеквата Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Геоглифы перуанского плато Наска — часть современной массовой культуры, плотно ассоциирующаяся с неразгаданными тайнами ушедших эпох. Хотя их подлинная тайна целиком принадлежит настоящему. Современная наука не в силах объяснить, почему рисунки, нанесённые в пустыне путём выкапывания неглубоких канав, представляются публике чем-то загадочным, и почему никто не знает как, когда и кем они были сделаны, хотя всё это отнюдь не секрет. Но о данном аспекте проблемы я уже писал.
К счастью, у геоглифов есть и другие загадки.
Но для начала о Наска. Так называется не только разрисованная равнина, но и народ, живший в прибрежной пустыне южного Перу со II века до н. э. по VI век н. э.. Называется в честь плато. Как себя именовали сами индейцы, некогда занимавшиеся земледелием в рукотворных оазисах, — неизвестно. Инки, пришедшие в эти края в средние века, ничего не знали ни о рисунках, ни о прежних жителях местности. Таким образом, сведения о народе, в число достижений которого изобретение письменности не входило, не сохранились даже в легендах других индейцев. И единственным источником информации о наска является археология.
Кауаче. Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Но, кстати, о достижениях. Традиционно, наска именуются «культурой», хотя оснований повысить их статус до цивилизации вполне достаточно. Скорее всего, они обладали государственностью. В настоящий момент активно ведутся раскопки столицы наска — Кауаче. Ну как столицы? «Город» на самом деле представляет собой лишь культовый центр с шестью ступенчатыми пирамидами и окружающей их «застройкой» из десятков гробниц, представлявших собой курганы с небольшой часовней на вершине. Не похоже, чтобы в Кауаче жил кто-то, кроме жрецов и немногочисленной прислуги, хотя комплекс — окружённый теми самыми гигантскими рисунками — и являлся местом интенсивного паломничества.
И здесь кроется первая загадка наска. В Кауаче они не жили. Но наличие гробниц, аналогичных мастабам первых фараонов Египта, подразумевает и наличие у наска фараонов. Да и как без царской власти организовать народ на строительство каналов и пирамид? Фараона же, пока его не мумифицировали для длительного хранения, обычно держат в специально оборудованном дворце.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
О том, что у наска должны были иметь города, свидетельствуют и находки ремесленных изделий изумительного совершенства — явно не кустарного производства. Разделение же труда подразумевает и отдельное поселение профессиональных ремесленников. Однако, города и дворцовый комплекс — настоящая столица страны — пока не найдены.
И почему не найдены, на самом деле, ясно. Отчасти. Наска, несомненно, владели всеми положенными древним народам «высокими, утраченными технологиями». То есть, как и инки после них, строить не умели от слова «совсем». Сооружения могли возводить лишь из подогнанных друг к другу гигантских блоков. Но в отличие от инков, данным неумением наска не злоупотребляли. Строили они из самана — смеси соломы и глины. Так что, даже в крайне сухом климате перуанской пустыни хорошо сохранились только пирамиды и курганы.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Тем не менее, найдены уже несколько деревень наска. Так что пропажа дворцов и городов, которые должны быть более заметны, кажется странной.
...Не сложилось у наска и с металлургией. Вероятно, они были знакомы с медью и золотом, — знали, что такие материалы существуют, — но и не более того. Поразительных успехов они добились в других областях. А именно, в ткачестве и гончарном деле. Образцы их ткацкого искусства сохранились благодаря климату, и действительно поражают. Используя хлопок, шерсть и человеческие волосы, они изготавливали ковры и разнообразные ткани, отличавшиеся высочайшим качеством и яркими расцветками. Одних только пигментов, использовавшихся для окраски текстиля, исследователи насчитали 150 штук. Некоторые ткани наска имитировали драгоценную парчу, хотя производились без шёлка, другие же имели столь плотное плетение, что не пропускали воздух.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Что же касается керамики, то образчики можно видеть на иллюстрациях. Наска не использовали гончарный круг, зато, лепили мастерски, перед обжигом собирая сосуды сложнейшей формы из отдельных деталей. Ну и искусством росписи, конечно, владели в совершенстве. Мало работая с камнем и металлами, в областях гончарного дела и ткачества равных в Америке они не имели. Да и в Старом Свете таких мастеров ещё надо было поискать.
...Ну и о фигурных сосудах, вероятно, имевших не декоративное, а ритуальное назначение, раз уж найдены они в культовом центре. Изображать сосуды могут как обычных людей или неведомых монстров, явно морских, так и животных. Особым почётом пользовалось стилизованное изображение хищного китообразного, — вероятно, косатки. И, хотя, жили наска всего в 80 километрах от моря, нет оснований полагать, что они строили корабли, или хотя бы лодки (изображения отсутствуют), или даже просто занимались ловлей рыбы. Да если б и занимались. Косатки не водятся в прибрежных водах Перу. Как не водятся в пустынях и обезьяны. Тем не менее, наска откуда-то о косатках и обезьянах знали.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
И это — вторая загадка исчезнувшего народа. Причём, не такая уж тривиальная. Естественно, предки наска пришли в пустыню. Откуда-то, где могли с косатками и обезьянами близко познакомиться. Проблема здесь, однако, в том, что косатки и обезьяны водятся в разных местах.
...Причём здесь геоглифы? Притом, что на снимках можно увидеть всё тех же косатку и обезьяну. А также птиц, изображённых именно в насканском стиле. Геоглифы, роспись и вышивка (в статье и так уже превышен лимит изображений) выполнены определённо одним «почерком», сходны по тематике и несут печать общей культуры.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Это к вопросу, кто геоглифы начертил. Наска не могли заимствовать идеи, рассматривая рисунки в пустыне, поскольку геоглифы, как известно, не видны с земли. Видны они были только с деревянных вышек, с которых художники руководили копателями канав. Оставшиеся в грунте фрагменты опор этих вышек обнаружены и датированы эпохой наска.
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: