По материалам сайта художественной ковки "Архмастер"
Кузнечных приемов художественной ковки очень много, они имеют определенную последовательность, но, обобщая можно свести их к восьми основным:
1) Осадка
Если длину заготовки нужно уменьшить, увеличив ее поперечное сечение, употребляют осадку. При всем этом деталь нагревают стопроцентно, ставят вертикально на наковальню и, прочно удерживая щипцами, бьют кувалдой по верхнему концу. Необходимо глядеть, чтобы деталь не гнулась, и периодически сглаживать ее. Прием, когда утолщают только часть заготовки, называется посадкой. При посадке нагретой оставляется только часть, подлежащая утолщению (концы охлаждаются поочередным погружением в воду). Ковка происходит так же, как и при осадке.
2) Вытяжка
Если нужно прирастить длину детали за счет уменьшения толщины, ее вытягивают. При всем этом раскаленный прут кладут на наковальню и расковывают кувалдой по всей длине, периодически поворачивая его на 90° (если прут квадратного сечения). Для вытяжки круглых болванок употребляют седлообразные обжимки. В процессе ковки следует всегда поворачивать деталь вокруг оси. Аналогичным способом делается расплющивание в тех случаях, когда часть прута должна иметь форму пластинки.
3) Рубка
Если поковку необходимо поделить на две части, употребляют кузнечную рубку. При всем этом деталь нагревают до красноватого цвета, кладут на наковальню и разрубают ударами молота по кузнечному зубилу. Прорубив поковку на три четверти, ее переворачивают и кончают операцию с обратной стороны. Процесс может быть ускорен наполовину, если рубку создавать не на плоской стороне наковальни, а на подсечке, вставленной в наковальню. При всем этом нужно глядеть, чтобы закаленные острия зубила и подсечки не совпадали во избежание повреждения инструмента. Очень часто в художественной ковке деталь не прорубают насквозь, а оставляют надрубленной. Этот прием получает дальнейшее развитие: надрубленные отростки могут быть вытянуты и превращены в завитки, листья, цветки. Обрубка и вырубка применяются при изготовлении ажурных деталей со сложным силуэтом (цветов, розеток).
4) Гнутье
Очень часто заготовке придается изогнутая форма. В данном случае, когда деталь толстая, в месте изгиба происходит искажение заготовки - утоньшение ее. Это можно предупредить благодаря предварительной посадке изгибаемого участка. Если деталь необходимо изогнуть под углом, употребляют ребро наковальни или отверстие в ней, куда вставляют конец заготовки. Нагревать можно только участок детали, подлежащий гнутью. Дугообразный изгиб можно выполнить на роге наковальни, оправках или штырях, воткнутых в металлическую доску.
5) Скручивание и свивка
Декоративно смотрится скрученный стержень. При всем этом один конец заготовки поворачивается вокруг своей оси по отношению к другому. Один конец прутка удерживается вторым кузнецом или же зажимается в тиски, другой продевается в отверстие воротка (подходящего поперечника) и скручивается. Свивкой называется скручивание нескольких прутков меж собой. При свивке железо следует нагревать до ярко-красного или даже желтого цвета во избежание трещин и разрывов.
6) Выглаживание По окончании подготовительной отделки заготовки ее нужно тщательно выгладить. Но этой операцией не следует злоупотреблять, потому что кое-где оставшиеся выбоины от молотка присваивают поверхности «живой» вид, несут следы ручной обработки материала. При выглаживании гладилка перемещается по металлу умеренно вдоль прутка, при всем этом в местах изгиба поверхности можно оставлять легкие грани, придающие изделию яркий вид.
7) Насекание узора
К одной из заключительных операций ручной ковки относится насекание узора. В горячем виде зубилом на заготовку могут быть нанесены штрихи, ломаные полосы, сетка, шрифт, изобразительные сюжеты. Плоскость при всем этом должна быть относительно ровной, а при насекании колец следует пользоваться оправками или, если кольцо большущее, надевать его на рог наковальни. Временами, отделывая уже готовое изделие, требуется поменять фактуру поверхности, обогатить ее. Это можно сделать подбойками и пуансонами, рабочая поверхность которых, соприкасаясь с металлом, присваивает ему подходящую фактуру.
8) Сборка
Хотя в настоящее время самое пространное распространение получили заводские формы сварки: дуговая, точечная, контактная и газовая, в художественной ковке находят применение традиционные виды скрепления деталей. Это - склепка, сборка на винтах, горновая сварка.
Потому что все эти операции относительно трудоемки, следует избегать ненужных перекрещиваний и пересечений. Если требуется скрепить два прута, имеющих гигантскую разницу в толщине, лучше механическое соединение клепкой или болтом, потому что при сильном горновом нагреве толстого болта узенький может сгореть. Кузнечной или горновой сваркой отлично сваривается малоуглеродистое железо (0,15-0,20% углерода). Ранее такое железо носило название кузнечного. Сварка достигается размягчением соединяемых деталей до тестообразного состояния и последующей проковкой шва. Этот вид соединения имеет ряд разновидностей - внахлестку, встык и вразруб. Тонкие прутки свариваются встык. Внахлестку свариваются более толстые детали. Перед сваркой концы несколько скащивают для роста свариваемой поверхности.
Если толщина прутка превосходит 50 мм, может быть применена сварка вразруб. При всем этом один из концов растягивается в виде клина и вставляется в другой - разрубленный. Когда детали подготовлены таким образом, их нагревают в кузнечном горне до белого каления (1300°). В период нагрева железо покрывается окалиной, ее избавляют. Возникновению окислов препятствует бура, образующая флюс. После нагрева до 1300° шлак сбивают и стряхивают, вслед за чем начинается проковка свариваемого места сначала ручником, а позже кувалдой. Проковку следует вести от центра к краям для выжимания шлака.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: