Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Интересные факты об освоении космоса

Освоение Космоса – одна из самых значимых вех в истории Человечества. С древнейших времен человек засматривался на звезды и не мог объяснить, в чем же их притягательность. Мечтатели прошлого строили фантастические проекты по освоению звезд и путешествиям во внеземных пространствах. Люди и сейчас мечтают поселиться на далеких планетах. На Луне вон уже все участки раскупили за сумасшедшие деньги. И только в XX столетии критическая масса знаний Человечества достигла уровня, когда люди смогли преодолеть притяжение Земли и начали осваивать Космос.

Гагаринские традиции Гагаринские традиции. Интересные факты про освоение Космоса  

Юрий Гагарин стал не только первым человеком на Земле, который совершил первый полет в Космос, но и был зачинателем многих традиций. Последующие советские космонавты с точностью повторять действия Юрия Гагарина, совершаемые им перед первым полётом.

На площадке No 31, известная больше как знаменитая «Двойка» или «Гагаринский старт», недалеко от Монтажно-инженерного корпуса расположены два небольших, одноэтажных домика. В ночь с 11 на 12 апреля 1961 года, перед пуском корабля «Восток» с человеком на борту, в одном из них ночевал главный конструктор – Сергей Павлович Королёв. В другом домике – Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор эти строения так и стали называть: «домик Королёва» и «домик Гагарина». Как прошла предполетная ночь, удалось ли заснуть конструктору и космонавту, история умалчивает. Но традиция была заложена: космонавт, которому предстояло отправить с космический полёт, проводил ночь в «домике Гагарина».

Единственным исключением стала Светлана Савицкая, которая в силу неизвестных причин отказалась ночевать в «домике Гагарина», а ночевала в номере гостиницы с отцом. Если даже предположить, что она испугалась ночевать одна в пустом доме, то как объяснить смелость полета в космос? Загадка.

Скорее всего, женщины-космонавты не соблюдали и ещё одну гагаринскую традицию – справить нужду на колесо автобуса, который везет космонавта к ракете. В апрельское утро 1961 года Юрий попросил остановить автобус на полпути от площадки к ракете. Вышел, обмочил автобусное колесо, и направился дальше, покорять космические просторы. Среди мужчин традиция прижилась.

Сегодня эти гагаринские традиции ушли в прошлое, но его знаменитое «Поехали!» весь мир слышит при каждом старте российских покорителей Космоса.

Памятник ракетоносителю

Памятник ракетоносителю  

В городе Ленинск (сейчас Байконур) в советский период был установлен памятник, который и сегодня является гордостью не только жителей города, но и всех, кто причастен к космической отрасли, да и просто всех, кто любит Космос. Памятник представляет собой полномасштабную копию ракеты-носителя «Союз». Ракета закреплена на железобетонном постаменте под наклоном к горизонту.

У обывателя может возникнуть вопрос: почему ракета находится не в своём, естественном положении, устремленным вверх, к звездам, а под наклоном?

Версий выдвигалось множество, от такой, что так ракета красивее смотрится до невероятных, что в прямом положении её сдует ветер. Но прижилась и прочно закрепилась в сознании народа одна единственная версия. В период соревнования в области освоения Космоса между СССР и США (стоить отметить, что соревнование продолжается), каждая страна пыталась засекретить свои изобретения и научные открытия. Естественно, доступ иностранных граждан в советский период был ограничен, но памятник был расположен на улице, которая выходила КПП, ведущий к железнодорожной станции Тюра-Там. Чтобы макет ракеты «Союз» в прямом положении не был виден с проезжающих мимо космодрома поездов, и было принято решение, наклонить макет ракетоносителя под углом к горизонту.

Вот таким удивительным способом пытались скрыть тайны и успехи советского ракетостроения.

В мирном Космосе есть оружие Оружие в Космосе  

Не пугайтесь, это оружие не массового поражения, способное уничтожить внеземные цивилизации или нашу Планету. Это обычные пистолеты, получившие название «Оружие выживания космонавтов СОНАЗ (Стрелковое Оружие Носимого Аварийного Запаса) известно под индексами ТП-82 или ТОЗ-82.

А начиналось всё в далеком 1965 году. После полёта в космос на корабле «Восток-2» космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, совершили аварийную посадку вне заданного полётом квадрата и оказались в глухой, непроходимой зимней тайге. Двое суток космонавты провели в ожидании поисково-спасательной экспедиции. Пистолет Макарова, который был у космонавтов на тот момент, был не пригоден при защите от диких животных. Два дня мужчинам надо было что-то есть, ведь запас продуктов на корабле не предусматривал подобную ситуацию. Как оказалось, «Макаров» не очень удобен и эффективен и в качестве охотничьего оружия.

Став большим начальником, и заняв пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, Леонов, вспомнив историю своей аварийной посадки, выдвинул идею о создании для космонавтов специального оружия.

Конструкторы оружейных заводов быстро воплотили идею в жизнь. Летом 1982 года на корабле «Союз-6» в Носимый Аварийный Запас космонавта вошел пистолет ТП-82. Это было поистине уникальное оружие, его многофункциональность способна помочь космонавтам выжить в экстремальных условиях.

Пистолет состоит из трех стволов. Верхние два гладкоствольных ствола рассчитаны под охотничьи патроны 32 калибра. Нижний нарезной ствол – под патрон калибра 5,4. Для обеспечения прицельной стрельбы в комплект входит отъемный приклад в виде мачете с трапециевидным лезвием. Приклад пристегивается к нижней части рукоятки пистолета. В наборе из 11 патронов есть и сигнальные ракеты, для подачи сигнала о бедствии.

Мы точно не знаем, приходилось ли нашим космонавтам использовать ТП-82, но пусть все посадки будут штатными, а не аварийными. В 1987 году выпуск таких пистолетов был прекращен. Стрелковое Оружие ТП-82 входило в Носимый Аварийный Запас до 2007 года. В этом году закончился срок хранения патронов к ТП-82.

Закрытый проект Миг-105.11  

Соперничество Советского Союза и США в космической сфере вызывало порой к жизни воистину фантастические проекты. Конструкторы обеих стран, мотивированные первенством в освоении Космоса, двигали не только космическую науку, но и многие другие научные отрасти.

В конце 50-х годов в двух странах одновременно рождается идея создания самолета, который бы мог выходить в стратосферу и выводить другой самолет на орбиту Земли.

В 1965 году разработку дано идеи поручили Конструкторскому бюро А. Микояна. Возглавил проект, получивший имя «Спираль» конструктор Г. Лозино-Лозинский.

Предполагалось создать двухступенчатую систему, при которой первый самолет достигал скорости 2 км в секунду и выводил на орбиту второй самолет, управляемый космонавтом. Интересный факт, что предполагалось использовать в качестве топлива реакцию кислорода и водорода. Это успешно было реализовано в конце 80-х годов в проекте «Энергия-Буран». С орбиты самолет мог садиться на любой грунтовый аэродром.

В конце 60-х и середине 70-х годов провели ряд успешных испытательных полётов. Сначала с беспилотными аппаратами, а затем и с лётчиками. Советский проект намного превосходил подобные американские разработки. Но в 1969 году работы были частично приостановлены, а после испытательных полетов 1976 года самолета-челнока Миг-105.11, полностью закрыты. Это позволило американцам обогнать СССР в области использования в освоении космоса кораблей многоразового использования.

Подобный проект «Энергия-Буран» также стал одноразовым показом достижений советской науки в освоении Космоса.

Королёв подстраховался Спутник  

Мечта С. Королева о запуске ракеты в космос и выведения на орбиту Земли искусственного спутника подходила к завершению. Были проверены все чертежи, в сотый раз перепроверяли все расчеты, спутник уже находился на подставке, которая была готова отправить его в ракетоноситель. Кстати, в расчетах по Спутнику впервые была применена ЭВМ БСЭМ-1.

Но сроки запуска первого спутника Земли были немного перенесены. Одна из версий переноса говорит о том, что его запуск хотели приурочить к открытию в Барселоне международного конгресса по астронавтике. Так, собственно и произошло, и спутник вышел на орбиту 4 октября 1957 года. Советский представитель на конгрессе Леонид Седов торжественно сообщил эту новость мировой общественности.

Вторая версия, Сергей Королёв просто перестраховался. Была информация, что в США на 3 октября намечен запуск подобного американского спутника. У американцев не получилось, а могли быть первыми в этом вопросе освоения Космоса. Возможно, и у наших конструкторов была боязнь неудачи, и решили подождать результатов запуска в США. В конечном итоге все получилось, и весь мир услышал сигналы, подаваемые со Спутника-1 из Космоса на Землю.

Запутать шпионов Байконур  

Строительство космодрома в казахской степи у поселка Тюра-Там началось 2 июня 1955 года. Одновременно у поселка Байконур Карагандинской области стали строить фанерный поселок и макеты стартовых площадок. Все только с одной целью – сбить с толку вражеских шпионов. Между двумя стройками расстояние составляло 300 км. С началом запусков ракет с реального космодрома, все официальные сообщения передавали о стартах ракет с полигона у поселка Байконур.

Только после удачного полета Юрия Гагарина, название Байконур закрепилось за настоящим космодромом, а выросший рядом город стал Ленинском. Фанерный городок просуществовал до середины 70-х годов, хотя американцы знали о настоящем космодроме с 1957 года.

А в 1966 году, когда Байконур посетила французская делегация с Шарлем де Голлем во главе, его переименовали в Звёздоград. Жители попросили оставить понравившееся название, но официальные власти оставили прежнее имя городу Ленинск.

От рисунка к ракете Глушко  

В 1923 году создателю космического комплекса «Энергия-Буран» Валентину Глушко было 15 лет. Он посещал Одесскую консерваторию и художественный кружок. Любовь к музыке и живописи конструктор ракет пронес через всю жизнь.

Именно живопись и встреча с заведующим Военно-морским музеем Александром Стефановским предопределили выбор молодого Глушко.

Стефоновски как-то увидел рисунки Валентина Глушко и сразу предложил ему нарисовать для экспозиции музея карту Марса. Валентин выполнил просьбу. Рассматривая карту Марса, Стефановский завел разговор с Валентином о межпланетных путешествиях и предложил нарисовать еще один рисунок – космическую ракету.

Именно рисуя эскиз разреза ракеты, Валентин Глушко понял, как много надо знать, чтобы из эскиза сделать чертежи, сделать конкретные расчеты. И Валентин решил еще усердней заниматься физикой, механикой, химией.

В 1923 году в залах Военно-морского музея появился эскиз межпланетной ракеты. Через год Константин Циалковский получит письмо от подростка с полной поддержкой его идеи полетов в Космос. А в 1989 году «Энергия» Валентина Глушко выведет на орбиту «Буран».

Гагарин готов был помочь Останки Комарова   Останки Комарова

Путь в Космос тернист и труден. Случались и неудачи, катастрофы, за которыми судьбы тысячи людей. Гибель человека - всегда трагедия.

Космонавт Владимир Комаров перед вторым своим полётом в Космос, как будто предчувствовал гибель. Научил жену водить машину, а на 8-е марта подарил огромных сервис, сказав, что будешь потом гостей принимать.

И все спешка, к 50-летию революции нужен удачный полет. Ракета «Союз-1» с Комаровым на борту поднялась со старта 23 апреля 1967 года.

Череда поломок железной машины решила судьбу находившегося в ней живого человека. Не раскрылась солнечная батарея, зажав парашют спускаемого аппарата, отказала автоматическая система торможения, ручной удалось замедлить движение корабля над расчетной точкой, но парашют не раскрылся.

На космодроме узнали о поломках, но помочь космонавту ничем не могли. Гагарин прилетел из Москвы на Байконур и стал упрашивать Королева поставить на старт ракету. Он был готов отправиться к Владимиру на помощь, пристыковаться и пересадить его в свой корабль. Гагарин был готов… Но не готова была техника. Не было на тот момент возможности так быстро подготовить новый старт.

У Владимира Комарова две могилы и два свидетельства о смерти. Спускаемый аппарат сгорел с космонавтом в плотных слоях атмосферы. Страна встретила свое 50-летие без него.

Сигарета спасла жизнь Сигарета спасла жизнь  

Факт трагедии скрывался до 90-х годов XX столетия. Из-за неё 24 октября не осуществляются старты. В этот день в 1960 году на старте взорвалась ракета Р-16. По официальной версии погибли 76 человек, в том числе Главнокомандующий ракетными войсками маршал М.И. Неделин.

При взрыве в 100-метровой зоне от ракеты выжить было невозможно. Это была ракета конструктора Янгеля. За несколько минут до старта он отошел покурить. Это спасло ему жизнь. Никита Хрущев бесцеремонно потом спросил его по телефону: «А почему вы не погибли?..».

С Янгелем отошел покурить и заместитель начальника полигона генерал-майор Мрыкин. Он заверил конструктора, что сейчас выкурит с ним сигарету и бросит курить. После взрыва Генерал-майор до конца жизни так и не бросил курить. Всех погибших похоронили, как жертв авиакатастрофы.

Добро в землю Сухой закон  

С самого первого дня своего существования. Да и при строительстве, на космодроме Байконур и в городе Ленинск был введен сухой закон. Все-таки люди военные в основном, да и ответственность большая. Ведь на космодроме не только корабли в Космос запускали, а и создавали ядерный щит страны.

Каждый год по разнарядке на полигон поставляли определенное количество спирта для промывки систем. В 1957 году заказали 12 тонн, а использовали только 7 тонн. Долго голову не ломали, что делать с остатками. Вырыли яму и слили туда оставшийся продукт. Информация быстро разлетелась среди рабочих, и яму вскрыли, нарушив сухой закон. Но порядок был сразу восстановлен. У ямы выставили конвой солдат, а на следующий день оставшийся спирт выжгли. Королев же заметил с сожалением: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!».

Источник

Это интересно
0

18.06.2017
Пожаловаться Просмотров: 2521  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены