Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1175 участников
Администратор Татьяна Ушакова
Модератор Лю ба

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

ФЕНОМЕН МЮНХГАУЗЕНА

 

 

 

 

 

 

 

«Каждый думающий человек должен

 время от времени вытаскивать

себя за волосы из болота»

Барон Мюнхгаузен

 

Человек становится собой,

только преодолевая себя.

 

 

 Меня, как терапевта всегда интересовали и интересуют ряд профессиональных  вопросов:

- почему психотерапия помогает не всем?

- кому помогает психотерапия?

- какие изменения происходят в человеке, благодаря психотерапии?

- что является целью работы с клиентом в психотерапии?

Попытаюсь в предлагаемой читателю статье поразмышлять над выше поставленными вопросами.

 

Я глубоко убежден, что если речь идет именно о психотерапии (не консультировании, не коррекции), то у клиента должны происходить какие-то личностные изменения или новообразования, которые бы позволили ему в дальнейшей жизни самому решать свои проблемы, без обращения к профессиональной помощи.

 

Что это за новообразования?

Я обозначил бы их как появление «чувства авторства жизни». Данный феномен уже описан в психотерапии в рамках экзистенциального подхода первоначально философами (Жан-Поль Сартр, Сьорен Кьеркогор, Мартин Хайдегер), а затем и психологами (Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженаль, Ирвин Ялом).

 

Мне близка позиция данных авторов. Однако, здесь речь идет скорее о некотором личностном качестве, уже сформировавшемся, как некоторой данности. Меня же интересует больше механизм его действия и процесс  формирования этого качества у клиента. Назову его  возможностью человеком совершать Я-усилия.


Что такое Я-усилия?

 Я-усилия я бы определил как действия человека по изменению самого себя, ситуации и других. Это способность человека выйти за пределы своей биологической, социальной детерминированности, выступая субъектом своей собственной жизни в изменяющемся мире.

 

Способность, готовность, возможность совершать Я-усилия не является величиной постоянной у человека. Несомненно, речь идет о некой функции личности, которая является динамичной и может меняться в разные периоды жизни человека. Поэтому можно говорить о ее степени или величине.

 

На мой взгляд, качество функции Я-усилия можно представить в виде континуума с полюсами Жертва обстоятельств Авторство жизни. Каждого человека в разные периоды его жизни можно соотнести с этой континуальной шкалой и найти его место на ней, тем самым определив степень его выраженности способности к Я-усилиям. Это место не фиксировано, а зависит от времени, обстоятельств, короче от личной силы человека.

 

Рассмотрим характеристики выделенных полюсных вариантов  функции Я-усилия.

 

Я – жертва обстоятельств

  • Ситуативность, включенность в текущую ситуацию, неспособность посмотреть на свою жизнь со стороны, осознать и оценить ее;
  • Негативная оценка своей жизни, постоянные жалобы на нее, нытье;
  • Неспособность критически оценивать прошлое, извлекать опыт из ошибок;
  • Пессимистичный прогноз на будущее;
  • Переживание невозможности что-либо изменить в своей жизни;
  • Неспособность опираться на себя, принимать решения, делать выборы и отвечать за них. Желание опираться на кого-то, передавать решения за свой выбор;
  •  Зависимость от другого, неспособность выбирать дистанцию, степень приближения-отдаления от другого.

 

Переживаемая установка в отношении к жизни на этом полюсе  –  Со мною вот что происходит…


Я – автор своей жизни

  • способность осознавать и рефлексировать свою жизнь, свой жизненный путь;
  • В целом позитивная оценка своей жизни;
  • Способность рефлексировать прошлое, делать выводы и приобретать опыт;
  • Оптимистичный взгляд на будущее;
  • Переживание возможности что-то менять в своей жизни;
  • Способность опираться на себя, принимать решения, делать выборы и отвечать за них;
  • Ощущение автономности и независимости, возможности самому устанавливать и регулировать дистанцию с Другим.

 

Переживаемая установка в отношении к жизни на этом полюсе  – «Это Моя жизнь, Я ее автор, мне ее «писать», и Я могу это делать»!


В философии экзистенциализма похожие идеи выдвигал Кьеркогор. Рассуждая о сути человеческого существования, он выделил две его формы – неподлинное и подлинное существование.  Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания. Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

 

Таким образом, Я-усилия потенциально представлены в переживании человеком жизни как себе принадлежащей и актуально проявляются в действиях по изменению себя и своей жизни.


На мой взгляд, хорошей метафорой, иллюстрирующей способность человека к Я-усилиям является метафора барона Мюнхгаузена, вытаскивающего себя за волосы из болота. «Каждый думающий человек долженвремя от времени вытаскиватьсебя за волосы из болота» – утверждает Мюнхгаузен. Суть этого действия – совершить усилие над собой, превосходить себя. Назову этот феномен – феноменом Мюнхгаузена.


Предложу еще одну, авторскую метафору, описывающую феномен Я-усилий.  Представим себе жизнь человека как экран с ее изображением. У этого экрана есть рычажки регуляции качества картинки,  изображаемой на экране – яркость, контрастность, цветовая насыщенность и др. Так вот, человек, способный к Я-усилиям может сам регулировать качество изображения. Человек же неспособный к Я-усилиям – уныло смотрит то, что настроено кем-то другим.

 

Большинство современных людей готовы отказаться от авторства своей жизнью, передать управление своей жизнью кому-то/чему-то другому. Не о таких ли людях писал Виктор Пелевин в своем романе “Generation П”, называя их «ротожопы». Это люди, которые ничего не анализируют, живут автоматически и не способны получить личный опыт. Люди, которые не думают, не рефлексируют. Ротожопы живут примитивной жизнью, поели, сходили на работу, потом у них примитивные радости: телевизор, пожрать, развлечься, заняться сексом. Это путь в зависимость.

 

«Не мы такие – жизнь такая» – кому не известна эта расхожая фраза, демонстрирующая пассивное принятие человеком жизни, неспособности изменить ее. Мне больше нравится фраза из песни группы  HI-FI«Какие песни – такие мы». Мы сами пишем свои песни, сами пишем свою жизнь, и она такая, какие мы. Изменимся мы – измениться и наша жизнь.

 

Яркой иллюстрацией возможного прогноза будущего человечества не способного совершать Я-усилия является, на мой взгляд,  анимационный фильм «ВаллИ». Суть фильма в том, что люди настолько засрали планету, что вынуждены отправиться на неопределенное время жить в космос. Впечатляют и сами люди, полностью передавшие управление собой автоматам-роботам и превратившиеся в жирных инвалидов не способных самостоятельно передвигаться. Вот он итог отказа от самостоятельного управления своей жизнью и, как следствие, неспособности осуществлять Я-усилия. Центральным моментом в фильме, иллюстрирующим появление феномена Я-усилия является волевое действие капитана корабля по отключению режима «Авто» и переходу на ручное управление.


Человек, согласно Ролло Мэю, рождается в паузе между стимулом и реакцией. Чем больше вариантов выбора в этой точке тем больше ты человек. Современный человек всячески пытается отказаться от свободы выбора, передав его другому. Об этом писал еще в прошлом веке Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы».


Мы можем наблюдать эту тенденцию и на примере современных клиентов, в большинстве своем мечтающих о разных формах передачи ответственности за свою жизнь терапевту. Ожидание советов, рецептов, волшебных слов и действий терапевта, избавляющих клиента от его жизненных проблем – вот неполный список установок клиента в начале психотерапии.

 

Клиент обращается к психотерапевту в тот период своей жизни, когда его способности совершать Я-усилия минимальны, либо вообще отсутствуют. «Я не могу ничего решать в своей жизни», «Я полностью завишу от жены и ее воли», «Что я тут  могу поделать?» – такие фразы часто приходиться слышать на первой встрече от клиента.

 

На мой взгляд, сутью терапевтической работы  является  появление и развитие в процессе терапии новых  функций-способностей (личностных новообразований) – способности к Я-усилиям.

 

Малейчук Геннадий Иванович

Источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

25.10.2015 , обновлено  25.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 934  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены