3. Сравнение с наблюдениями
В некотором отношении космология Птолемея казалась подтвержденной наблюдениями: самая дальняя от центра кристаллическая сфера, на которой были закреплены звезды, по-видимому, двигалась с постоянной скоростью. Это было как раз тем, что и следовало ожидать, потому что эта сфера была самой дальней от центра, самой близкой к Богу и, следовательно, самой божественной. К сожалению, теория не так хорошо согласовалась с наблюдательными результатами, когда она была применена к планетам, включая Солнце и Луну. Солнце и Луна иногда двигались больше к северу, иногда к югу, и такая планета, как Юпитер, иногда изменяла направление своего движения на обратное по отношению к звездам.
Очевидно, что-то было неправильно. Но основные принципы — равномерное движение и совершенные геометрические фигуры — были священными и не могли быть оставлены, если даже они были в противоречии с наблюдениями. Взамен была выдвинута остроумная идея: планеты были непосредственно закреплены не на кристаллических сферах, а на небольшом круге — эпицикле, который двигался с равномерной скоростью с центром, закрепленным на кристаллической сфере. Некоторое время эта теория казалась многообещающей. Но более точные наблюдения скоро наглядно показали, что это было неправильно. Были сделаны возрастающе сложные новые дополнения к системе, и можно очень хорошо понять то, что сказал известный астроном Король Кастилии Альфонс X: «Если бы я присутствовал во время сотворения, я мог бы дать мудрый совет». Но в то же время, как система становилась более сложной, она становилась также более священной.
Система Птолемея была вначале очень привлекательной теорией, но в течение столетий она развивалась в священную и твердую структуру, неспособную объединить новые открытия. Причиной этому явилось то, что в основном подход был не научным, а мифологическим.
Основными ее компонентами были совершенные геометрические фигуры и равномерное движение. Идея построения систем мира на таких общих принципах представляла великий прогресс, потому что ранее обычно верили, что события в мире управлялись волей или прихотями богов. Система Птолемея не ставила обязательно вопрос о том, что небесная система создана Богом, но она утверждала, что она должна была вести себя в соответствии с определенными принципами философии и математики, которые было возможно анализировать и понимать.
Философия Птолемея имела логическую красоту, которая вполне могла быть названа «божественной». Чисто теоретическим мышлением теоретики требовали открыть те принципы, согласно которым действовал Бог при сотворении мира. И когда эти принципы были бы найдены, мир должен был быть построен согласно им. Наблюдения реальности в действительности не были необходимы. Система была основана на божественном вдохновении. Если Галилей утверждал, что он видел небесные тела или солнечные пятна, которые не должны были существовать, то это его телескоп был ошибочным, а не система Птолемея.
(Продолжение следует)
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: