Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор группы пишет:

Является ли Иисус Христос исторической личностью?

SPQR | Древний Рим и Древний Мир           28 июня  

Отрицая историчность Иисуса Христа, приверженцы мифологической школы указывают на отсутствие упоминаний о нем в нехристианских источниках 1-го века, параллели с более древними мифами об умирающих и воскресающих божествах, признаки литературного вымысла, заимствований и биографические противоречия в Евангелиях, отсутствие информации о жизни Иисуса в Посланиях Павла, датируемых ранее Евангелий, и проч.

Сторонники исторической школы для доказательства реальности Христа приводят ряд упоминаний о нем в сочинениях античных авторов. Самое раннее сообщение такого рода содержится в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (90-ые годы). В небольшом абзаце там говорится о «мудром человеке» по имени Иисус, который совершал удивительные деяния, сделался наставником для правдолюбивых людей, был распят, но на третий день явился живым в соответствии с пророчествами. Исследователи, однако, указывают на вероятную вставку сообщения христианским переписчиком на рубеже 3 и 4 веков.

    Источник: Ciao.ro

Стиль отрывка не соответствует общей стилистике Флавия. Здесь используются греческие неологизмы «Христос» и «христиане», появившиеся предположительно в Антиохии во второй половине 1-го в., хотя для иудейского автора того времени было бы сообразнее употреблять местную лексику. Будучи представителем консервативного крыла в иудаизме, Флавий просто не мог позволить себе настолько «еретические» пассажи об Иисусе. Христианские авторы 2 и 3 веков, знакомые с сочинениями Флавия, ничего не сообщают о данном отрывке.

Римский легат в Вефинии Плиний Младший ориентировочно в 109–111 гг. в послании императору Трояну, описывая свою политику противодействия христианству, упоминает Христа, которому, как богу, поклоняются христиане. Другое упоминание имеется в «Анналах» римского историка Тацита (ок. 115 г.). При изложении действий Нерона после Великого пожара в Риме (64 г.), сообщается, что император, стремясь побороть неприятные слухи, свалил вину на христиан и предал их казням. Далее идет речь о Христе, «от которого происходит это название», казненном «прокуратором Понтием Пилатом». Здесь также можно усмотреть ряд сомнительных моментов.

 

Раннехристианские авторы, как и в случае с Флавием, умалчивают о данном упоминании.

  Пожар в Риме. Пьер-Жак Волер, 1769. Источник: pushkinmuseum.art

Активное распространение христианства по империи, видимо, началось лишь в 70-ых годах 1-го века после разрушения Иерусалима, вместе с беженцами и рабами из Иудеи. Маловероятно, что христиане могли в 64 г. играть сколько-то значимую роль в общественной жизни Рима. Тацит, являясь опытным историком и бюрократом, допускает несвойственную ему неточность, назвав Пилата прокуратором, а не префектом, коим он на самом деле являлся. Кроме того, в отрывке не приводится личное имя Пилата, а лишь номен и когномен. Таким образом, используется евангельская фразеология, что, как бы, намекает на то, что Тацит мог пользоваться христианским источником, или на позднюю вставку.

Следующее в хронологической последовательности упоминание содержится в «Жизни 12-ти цезарей» Светония (ок. 120 г.), где сообщается об изгнании из Рима Клавдием «иудеев, непрестанно волнуемых Хрестосом» (через «е»). Событие это датируется приблизительно 50 г. Римские власти действительно недолюбливали иудеев и периодически подвергали их репрессиям. Однако, почему римских иудеев в 50 г., когда христианство находилось еще в зачаточном состоянии, должен был волновать Христос непонятно. Второе упоминание христиан, содержащееся здесь в главе о Нероне, с большей долей вероятности могло быть заимствовано у Тацита.

  Римская фреска 4 в. Источник: harissa.com

По сообщению историка 4-го в. Флавия Вописка, со ссылкой на Флегона, вскользь о Христе, как объекте поклонения христиан, упоминает в своем письме (ок. 130 г.) император Адриан, выражая озабоченность по поводу фанатизма восточных культов. В середине 2-го в. некий сириец Серапион в назидательном письме сыну из заключения, используя евангельскую лексику, называет Иисуса «Царем Иудейским». Наконец, греческий сатирик Лукиан, высмеивая христиан в сочинении «О смерти Перегрина» (ок. 165 г.), называет их «законодателя» «распятым софистом».

Таким образом, немногочисленные античные нехристианские источники упоминаний об Иисусе содержат несколько общих недостатков. Все они приходятся на гораздо более позднее время, почти везде Христос упоминается лишь вскользь, в связи с сообщением о христианах, даже без упоминания имени, везде используется греческая (евангельская) лексика для обозначения Иисуса и его последователей, появившаяся лишь во второй половине 1-го в., никакими нехристианскими источниками эти авторы, видимо, не располагали. В целом, эти упоминания могут служить скорее доказательством достаточно большого распространения христианства во 2-ом веке, нежели историчности Иисуса.

Впрочем, приверженцы исторической школы объясняют скудность античной информации о Христе тем, что большая часть древней литературы до нас попросту не дошла.

 

© Дмитрий Романов

Это интересно
0

Модератор группы 09.09.2019 , обновлено  09.09.2019
Пожаловаться Просмотров: 498  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены