Как бы не менялись «мировые цены» на нефть, цена на автомобильное топливо в нашей стране всегда только повышаются. Даже те, кто на «хаммерах» и то начинают почесывать затылок, глядя на счет в чеке на АЗС. Пришла пора задуматься об экономии бензина. К тому же интересно подсчитать и осознать, а сколько стоит проехать один километр на вашем автомобиле? Например, автомобиль стоит 500.000 рублей, ресурс у него например, 200.000 км (после чего он станет хламом стоящим копейки), за эти 200.000 км он потребует техобслуживания на какую то сумму. А главное - он потребует горючего, что бы эти 200.000 проехать! А это, ни много не мало, а 15-20 тонн, по 20 руб. (по ценам 2009 г) за литр, то есть еще 300-400 тыс. рублей. И в итоге, проехать всего один километр с комфортом на собственном автомобиле (причем невысокого класса) нам обойдется примерно рублей в 5-6 как минимум. 100 километров – 500-600 рублей соответственно. И как видите, доля стоимости горючего в этой цене весьма существенна, почти 50%. А экономия бензина - единственный способ снизить эту цену.
Что бы решить эту задачу, рассмотрим, от чего зависит расход топлива (бензина или дизельного топлива).
1. Конструкция автомобиля, его двигатель, трансмиссия. Вообще говоря, эти параметры задаются производителем автомобиля. В ТТХ автомобиля указываются эти значения, расход топлива на 100 км в городском цикле или загородном (по трассе). Но они во многом - лишь ориентировочные. Реальный расход топлива – как правило больше и зависит от многих параметров. Совершенно понятно, что двигатель имеющий невысокую степень сжатия, большой объем цилиндров, сложную и полноприводную трансмиссию будет потреблять значительно больше горючего, чем «малолитражка» с приводом на одну ось. Так же влияет на расход наличие автоматической коробки передач, система питания двигателя, количество клапанов в цилиндре, наличие турбонаддува и пр.
2. Аэродинамическое сопротивление автомобиля. Как известно, сопротивление воздуха возрастает пропорционально кубу скорости движения. Т.е. если, например, автомобиль увеличил скорость с 50 до 100 км/час, (т.е. в 2 раза), то сопротивление воздуха увеличилось не в 2, а в 8 раз! Соответственно и для поддержания такой скорости двигатель должен выдавать в 8 раз большую мощность, чем для езди на 50 км/час. Начиная примерно с 90 км/час, сопротивление воздуха становится основной «тормозящей» силой и превосходит все остальные факторы влияющие на расход топлива вместе взятые.
3. Трение качения. Как бы не были сильно накачаны колеса, они все равно немного проминаются под тяжестью автомобиля. Сами шины тоже имеют определенный протектор, жесткость резины. Т.е. что бы колесо катилось – требуется определенные усилия по преодолению этих факторов. А в автомобиле – колес как минимум четыре. Это не значительный, но заметный фактор. Если давление в шинах не соответствует нормальному (для данной шины), трение качению возрастает.
4. Трение в двигателе и трансмиссии автомобиля. Зависит от степени изношенности деталей, их приработки, и качества масла. В новом двигателе, как известно, идет приработка деталей, трение повышенное. Затем детали притираются и трение значительно снижается и начинает зависеть в основном от масла, которым смазываются детали в двигателе, коробке передач, редукторах, ШРУСах, подшипниках ступиц.
5. Сила инерции. Если автомобиль двигается по ровной дороге с постоянной скоростью, то ему требуется довольна маленькая мощность двигателя, что бы только компенсировать сопротивление воздуха. Но для того, что бы автомобиль мог достаточно быстро набрать скорость - требуется высокая мощность. Иными словами, автомобили оснащаются мощными двигателями не для того, что бы быстро ездить. А для того, что бы быстро разгоняться. Согласно второго закона Ньютона, ускорение прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе. И если водитель часто и резко разгоняет автомобиль , то двигатель при этом должен развивать значительную мощность и соответственно расходовать больше горючего.
6. Фактор дороги. В частности - ее профиль. Совершенно ясно, что автомобиль движущийся в гору должен как бы еще и «поднимать» сам себя, работая против силы тяжести. В тоже время, автомобиль катящийся под гору получает бесплатный разгон от этой же силы.
7. Привод дополнительных устройств. Электрогенератор, кондиционер, гидроусилители руля и тормозной системы - все получают в конечном итоге энергию от двигателя. В этом легко убедиться взглянув на «пучок» приводных ремней. И на их работу так же идет часть мощности двигателя, а значит и какая то часть горючего.
8. Техника вождения автомобиля. Это субъективный, но достаточно существенный фактор. Один и тот же автомобиль в разных руках покажет и разную «прожорливость» и разница может быть в десятки процентов!
Итак, теперь мы знаем, что влияет на расход топлива в нашем автомобиле, можем их проанализировать и принять соответствующие меры для его снижения. Рассмотрим их в «порядке поступления».
1. Конструкция автомобиля. Тут вы мало что можете сделать, разве что на стадии выбора автомобиля. Поэтому выбирая автомобиль учитывайте, что АКПП, даже «продвинутая», с возможностью принудительного переключения передач - это повышенный расход топлива, по сравнению с механической. Постоянный полный привод (4WD Full Time) - «прожорливее» подключаемого и тем более привода на одну ось. Наличие турбонаддува так же увеличивает расход. Чудес не бывает, и что бы получить от двигателя мощность побольше, в него надо закачать и побольше горючей смеси. Этим и занимается турбина. Так что выбирая комплектацию автомобиля стоит задуматься, а не «сожрет» ли вас этот «джип».
2. Аэродинамическое сопротивление автомобиля просчитывали и испытывали его создатели. Хорошо ли или плохо поработали инженеры - показывает коэффициент лобового сопротивления. У лучших спортивных «заточенных» образцов он равен 0,12-0,15 (от максимально тормозящей «1») . Вряд ли вам удастся его улучшить за счет навешивания всяких кооперативных спойлеров и обтекателей, бамперов и крыльев. Серьезный, продутый в аэродинамической трубе, внешний тюнинг стоит хороших денег. Да и он, в основном работает на внешний эффект, на вид автомобиля, нежели на реальное снижение сопротивления. А вот способов ухудшить аэродинамику автомобиля - множество. Начиная с багажника на крыше, вечно пустого, но дающего лишние 3-5% перерасхода горючего, до лишних зеркал, «мухобоек» на капоте, козырьков над боковыми стекла ми, длинных радиоантенн, «обвеса» и прочей «красоты неписаной». Определенная польза от всего этого может и есть, но улучшение аэродинамики, вернее «возврат к истокам» - это верные 5% экономии горючего. А багажник надо покупать легкосъемный. Надо - быстро поставили, не надо – быстро сняли. Он дороже «вечностоящего», но поверьте - окупится. Открытые окна во время движения - тоже серьезный источник лишней турбулентности. В подавляющем большинстве случаев достаточно просто включить внутренний вентилятор.
3. Давно ли вы проверяли давление в шинах? Устанавливаете ли летом летнюю резину? Или ездите зимой и летом на «всесезонке»? Излишняя ширина колес, «зубастый» внедорожный протектор хорош для тех, кто действительно съезжает с дороги в «говна». А если вы только грезите о дальних путешествиях и просто хотите выглядеть как джипер, а на самом деле 99% времени передвигаетесь по асфальту, то вам этот «имидж» обходится еще в лишние несколько процентов перерасхода горючего. На «асфальтовом» автомобиле должна быть резина с гладким протектором и накачанная по норме. Должен быть сделан сход-развал, колеса отбалансированы.
4. Вы замечали, что после смены масла в двигателе появляется как бы несколько лошадиных сил? Поэтому есть смысл своевременно производить замену масла. И не только в двигателе, но и в трансмиссии, КПП и редукторах мостов. Следить за состоянием и моментом затяжки ступиц колес. Надо вовремя менять и воздушный фильтр, так как его засорение излишне обогащает топливную смесь и это ведет к перерасходу бензина.
5. На инерцию автомобиля в значительной мере влияет его вес, его загруженность. Автолюбители, особенно старшего поколения зачастую возит с собой в багажнике добрую сотню килограмм всяких запчастей, по канистре всех необходимых масел и охлаждающих жидкостей и заветную канистру с бензином. Толку от такой запасливости немного, а в результате, на разгон и при движении в гору бензина тратится гораздо больше, чем следовало бы. Постарайтесь максимально облегчить автомобиль, это сделает его более приемистым и экономичным.
6. Рельеф дороги. Старайтесь максимально его использовать, плавно разгоняясь перед подъемом. На длинных спусках переходите на высшую передачу и ближе к самой низкой точке плавно нажимайте на газ, стараясь набрать максимально разрешенную скорость в самом начале подъема. При движении по ровным участкам избегайте чрезмерных ускорений и торможений, двигайтесь на максимально высокой передаче.
7. Не включайте без особой нужды кондиционер, так как он сразу увеличивает расход горючего на 3-5%. Не такой уж у нас жаркий климат, если разобраться. Держите аккумулятор заряженным, желательно от стационарного зарядного устройства. Не надейтесь на зарядку от автомобильного генератора. Его задача - только подзаряжать аккумулятор. Если аккумулятор «дохлый» и у него большой ток саморазряда, то генератор отнимет у вас еще 2-3% мощности мотора, соответственно увеличится и расход горючего.
8. Манера езды - это как раз тот способ экономии топлива, который дается наиболее легко, но приносит прекрасные результаты. Тут условно можно выделить два основных типа поведения водителя, который хочет сэкономить топливо.
Первый тип езды - динамичный. Задача водителя - как можно быстрее разогнаться, что бы как можно раньше перейти на высшую передачу. При этом практикуется переключение передач не подряд «1»-«2»-«3» и т.д. а через одну или даже через 2. (Впрочем это зависит от передаточных чисел в коробке передач). Тронувшись на первой, водитель «откручивает» двигатель чуть ли не до «красной зоны» тахометра, а затем сразу включает третью передачу, а затем и пятую. Как ни парадоксально, при таком способе горючее экономится. Хотя в момент интенсивного разгона его потребление возрастает, но за счет сокращения времени самого разгона, суммарный расход становится меньше. В автомобилях с АКПП такого эффекта можно достичь, если использовать «зимний» режим, когда переключения происходят на пониженных оборотах.
Второй тип манеры езды можно назвать экономичным, или «езда без тормозов». Не в смысле дурацкого выражения «тормоза придумали трусы», а в том смысле, что бы так рассчитывать свое движение, что бы не приходилось часто тормозить и часто разгоняться. Например, заметив издалека, что светофор на красном, нет смысла к нему торопиться, а лучше пустить машину накатом на высшей передаче и тормозить двигателем. Экономайзер при этом перекроет подачу топлива в двигатель. Тоже самое следует делать и при подготовке к повороту, двигаясь к нему накатом до снижения скорости до приемлемой. На многих улицах крупных городов организовано движение по «зеленой волне». Важно поймать эту волну, тогда и проедите быстро, не останавливаясь на каждом светофоре, и топлива на это потратите немного. Такое «флегматичное» поведение может раздражать местечковых «шумахеров», но надо понимать, что это вы ездите правильно, а не они. И вам нет до них никакого дела.
Сократить расход топлива помогут и такие простые операции, как выключение двигателя при стоянии в глухой пробке или ожидании. Если двигателю предстоит поработать на холостых хотя бы несколько минут – его лучше выключить вообще. Это холодный запуск двигателю не полезен. А когда он горячий и масло не стекло из системы смазки - вреда практически нет. Рассчитывайте время поездки так, что бы ехать не спеша и как можно более равномерно. Оснастите свой автомобиль такими приборами (если они не установлены изначально), как тахометр, эконометр, маршрутный компьютер, расходомер, круиз-контроль. Все они помогут вам следить за расходом топлива, вовремя обнаружить какую то неисправность системе питания.
Появившиеся в последнее время гибридные автомобили с электродвигателями – рекуператорами в значительной мере помогают экономить топливо, особенно при езде по городскому циклу. Однако, как недавно было доказано одним известным автогонщиком, который «на спор» проехал из Мадрида в Рим на стандартном дизельном «Гольфе», основным в экономии является все же техническое состояние автомобиля и манера управления. Расход топлива у этого гонщика составил всего 1,6 литра дизельного топлива на 100 км пути. Так что резерв есть у каждого.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены