И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
(Лук.6:20-23)
Кто такие нищие? Кто есть голодные? Плачущие? Ненавидимые людьми? Отлученные и оклеветанные? Кто они? Сионские мудрецы? Раввины? Учителя закона? Святые отцы? Может быть это простые верующие, шлющие пламенные приветы с мест своих пикников? Или это телевизионные затворники, воздыхающие под тяжким бременем земных забот? Нет, это, наверное, бомжи, живущие в вечном поиске новой дозы? А может быть - активисты христианских миссий, дающие благотворительные концерты? Давайте разберемся...
Христос продолжает мысль:
Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
(Лук.6:24-26)
На основании этого противопоставления мы можем сделать вывод, что нищие, в отличие от ублажающих себя богатством, реально бедны, причем, они могут быть бедными, как физически, испытывать материальную нужду, так и духовно - быть одинокими, не иметь друзей, быть необразованными и лишенными человеческих радостей этого мира. Голодные могут испытывать недостаток в питании, но вместе с этим быть лишенными не только "хлеба", но и "зрелищ". У плачущих отсутствуют причины для веселья, гонимые и оклеветанные никогда не обретут своего признания. И только это может стать залогом их счастья и вечной жизни в Царстве Отца.
Что этим хочет сказать ученикам Христос? Нехорошо быть богатым, а нужно жить в нищете и сводить концы с концами? Никак нельзя наедаться, но ощущать постоянно голод, свою потребность в пище, в общении, в удовольствиях, во всем...? По этой же причине и нельзя веселиться, как тому человеку, который обделен всеми радостями этой жизни... Поэтому надо ходить с унылым лицом, и чтобы не подавать повода для доброй славы, распускать о себе худые слухи... так? Но если человек все же будет придерживаться такой модели поведения, означает ли это, что тогда он непременно попадет в рай?
Конечно, можно сказать, что во всех этих случаях человеческой ущербности, о которых шла речь выше, имеется ввиду духовная нужда, духовный голод, духовное горе и духовное терпение за веру... но все равно, так или иначе, человеку приходится страдать. Страдание - это то, что объединяет духовные и физические лишения на этой земле. И в этом смысле не важно, какими будут эти страдания, физическими или духовными, важно то, что человек в любом случае будет мучиться от недостатка, непонимания и отсутствия любви. Давайте еще раз вернемся к словам Иисуса Христа и ответим себе на вопрос - будет ли жизнь Его последователей беззаботной, благоустроенной, красивой и вызывающей зависть у окружающих людей? Нет, такое невозможно, если человек идет путем Христа. А если его земные страдания неизбежны, то может ли он рассчитывать на награду в Небесном Царстве?
Вообще, все ли страдальцы земли получат награду у Бога? Наверное нет на земле такого человека, который бы вообще не страдал. Все в той или иной степени страдают... от недостатка ли земных благ, или от душевных травм, но все равно страдают, обязательно страдают. Даже если человек богат и знаменит, у него все есть, то это еще не значит, что он счастлив. Он может испытывать недостаток в любви, а может просто страдать от того, что ему не хватает, недостаточно, мало всего того, чем он теперь обладает. То же можно сказать и о жажде славы тех, кто уже популярен и имеет славу... или о поисках любви у тех, кто уже любим. Получат ли они награду? Если следовать логике Христа, то нет, потому что все это они имели. А если человек действительно был лишен всех земных радостей в своей жизни, найдет ли он некую компенсацию своим страданиям в Царстве Бога? Вероятно, найдет, если он там окажется. Но можно ли попасть в Божье Царство за страдания? Рассмотрим даже тот случай, когда человек идет на земные муки намеренно, когда его страдания - это непросто неизбежность или нелепая случайность, а осознанный выбор, когда он терпит за Христа... Являются ли такие страдания пропуском в Небесный Город? Прочитаем, что по этому поводу говорит ап. Павел:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1Кор.13:1-3)
Можно ли страдать, но напрасно? Очевидно, что можно. И даже, если задаться целью пострадать за Бога, то такая авантюра приведет человека не в Царство Небесное, а в другую, еще большую муку... Почему? Потому что он захотел купить себе положение в Царстве Христа... Купить?! За какие деньги? Если не за деньги, то за страдания... деньги ведь тоже зарабатываются терпением. Но заработать, а значит, купить себе место в Царстве Бога у человека не получится. За ущербом, который можно оценить в денежном эквиваленте, награды не последует. Человек не получит никакой компенсации за свои страдания. Царство Бога - это не восполнение земных потерь, это награда за любовь. Зачем же в таком случае нужны страдания? Принять, как неизбежное - можно, но почему эти страдания так важны для этой жизни, что от них зависит благополучие, радость и счастье в Царстве Небесного Отца?
Вообще, почему страдания неизбежны? Если от страданий не зависит спасение, тогда Богу стоило бы оберегать человека от ненужных переживаний, а не обрекать его на страдания... Для чего нужно страдать, терпеть и мучиться, если пользы от этого нет? А польза есть... только не в прибыли земных или небесных благ, а в любви, которой человек может достичь только в страданиях. Дальнейшая жизнь человека с Богом не зависит от страданий напрямую, земные лишения не являются талоном за утешением, и у Бога нет цели мучить человека напрасно, но без этих страданий станет невозможным воспитание его характера в духе самоотречения. Любые лишения, скорби, и все связанные с ними страдания - это не цель, это средство для формирования нашей любви и ее очищения от нашего себялюбия. Страдания дают возможность эгоистичному человеку перегореть в своей любви к себе и полюбить всем сердцем Бога, но не вынуждают его к этому. Если человек, страдая, не будет терпеть и смирять себя, а будет жалеть себя или, еще хуже, станет гордиться своими страданиями, то он не исполнит замысла Бога. В итоге будет страдать, но не будет иметь любви. Поэтому по-настоящему страдает за Христа не тот, кто гордо отдает тело свое на сожжение за свою веру, и не тот, кто просто страдает, а тот, кто это делает ради любви.
Но разве это говорит о том, что человек обречен на земле страдать? Давайте разберемся, почему человек вообще испытывает страдания? Духовные причины этого явления мы уже разобрали, но не сказали, что причиняет человеку боль, когда он нуждается, оскорблен, презрен и унижен. Только ли физические мучения лежат в основе его страданий? Или он страдает большей частью от того, что жалеет себя? Даже если взять пример Божьего народа, который вышел с Моисеем из Египта, то кто-нибудь умер от обезвоживания и голода, когда они ходили по пустыне? Нет! Но за то, сколько было стонов и ропота?! Многое зависит от отношения к себе во время нынешних земных скорбей. Да, может быть неприятно, неудобно и больно, но трепетное отношение к себе делает эти условия невыносимыми. Не все страдания определяются только средой нашего обитания, внешние условия - это только причина, или лучше сказать, возможность для проявления нашего себялюбия. И до тех пор, пока человек будет любить и защищать себя, он будет страдать... до этих пор будет сохраняться и смысл в его страданиях.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: