Просто о сложном 31 октября .
В предыдущих частях моего мини-обзора (здесь и здесь) мы рассмотрели имеющиеся на данный момент достижения компании Маска и их планы. Здесь я попробую обсудить, насколько эти планы реализуемы, а также рассмотреть некоторые вопросы, которые очень часто возникают при обсуждении Маска и его творений.
Запуск и приземление Falcon-9. Фото взято из открытых источниковИтак, с одной стороны у SpaceX есть довольно востребованный и вполне так процветающий бизнес по запуску на орбиту грузов различного (в том числе и военного) назначения. Портфель заказов довольно обширен, статистика у них набралась уже очень и очень неплохая. Конечно, никто не застрахован от неудач, и если, не дай бог, произойдет авария - это обусловит паузу в запусках и поднимет ставки страховки. Однако с этой точки зрения какие-то угрозы не фатальны. Буквально в последние пару месяцев произошла история с преждевременным запуском нескольких Мерлинов - именно из-за нее, в частности, был отложен второй полет пилотируемого Дракона. Однако тут фирма сработала образцово: неисправность была воспроизведена на стенде, оперативно найдена причина - остатки изоляционного лака в трубопроводе, приняты меры к устранению. Скажу по секрету - на самом деле такие инциденты не снижают, а повышают доверие к изготовителю. Помните неудачу в недавнем запуске на МКС на Союзе? С одной стороны - задача не выполнена и это плохо. С другой - подтверждена высочайшая надежность САС и это хорошо.
Фото взято из открытых источниковА тут - возможный источник проблем устранен до того, как что-то произошло, это лучшее, что может произойти в обслуживании сложной техники.
Фото взято из открытых источниковТо есть если смотреть "вотпрямщас" положение SpaceX более, чем устойчиво. Заказов много, доверие есть, полеты пилотируемого Дракона его только повышают, фирме заказан лунный корабль и вообще она теперь - в пуле постоянных контрагентов что НАСА, что ВВС, что иностранных заказчиков.
Но вот планы взяты настолько амбициозные, что эта устойчивость может оказаться поколебленной уже в самое близкое время.
Да, недавно Morgan Stanley почти в два раза поднял их оценку - и главный вклад здесь внес Starlink. Рынок, похоже, в него поверил, а так как конкурентов в ближайшее время не просматривается, то никто, вроде бы, не мешает SpaceX снимать с него вкусные сливки.
Фото взято из открытых источниковПомешать она может только сама себе. Ибо - как признался сам Маск, в полностью развернутом виде для поддержания группировки в работоспособном состоянии девятки им уже не хватит. Им нужен Старшип, который сможет выводить на НОО спутники "вагонами".
То есть они завязались на Старшип - и это самое, наверное, спорное их решение.
Starship - концепцияГод с небольшим назад запуск в космос бочки из нержавейки казался невозможным даже мне. Конечно же на хорошем двигателе полетит хоть небоскреб, а Раптор - двигатель очень хороший. Но, блин, мировая космонавтика за свою историю накопила какой-никакой опыт и постройка корабля из нержавейки в чистом поле там никак не числилась. Нужны ангары, чистый кондиционированный воздух, прецизионные станки и высококвалифицированные рабочие. А отнюдь не вот это...
Фото взято из открытых источниковС тех пор мнение мое изменилось. И изменили его не только и столько прыжки прототипов на 150 метров. Хотя само по себе это очень крутое достижение и не стоит его недооценивать. Сделать из сварной бочки летающий корабль, который не рассыпается от толчков, не теряет устойчивости в полете, не опрокидывается, не лопается и не трескается - я занимался расчетами металлоконструкций и поверьте на слово - работа проделана огромная и результат превосходен.
Так вот, мое мнение изменило упорство, с которым Маск и его компания работает над этим делом. Невзирая на все неудачи - а сколько у них было уже полопавшихся и взорвавшихся прототипов - они идут вперед и решают встающие перед ними задачи.
Я уже писал - решающим, во всяком случае, для меня, будет запуск на 15 км. Ибо... ибо это докажет лично мне, что такая бочка может, не рассыпавшись, добраться до орбиты.
А это, братцы, главное. На орбите-то ей особо грозить ничего не будет. Вся МКС из таких бочек состоит - только поменьше. А тут - на НОО будет очень большая, которая может вывести туда до фига всякого разного. В том числе - и весьма габаритного.
Я не буду говорить о новой эре и т.п., но будем последовательны - успех Старшипа может обнулить все, что было до них. И Ариан, и Атлас, и Протон и все остальное.
Сейчас нам весело - а будет еще веселее...
Швартовка Starship к лунной станции. Концепт-арт Mack CrawfordТеперь - что может этому помешать? Да много чего.
1. Изначальная порочность всей концепции. Если выяснится, что такая бочка при полете на 15 км необратимо дырявится, мнется, что она в принципе не может выдержать возникающих нагрузок, что ведет себя непредсказуемым образом, разрушается от неучтенных вибраций и т.п. Тогда нас ждет громкое фиаско лично Маска, радикальная резекция Starlinka и кризис вокруг SpaceX, из которого они могут и не выбраться.
2. Форс-мажор, связанный с проблемами (личными, медицинскими, юридическими и пр.) Маска как главного двигателя всего этого дела. С одной стороны такая персонификация бизнесу помогает, с другой - в случае, если что-то случится, возникает вопрос по поводу наследования и продолжения дела. Вспомните Аллена и его Стратоланч.
3. Форс-мажоры иного плана, например связанные с проблемами американского государства. Я не думаю, что США развалится или что-то еще в этом роде, но вот приход к власти сумасшедших, которые запретят тратить деньги на космос со счетов сбросить нельзя. Авось минет их чаша сия.
3. Падение метеорита на Бока-Чику, прилет инопланетян, восстание роботов и прочие события, которые предусмотрительный человек никогда не должен сбрасывать со счетов.
В общем, будем смотреть вперед, а не назад. Нас ждет много интересного.
Ну и напоследок - попробую ответить на некоторые основные обвинения в адрес Маска, которые порой выдвигаются в Рунете.
- Маск пилит деньги американских налогоплательщиков. Да сколько угодно - пока ему есть чем отчитываться. Тут нужно понимать, что одно дело отчитываться красивым плакатом и рассказом о том, что в 2030 году мы на Каллисто будем чаи гонять, и совсем другое - запустить пару астронавтов на МКС после того, как твоя страна девять лет возила их туда на попутках.
- Маск всего лишь повторяет то, что было сделано еще в 60-70 годы прошлого века. И слава богу. Критикам я напоминаю, что нам это тоже предстоит - в 60-70 мы запускали аппараты к Луне, Марсу и Венере, изучали кометы. Повторить эдакое сейчас было бы просто прекрасно - и лично я этого жду с нетерпением.
- Маск занимается только пиаром. Ну и молодец - привлекает внимание к космосу и поднимает его престиж у молодого поколения. К тому же Маск занимается пиаром хорошо. Сравните с Рогозиным, который тоже занимается пиаром. И, увы, занимается им много хуже.
- Маску все дали задаром - инженеров, космодром, двигатели, правительственные заказы и т.п. Ну, ребята, их ему дали и они начали работать и выдавать результат. Это что - плохо? Это хорошо. Вот если бы ему это все дали, и он половину спер, а вторую половину сломал - это было бы много хуже.
В общем резюмирую. В самом начале - когда Маск и SpaceX только начинали свой путь, многие считали, что все визионерство Маска - это чистая бизнес-стратегия, что он просто, как всякий нормальный капиталист, хочет раскрутить свою компанию и продать ее Боингу, обогатившись на этом. Но сейчас становится понятно, что они это всерьез.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: