Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Сказ о дыхании. Часть третья.

   Предупреждая негодование и топанье ногами в адрес стиля изложения ,  объясняю: сие есть апробированная психотехника направленная на улучшение восприятия и запоминания сложного материала. Ибо дай тему языком учебника – многие заснут не дочитав до конца.

 

                    

 

                                                            ХАНЬСКИЕ ДЕЛА

 

  Я прошел в своих поисках создания нового человека на базе русской нации тернистыми путями обольщений и разочарований. И под конец (стоя уже одной ногой в могиле, а другой - выделывая ухарские балетные загогулины) вывел для себя простое правило: "Верь не в доктрины, а в людей".

  Например, если доктрина гласит, что каждый следовавший ей перец пренепременно превращается в ангела, а адепты сей доктрины выглядят провокаторами и гопниками, то надо делать от оной ноги, пока не обули и не развели.

  В 80-е и 90-е в Москву валом валили всякие эзотерические хмыри.

  Они гнали пургу доверчивым горожанам.

  А вот китайские мастера-шустрики - народ трудолюбивый и простодушный - обычно после положенной для ушей европейцев лапши про мифическое "киноварное поле" и всякую хрень из "Книги Перемен" приступали к конкретике и вытворяли со своими тощими телами разные уморительные штучки.

  С тех пор я уважаю великую ханьцев и считаю, что эта нация способна на создание сверхчеловеков.

  Кроме того, в любви к китайским штучкам виноват и мой личный опыт дыхательно-двигательной практики.

  Эх, ребята, если бы вы знали, как классно заниматься средней осенью где-нибудь на высоком холме тайцзишкой под водопадом медленно падающих желтых и красных листьев!

  Это вам не какая-нибудь дешевая полуторачасовая групповая халасана в затхлом зале после сытного обеда. Тут - полное единение с пространственно-временной гармонией, которую в обычном состоянии не видят даже астрономы в толстенные свои телескопы.

  Ты медленно двигаешься. Все медленнее и медленнее.

  И листья кружат все тише и тише.

  И замирает мир. И все звуки в нем - тоже.

  И кажется, будто пространство и время вокруг тебя сливаются друг с другом в вязкую желеобразную массу, в которой останавливается любой процесс и царит Вечность...

  Но хватит сентиментальной пурги. К телу, братцы! К телу!

  Значение слова "цигун" аналогично "пранаяме" - и то и другое можно перевести как "управление энергетикой организма посредством управления дыханием".

  Более того, истоки цигуна лежат в йоге (кто сомневается может взглянуть на хронологию, раз, и на асановскую и пранаямовскую основу самых древних стилей цигуна, два-с). Хотя, если вы скажите такое фанатам ушу&кунфу, они вырвут у вас одним молниеносным движением руки печень и заставят ее жрать под угрозой откусывания носа.

  С цигуном, ребята, однако куда больше путаницы, чем с пранаямой.

  Пранаяма отделена от асаны, в которую ушли и мышечные дела, и гимнастика, и выносливость, и массаж.

  А в цигуне все асановские дела объединены с пранаямовскими, что совершенно не das ist gut ни при каком раскладе.

  Но это еще не вся нескладность цигуна, не все его паралипоменоны, ездры и неемии.

  Китайцы ухитрились еще круче все запутать, создав бесконечное множество схожих друг с другом стилей цигуна и соединив не менее трети из них с рукопашными делами.

  Названия стилей - цветасты и мудрены. Но все они были бы полным отстоем, ежели б не даосизм, прислюнение которого ко всей этой чехарде стилей сделало их почти вменяемыми.

  Но о даосизме, как базовом элементе Русского Возрождения, мы, хлопцы, побазарим позже.

  Где-то на рубеже второго и третьего веков (в эпоху, так сказать, китайской Античности) в Китае жил легендарный врач Ху... пардон, Хуа, да, врач Хуа То.

  Лютый рогалик Хуа на гребне своей популярности вдруг понял, что ни пилюли, ни массаж не приносят пациентам большой пользы. И подумал: "А чавой-то зверушки, итить их мамку, не болеют ни туберкулезом, ни ревматизмом"? И решил: "Движение помогает пищеварению, хорошему движению крови и предупреждает болезни".

  Сообразительному Хуа приписывают первый динамический комплекс цигуна - "Гимнастику пяти животных".

  И эффект от такого цигуна превысил ожидания. Он был зафиксирован ханьскимим мудрецами в чеканной фразе: "Тот, кто много движется, мало ест и правильно дышит, не подвергается гнилости".

  Для общества, где не имели ни малейшего представления про метаболизм и газообмен, такое замечание дорогого стоит.

  Нам чем интересны сии древности? Нам они интересны по причине большей продвинутости цигуна по пути внедрения техники дыхания в повседневную жизнь, где пипл крутится, как белка в колесе, и, истекая желчью, кровью и потом, либо сам добывает хлеб свой насущный, либо отбирает его у других.

  В цигуне есть упражнения двух типов: типа, статические и, типа, динамические.

  Статические (стоя, сидя или лежа) - силовые (вдохи-выдохи с давлением на диафрагму и межреберные мышцы плюс напряжение мышц без гантельных отягощений).

  Динамические (гимнастика на ходу) - 1) легкие (медленные сонные движения без надрыва); 2) быстрые (на выносливость и координацию движений); 3) изометрические (с волевым напрягом мышц).

  В отличие от пранаямы в цигуне внимание концентрируют не на дыхании. И даже не на четкости движений. А - на "центральном киноварном поле", а, по-русски говоря, на точке дань-тянь. По-китайски же таковая инструкция звучит коротко и красиво: "И шоу чжун дань-тянь фа!"

  Если верить даосам, дань-тянь (точнее - нижний дань-тянь) - это сосредоточие всех энергий, кои могут быть заныканы на черный день людьми из жратвы, воды, секса, дыхания и движений. Оное сосредоточие катализирует в неких каналах циркуляцию энергии (ци), что ведет к офигенному здоровью и боевым парапсихическим полтергейстам.

  А вот ежели даосам не верить, то дань-тянь - всего лишь центр тяжести нашего измученного хот-догами тела, находящийся в районе пупка.

  Классический комплекс цигуна - 108 движений под названием тай-цзи-цюань (раньше писалось с большой буквы и в кавычках, нынче - без оных), известное россиянам под именами тайдзи, тай-ши-чуань, тайчи и пр.

  Кроме него, существуют еще тысячи комплексов (в Китае каждая по-настоящему физкультурная семья придумывает свой родовой стиль - там престижно иметь собственных фамильный комплекс). Но я, конечно же, ничем таким я парить вам, други мои, извилины не стану. Просто дам несколько принципов правильного цигуна.

  Принцип 1. "Не воруй у киноварного поля". При всех прыжках и напряжениях мышц, их, тем не менее, следует держать при ненадобности в распущенно-расслабленном состоянии. Напрягся - сделал финт ушами - расслабься (пусть они колышутся ветром, словно тряпки на бельевой веревке). Особенно важно экономно напрягать нижние конечностей, отнимающие больше всего энергии. А ее баланс важен для циркуляции внутренней энергии (нэй ци). "Коли не расслаблены бедра, невозможно расслабить поясницу. Коли не расслаблена поясница, ци не может опуститься до киноварного поля, дающему силу всему".

  Принцип 2. "Много входит - мало выходит". Ханьские мастера считают, ежели столько отдавать воздуха, сколько его вдохнул, то прикуп будет нулевым. А чтобы притырить как можно больше ци в личное киноварном поле, надо больше вдыхать, чем выдыхать. Но необходимость хоть чего-то отдавать атмосфере назад узкоглазые цигунщики, тем не менее, ультимативно не отрицают, поскольку проникновенно убеждены: с выдохом из организма уходят болезни и всякое гадостное дерьмо.

  Принцип 3. "Двигайся мягко". Несмотря на наличие довольно жестких стилей цигуна, максимально приближенных к реальной потасовке, и страшных названий у этих стилей (например: "Лошадь наступающая копытом на пиписку спящему медведю" или "Заяц рвущий пасть одноглазому тигру-людоеду") движения в цигуне (особенно ногами) должны быть по-кошачьи легки и плавны. При опускании ступней следует высоко задирать носок, чтобы пятка первой коснулась земли. При поднимании ноги следует первой поднимать пятку, чтобы большой палец был прижат к полу (чтобы не поскользнуться на снегу или льду). При выполнении шагов требуется задирать носки как можно выше (чтобы защитить голеностоп от удара палкой) и нельзя полностью выпрямлять ноги (все время двигаться на полусогнутых и ими же бить в грудь наглым супостатам).

  Принцип 4. "Все вместе". Движения должны быть решительно невесомыми и однозначно резвыми. Суставы и мышцы не напряжены. И все двигается синхронно - руки, голова, туловище, ноги. Особый акцент на синхронность при сложных поворотах-переворотах и каскадных прыжках.

  Принцип 5."Поупражняв ци, следует пестовать его". "Пестование ци" не столь нудная процедура, как это может показаться, судя по дикости термина. Она заключается в том, чтобы максимально долго после окончания тренировки сохранять оптимальный для организма режим дыхания. Ханьские мастера считают: без подобного "пестования" даже самым крутым напрягам - грош цена.

  Принцип 6. "Дыши носом". Все дыхательные упражнения делаются на вдохе через нос. Выдох (короткий, средний, длинный), бывает, идет и через рот (особенно при статических и динамически-изометрических упражнениях). При любом стиле дыхания - язык постоянно прижат к верхнему небу. Следует выполнять упражнения как можно шумно. Нет, не за счет громких матюгов. А за счет того, чтобы воздух терся об слизистую оболочку эпителия носовой полости и глотки. Настоящий мастер с легкостью может имитировать звук летящего "Боинга"... ну "кукурузника", на худой конец.

 

  Принцип 7. "Само собой". Используется техника навязчивых состояний. В них, невротик боится что-то сделать, но именно оное и делают его мышцы. А тут - мышцам дается возможность произвольно резвиться. В этом - огромный психотерапевтический эффект цигуна. Невроз побеждается имитацией невроза (мы еще встретим нечто подобное в системе Алиева)… 

 

            Хасан Алиев,  Создатель метода «Ключ к себе» и чемпион мира по йога-спорту.

Это интересно
+4

Модератор 01.02.2017
Пожаловаться Просмотров: 824  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены