На своих лекциях я часто выступал против астрологии, алхимии, хиромантии, мистики, магии, а также различных форм «анормальной» и «паранормальной» науки, в частности, телепатии. Но вот однажды, в конце лекции, я решил разыграть своих студентов. Сначала я задал вопрос аудитории: знает ли она, что такое телекинез. После того, как студенты дали этому слову толкование, которое заключается в способности человека усилием своей мысли перемещать в пространстве материальные предметы, я поведал им свою тщательно скрываемую от всех «тайну». Я сказал им, что будто ладони моих рук излучают особое биологическое поле, которое способно сообщать движение небольшим предметам, а тыльная сторона ладони может затормозить это движение. Конечно, мне не под силу сдвинуть книгу со стола, она слишком тяжела и велико ее трение о стол, говорил я, но легким телам, свободно подвешенным на нити, я мог бы сообщить колебания.
После этих слов я попросил двух студентов подержать в натянутом состоянии заранее приготовленную мною прочную нить, куда я привязал два одинаковых маятника, использовав в качестве грузил обычные мелки. Раскачав один из маятников, я поднес к нему тыльную сторону ладони правой руки; к неподвижному маятнику я обратил ладонь левой руки; вся моя поза изображала напряжение, которое я якобы испытывал, силясь остановить правый маятник и раскачать левый, не прикасаясь к мелкам. Через некоторое время студенты увидели, что мои усилия увенчались успехом: раскачиваемый маятник постепенно успокоился, а покоящийся начал заметно раскачиваться. Тут зазвенел звонок, я резко остановил эксперимент. Аудитория была парализована увиденным. Я попросил ее поразмыслить над природой увиденного ими явления, а результаты раздумий сообщить мне на следующей лекции. Как и в предыдущем случае, чтобы заинтересовать студентов, я пообещал поставить пятерку тому, кто даст, на мой взгляд, верный ответ.
Читатель, наверное, уже догадался, что через неделю ни один из студентов не представил мне правильного объяснения опыта; большинство уверовало в мои «чудо-способности». Тему колебаний двух связанных маятников никто не вспомнил, возможно, потому что ее фактически не затрагивают в школе; она рассматривается в институте, да и то в основном теоретически. Таким образом, я еще раз убедился, что у наших детей отсутствует чутье на работу пространственно-механических моделей и они плохо мыслят конструктивно.
На следующей лекции я повторил опыт по передаче колебаний от одного маятника к другому посредством упругой нити. Студенты увидели, что при передаче энергии колебаний мои руки, которые я спрятал в карманы, абсолютно не играют никакой роли. При продолжении эксперимента, раскачивающийся, но затем успокоившийся маятник, вновь начинал раскачиваться под действием упругих сил и эти «биения» двух маятников будут продолжаться до тех пор, пока вся энергия колебательной системы не израсходуется на преодоление сопротивления воздуха (рис. 1). Почему никто из студентов не смог правильно истолковать явление? А я знаю, что они опрашивали своих родных и знакомых; весть о моих «сверхъестественных» способностях в течение недели облетела почти весь институт и даже, возможно, какую-то часть нашего небольшого города.
Ответ мне известен: студенты снова, как и в первом случае, не имели ясных представлений о работе простейшего механизма. Они, как те первобытные люди, быстро воспользовались мистическими силами, чтобы как-то объяснить загадочные для них природные процессы. Впрочем, может быть, здесь я несправедливо обижаю неолитического человека, который сооружал описанный выше могильник в Нью-Грейндже, так как постройка такого типа требовала от него знания времени солнцестояния, которого, к сожалению, многие из моих студентов не знали. Чтобы оценить высоту планки естественно-научных познаний первобытного человека, я рекомендовал им прочесть книги Дж. Вуда «Солнце, Луна и древние камни», Дж. Хокинса «Разгадка тайны Стоунхенджа» и его же «Кроме Стоунхенджа». Эти удивительные книги, рассказывающие о богатейших знаниях в области астрономии и геометрии, которыми владели северные племена, никак не связанные ни с Египтом, ни с другими известными цивилизациями Ближнего и Дальнего Востока, я рекомендовал бы и нашему читателю.
Не буду рассказывать о других пробелах образования у моих студентов, надеюсь, что суть их понятна из двух приведенных примеров. Я успокаивал себя, что виной тому является не мой курс, который, как мне казалось, хорошо продуман; ошибки возникли из-за каких-то методических просчетов в школьном образовании. Но потом, размышляя над своим курсом «Естествознание», я понял, что тоже в образование студентов закладываю мину замедленного действия. Информация, выносимая мною на аудиторию, имела такое словесное оформление, которое было удобно мне, как преподавателю, для опроса, но по большому счету бесполезна для них. «Зубрилки» легко заучивали множество моих определений и формул, сдавая на «отлично» экзамены, но при этом имели превратное представление о природных процессах и явлениях или даже вовсе не имели соответствующего им наглядного образа. Однако, чем больше я размышлял над причинами моих и чужих промахов, тем больше убеждался в невозможности исправления ошибки в образовании, которая, как это стало для меня очевидным, заложена самой эпохой.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: