Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Матф.25:1-13)
Читая притчу Иисуса Христа о десяти девах, у нас может возникнуть вопрос, почему только "готовые" из тех, кто ожидал возвращения жениха, удостоились чести попасть на брачный пир? В чем состоит это приготовление? И нужно ли оно вообще? Нужно ли что-то делать, чтобы быть готовыми, или достаточно положиться в этом вопросе на своего Господа, ожидая спасения от Него?
"Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" - призыв, который мы слышим из уст апостолов, проповедующих воскресение Иисуса Христа (Деян.16:31). Как согласуются эти слова с приготовлением к грядущему часу? Если кто, приняв Христа, уверовал, то спасется... Как он еще может приготовиться к этой встрече? Что может сделать? Ожидание, как раз-таки, не предполагает никакой активности, это вера, а не дела... Возможно, именно поэтому девы, ожидающие таким образом жениха, уснули. Вероятно, они подумали, что уже сделали все необходимое, и теперь готовы к этой встрече. А, что "жених замедлил", то это никак не их вина... и единственное, что остается в этом случае - только ждать. Но, как бы не получилось так, что, руководствуясь такими мыслями, церковь и Христос будут ожидать друг друга... и когда надежда на пробуждение совсем исчезнет, Спаситель пробудит Свой народ полночным криком.
Но если в любом случае людей разбудит клич "выходите навстречу", то имеет ли значение приготовление? Имело ли место приготовление в жизни ожидающих дев? Да, но не у всех, а только у тех, которые запасли масло. Пусть они еще не завершили свой путь на момент полночного крика, но они сделали ранее то, что позволило им дойти до конца - они заготовили масло.
О чем говорит запас? Когда он нужен? Запас необходим человеку на то время, когда он уже не сможет восполнить имеющиеся у него потребности. Обычно люди, как и животные, делают запасы на зиму. Но существуют запасы, которые обусловлены духовными причинами, в частности, соблюдением Божьих заповедей. Так, например, верующие должны еще в пятницу начать готовиться к субботе - собирать дрова, готовить пищу - чтобы в день Божьего покоя, когда они воздерживаются от своих обычных дел, не остаться голодными. В этом смысле их готовность к этому празднику определяется их приготовлением. Вот и Иисус говорит о том, чтобы мы были готовы и для этого молились, "чтобы не случилось бегство... зимою или в субботу" (Матф.24:20). И как зима и суббота указывают на необходимость приготовления ко времени скоропостижного бегства, точно также и наличие запаса у мудрых дев говорит нам о важности приготовления к встрече со Христом - ведь мудрые сделали этот запас заранее, до того, как услышали полночный крик.
Сегодня люди ждут, пока что-то случится, и только потом делают то, что им кажется необходимым. Так поступают неразумные девы из притчи Иисуса. Мудрые же заблаговременно готовятся к встрече с женихом. По этой причине Христос их и называет мудрыми. И из тех, кто вышел навстречу жениху, только они в итоге попадают на брачный пир.
Итак, вернемся к тому, что заготовляют мудрые девы? Какие запасы они делают? Христос говорит, что мудрые "вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих". Какое это масло? Это масло не для еды. Оно нужно им для того, чтобы иметь свет в ночное время. И кому светят девушки, имея масло в своих сосудах? Огнем своих светильников, который горит благодаря их маслу, они освещают себе дорогу к жениху. Что же тогда является этим запасом масла для реальных учеников Христа? И что они должны такого сделать, чтобы "гореть", когда выйдут навстречу своему Спасителю?
В Священном Писании масло является символом духа... и не только Божьего, но и духа нашего ума (Еф.4:23), что мы наблюдаем и в данной притче, в которой мудрые девы могут испытать "недостаток" в случае, если начнут делиться своим маслом с другими - пойдут на поводу у слабостей людей в ущерб своей вере; разделят с неразумными их выбор, в то время как сами будут иметь другие убеждения. Мудрые имеют свой запас духа на последнее время. Но что им нужно сделать для того, чтобы его приобрести? Как сейчас приготовить свое сердце к встрече, которая произойдет в будущем?
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
(Лук.12:32-40)
Когда язычники, подобно диким зверям, готовятся к трудным временам, они собирают себе земные блага - строят убежища и делают запасы, которые смогли бы удовлетворить их потребности в будущем. Причиной такого накопления часто является страх остаться голодными и лишиться условий жизни, к которым они сегодня привыкли. Цель людей в этом случае состоит в том, чтобы обеспечить себе безбедное существование и сохранить необходимый уровень комфорта для жизни в свое удовольствие. Последователи же Христа, напротив, должны расточать свое имущество, освобождаться от земных привязанностей, чтобы их сердце было готово принять Иисуса. Суть их приготовления в том, чтобы уже сейчас умерить свои аппетиты и научиться обходиться без всего, что приносит им удовлетворение земной жизнью. И кто мудр, тот делает так не только потому, что он лишится всех этих радостей в будущем, но прежде всего из-за того, что от этой привязанности к мирской жизни зависит его отношение к Богу, "ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет".
Давайте рассмотрим на примере, как земная привязанность может помешать приглашенным оказаться на брачном пире:
Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лук.14:15-24)
Знали ли приглашенные о готовящемся для них ужине? Ведь очень многое зависит от того, когда человек узнает о воле Бога. Если люди получили это приглашение в последний момент, то они и не имели возможности приготовиться к объявленному событию. И вполне естественно в этом случае, что у них имелись на тот момент какие-то неотложные дела - кто не ждет, всегда будет чем-то занят... Но в самом начале этой притчи мы читаем, что хозяин дома заблаговременно зовет на вечер своих гостей, и только когда приходит время, посылает слугу сказать званым: "идите, ибо уже все готово". И что сделали позванные для того, чтобы попасть на наметившийся ужин? Вообще, нужно ли было что-то делать? Можно сказать, билет уже был в кармане, оставалось только прийти. И приглашенные начинают приобретать себе землю, волов, заводят семью - начинают жить полноценной мирской жизнью, что в конечном итоге мешает им принять участие в организованном хозяином дома торжестве. Люди, которые обладали земными ценностями и дорожили отношениями со своими близкими, отказались от ранее принятого приглашения.
Почему отречься от себя - раздать имение, оставить дом, любимых - все это нужно сделать заранее? Разве нельзя это будет сделать потом, когда уже прозвучит призыв встречать Христа? Вспомним, что мешало званым откликнуться на приглашение хозяина? Почему они не оставили все, подобно тому, как человек оставляет в субботу свои обычные дела, и не пришли? Сделать это им не давала их жизнь - земля, волы, жена... они не могли все это бросить. Ну а если бы все-таки оставили? Ведь неразумные таки пошли покупать масло и пришли, хотя и с некоторым опозданием. В то время, как одни шли к жениху, другие отправились на поиски масла; они вынуждены были это сделать, но когда возвратились с полными сосудами, это уже не имело никакого значения, для них двери затворились. Почему? Потому что, когда приходит их час, они делают все это из-за страха, им становится страшно за себя. Поэтому они будут готовы к кардинальным переменам в своей жизни, но измениться уже не смогут. Если люди оставляют все, что им дорого, до того, как услышат полночный крик, они делают это ради Бога по любви; а если оставить свою жизнь их вынудят сложившиеся обстоятельства, то в этом случае они будут поступать, как и прежде, ради себя. Их действия станут стремлением сохранить себе жизнь, а не результатом самоотречения; поэтому в том, что они сделают, не будет уже никакого смысла. "Никто из тех званых не вкусит моего ужина", - говорит Христос. Надежда останется только для тех, кто раньше не получал приглашения Иисуса, для званых же тогда придет конец. И несмотря на то, что неразумные будут продолжать жить и находится в поиске духа, для Христа они будут уже мертвы.
"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа". В контексте последнего вывода, который стоит итогом притчи о десяти девах, мы можем увидеть, что положение учеников Христа, куда более рискованное, чем у учеников и студентов современных образовательных учреждений - все они знают о дате своего экзамена, и хоть в последнюю ночь, но все же могут начать готовиться, чтобы держать ответ перед своими учителями. Ученики Иисуса, в отличие от них, не знают времени своего посещения, а значит им никак нельзя оттягивать момент, когда они положат на алтарь всю свою жизнь. И сделать так им нужно ни раз, и ни два... приносить в жертву свою любовь они должны постоянно, о чем и говорит призыв Иисуса "бодрствовать". Потому что лишь в этом случае последователи Христа будут иметь нетронутым постоянно тающий духовный запас.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: