Мы иа «Ледокол», продолжаем публикация статей от дипломированного крымского реставратора А Туманова о проблемах с реставрацией.
На территории города Севастополя находится уникальный археологический объект, являющийся особо ценным объектом культурного наследия федерального значения, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – древнегреческий город Херсонес Таврический. Существующий здесь Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» выполняет важные задачи по исследованию, сохранению и популяризации древнего памятника. Данные цели прописаны в статьях 26.1 и 27 Федерального закона №54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Уставе музея-заповедника, а требования и способы решения этих задач изложены в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Также в данном направлении действуют такие международные акты, как «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» (Венецианская хартия 1964 г.), «Международная хартия по охране исторических городов» (Вашингтонская хартия 1987 года) и другие, ратифицированные Российской Федерацией. Помимо этого, Приказом Министерства культуры РФ №367 от 28.03.2018 утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. – XV в. н.э. (г. Севастополь).
Однако за последние три года в Херсонесском музее-заповеднике сложилась нездоровая обстановка, способствующая порче уникального памятника истории, изменению его основных целей и перепрофилированию из научного учреждения в площадку для различных шоу-программ. Всё это происходит вопреки указанным выше нормативным актам. На мой взгляд, главная причина всех бед Херсонеса – это появившийся здесь Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история». Сотрудники Фонда, обращаю внимание, не имеющие каких-либо исторических знаний, не имеющие ни аттестации, ни лицензии для работы на объектах культурного наследия, а значит нарушившие ст.45 Федерального закона 73-ФЗ, вторглись в пространство древнего городища и занялись благоустройством территории на свой некомпетентный взгляд. В 2018 году для проведения временного фестиваля прямо на руинах Цитадели III в. до н.э. (хочу отметить, руинах, остро нуждающихся в реставрации) были установлены: зрительская трибуна, три сцены с большими экранами, мощная световая и звуковая аппаратура, тяжёлые трансформаторы, километры проводов, деревянные дорожки… общей массой более 500 тонн (Фото 1, 2, 3, 4, 5).
Возле Башни Зенона у въездных ворот в перибол была построена входная группа с металлическим макетом Херсонеса (Фото 6, 7, 8).
Так как эта конструкция сооружена из бетона, то она является объектом капитального строительства, запрещённым пп.1 п.1 ст.5.1 Федерального закона 73-ФЗ. Само нахождение её на данном месте искажает природно-культурный ландшафт, загораживая древнюю дорогу в город и вид на оборонительные сооружения. Несмотря на то, что фестиваль был объявлен временным, его деятельность продлилась в 2019 и 2020 годах. Вдобавок к сценическим площадкам фестиваля и на территории северных кварталов городища и главной улицы Херсонеса появились деревянные настилы, фонари, почти в каждом помещении, провода, решётки, массивные бетонные блоки для аннотационных материалов и даже современная брусчатка (Фото 9, 10, 11, 12, 13…)
Вторая часть статьи о Херсонесе от реставратора А Туманова. Мы же со своей стороны понимаем одно, что такое отношение пример того, как сохраняют культурное наследие, по принципу — главное прибыль. Таков капитализм и другим он не будет.
…14, 15, 16, 17, 18).
Всё это нарушает требования к сохранению ОКН, прописанные в ст.47.2 и требования к содержанию и использованию ОКН, прописанные в ст.47.3 Федерального закона 73-ФЗ. Эти конструкции искажают аутентичный вид древнего памятника, являются пожароопасными и травмоопасными для посетителей. И как результат неправомерной хозяйственной деятельности вследствие привлечения работников, не имеющих аттестации для работы на объектах ОКН, приведу пример конкретной порчи объекта культурного наследия, включённого в Реестр ОКН Федерального значения – Жилого дома III–II вв. до н.э. на Главной улице (Приказ МК РФ от 05.08.2016 №36856-р, Регистрационный №921610336350376 в Реестре) – это скол угла рустованного блока данного памятника (Фото 19).
Получается, что некий рабочий, не осознающий где он находится, испортил строение, которому две тысячи триста лет. Возможно, это неумышленное деяние, но от этого никому не легче, древний памятник испорчен и далее будет передаваться нашим потомкам в утраченном виде. А между тем, это явный факт повреждения объекта культурного наследия и подпадает под действие п.2 ст.243 «Уголовного кодекса Российской Федерации».
Другой вопиющий факт уже умышленной порчи памятника произошёл в результате реконструкции бывшей Монастырской гостиницы 1905 года постройки. Данное сооружение было построено ещё в царский период прямо поверх участка оборонительной стены Херсонеса – 15 куртины. Но руководству музея очень нужны были лишние квадратные метры, поэтому было решено сделать кирпичную пристройку (Видео 1; Фото 20, верх снимка),
что явилось очередным нарушением пп.1 п.1 ст.5.1 Федерального закона 73-ФЗ. При этом была повреждена сама куртина – сколот большой фрагмент лицевого блока (Фото 20, в центре снимка). Это также уголовная статья. Но самое ужасное – строители облицевали плиткой оборонительную стену под зданием бывшей гостиницы (Фото 21, 22).
При этом для укрепления облицовочной плитки прямо в древние блоки были всверлены куски арматуры (Фото 23, 24, 25, 26).
Я считаю, что это варварство также подпадает под уголовную статью.
Помимо указанных фактов нарушаются права граждан, прописанные в п.2 ст.44 «Конституции Российской Федерации», п.2 ст.7 Федерального закона 73-ФЗ, а также требования к обеспечению доступа граждан к ОКН, включённому в реестр, прописанные в ст.47.4 Федерального закона 73-ФЗ. Эти нарушения наблюдаются в Портовом районе Херсонеса, где установлены сцены и другая аппаратура для проведения культурных программ. В обычное время посещения музея на эту территорию никого не пускают, ограничивая доступ к памятникам архитектуры. Также наличие всех этих конструкций не даёт возможности археологам проводить дальнейшие исследования объекта, то есть, не позволяет выполнять одну из главных задач историко-археологического музея-заповедника – изучать историю древнего города.
В настоящее время мной подан иск в суд на руководство ГИАМЗ «Херсонес Таврический» и Фонд «Моя история» с требованием демонтировать конструкцию возле Башни Зенона (Фото 6, 7, 8). Судебное заседание назначено на 20.04.2021 г. Дальше готовится коллективный иск на другие благоустройства древнего городища.
Приложения:
1) Фото 1 – 26;
2) Видео 1 (видеоматериалы в сети Интернет) https://www.youtube.com/watch?v=bWINtPTuJoU
Дополнительные материалы в сети Интернет:
1) https://sevastopol.su/news/hersones-eto-ne-razvlekatelnyy-centr-uchenyy-andrey-sazanov#
2) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1104609159734268&id=100005555838572
3) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1077308002464384&id=100005555838572
4) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1074057652789419&id=100005555838572
5) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1064618737066644&id=100005555838572
6) https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1056764941185357&id=100005555838572
Реставратор первой категории
памятников каменного зодчества
(направление естественный камень) А.М. Туманов
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены