АНТОН МОРКОВИН • 3 КОММЕНТАРИЯ
Небо — универсальный символ божественной реальности во многих религиозных системах. Причины этого достаточно очевидны: солнце дает свет и тепло, небо находится выше всего и недоступно для человека, небо поражает красотой и стройностью движения светил — все эти свойства ассоциируются с божественным миром. Хотя для религий авраамической традиции — иудаизма, христианства, ислама, — а также, например, для индуизма и зороастризма, вопрос о местопребывании Божества лишен смысла, поскольку Бог вездесущ. Представление о вездесущности Бога нашло интересное отражение в дискуссиях о природе пространства в эпоху становления физики Нового времени, о чем будет сказано ниже.
Впрочем, в Библии и Коране «небо» действительно нередко выступает в роли символа высшей реальности и противопоставляется «земле» — миру людей. Весьма вероятно, что в ранних религиозных системах такое разделение понималось буквально, то есть видимое нами небо действительно считали местом пребывания богов. Так, в верованиях древней Месопотамии, которые нашли свое отражение и в Библии, весь мир подразделялся на три уровня — земной, подземный и небесный. Люди населяли земной мир, в подземный мир отправлялись души умерших, а небо было уделом богов. Однако боги обитали не только на небе, но и на других «этажах». Земля ассоциировалась с богиней Ки; ее брак с небесным богом Ану дал начало обширному пантеону, насчитывавшему более 3600 богов (имен которых мы, по понятным причинам, не называем). Подземным миром «заведовала» богиня Эрешкигаль, она присматривала за тенями, влачившими жалкое полусуществование в Иркалла — вавилонском аналоге Аида (подземного мира в древнегреческой мифологии). Наряду с почитанием высших богов существовало и множество местных культов. Каждый город имел своего бога-покровителя, и его местопребывание ассоциировалось с конкретным алтарем. Сходные представления были свойственны и другим политеистическим религиям, которые вполне отвечали принципу Фалеса Милетского — «всё полно богов».
Буквальная ассоциация неба с высшими силами существенно повлияла на развитие древнегреческой астрономии. Пифагор и вслед за ним Платон и Аристотель усматривали в видимой неизменности движения светил признак божественности. Именно поэтому Платон был убежден, что светила обязаны двигаться по круговым орбитам, ведь круг — самая совершенная из фигур. Кроме того, законы надлунного мира считались принципиально иными, нежели законы мира подлунного. Например, в подлунном мире любое движение рано или поздно прекращалось, а круговое движение светил могло продолжаться вечно. Такое противопоставление нашло законченное выражение в трудах Аристотеля и сохранялось вплоть до научной революции Коперника, Галилея и Кеплера — хотя в христианской среде звезды и планеты, понятное дело, уже не считались божествами.
Переход к монотеизму в религии древних евреев упразднил сложную иерархию шумерского пантеона. Евреи верили в Единого Бога Яхве как во владыку всего мира вообще, называя Его «Бог неба и Бог земли» (этот титул неоднократно используется в Книге Бытия). Подземный мир «лишился» населявших его темных богов, а участь отходящих в него душ перестала быть столь мрачной, как в мифологии Месопотамии: в яхвистской пророческой традиции развивались представления о будущем воскресении мертвых и новой вечной жизни в Царстве Бога, которое принесет на землю Мессия. Для христиан Мессия — это Иисус Христос, одновременно истинный Бог и истинный Человек. Он соединяет разобщенные земной и небесный миры и приносит на землю Царство Божье, которое в Новом Завете называется также Царством Небесным. Здесь, как зачастую и в ветхозаветных книгах, эпитет «небесный» служит символом духовной реальности, а не указанием на физическое местоположение. Царство Небесное для христианина — это пространство отношений любви между людьми и Богом, которое начинается уже в этой жизни и будет в полной мере раскрыто после Второго Пришествия Христа, когда земной мир полностью преобразится.
Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама. Фреска свода Сикстинской капеллы. Фото с сайта ru.wikipedia.org
В философии Нового времени представление о «небесном» трансформируется в понятия трансцендентного, трансэмпирического. Отныне, как пишет историк науки Пиама Гайденко: «Трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания», — и вопрос о Его бытии выводится из круга естественных наук. И все-таки философские и теологические предпосылки не перестают играть свою роль в научном поиске. Так, символическое понимание «неба» и «Царства Небесного» не вполне упразднило вопрос о местопребывании Бога. Одна из известнейших заочных дискуссий по этому поводу разгорелась в XVII в. между Ньютоном, Декартом и Гассенди, стоявшими у истоков физики Нового времени. Все они, будучи христианами, признавали вездесущность Бога, но что именно понимать под вездесущностью? Пьер Гассенди — создатель христианской версии атомизма — считал, что Бог обладает особым тонкоматериальным телом, которое, как и все остальное, состоит из атомов. Атомы перемещаются в пустом пространстве, и их движения и комбинации порождают все явления мира. Но для Рене Декарта, как и для Аристотеля, понятие пустого пространства было неприемлемо: материя и пространство, согласно Декарту, тождественны друг другу, а Бог — трансцендентен материальному миру, и поэтому у Него вообще нет какого-либо местоположения в физическом пространстве. «Бог присутствует повсюду с точки зрения своего могущества, а с точки зрения своей сущности не имеет совершенно никакого отношения к месту», — писал Декарт в письме к Генри Мору.
Исаак Ньютон, подобно атомистам, допускал существование пространства, независимого от материи — но вместе с тем не считал его абсолютно пустым: бесконечная Вселенная наполнена столь же бесконечным Божественным присутствием (которое, впрочем, не мыслилось им как нечто материальное). Это присутствие обеспечивало всеобщую систему отсчета времени и универсальную систему координат, которая позволяла отличить относительное движение от абсолютного в отсутствие каких-либо ориентиров. Для атомистов, как и для создателя прямоугольной системы координат Декарта, это не имело смысла: они признавали только относительное движение, понимаемое как изменение взаимного положения тел. Идеи Ньютона об абсолютном пространстве, времени и движении доминировали в физике вплоть до XX в., когда они были радикально пересмотрены Альбертом Эйнштейном. Однако Ли Смолин, один из ведущих физиков современности, полагает, что точка в этом споре еще не поставлена. Не исключено, что космология и квантовая физика еще «вернут» абсолютное время в систему мироздания.
Источник https://elementy.ru/email/5021787/Pochemu_Bog_na_nebe_a_my_na_zemle
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: