Как известно, талант — это способности в определённой сфере деятельности, которые приводят к высоким результатам. При этом часто подразумевается значимая для общества новизна результата, достигнутая нестандартными решениями. Таким образом, основных моментов в таланте получается три: способности, новизна результата и нестандартность подхода.
Есть разные мнения, откуда берётся талант и что это такое вообще:
- талант — что-то сугубо врождённое и при этом абсолютно случайное, талантливому просто «повезло»;
- талант — что-то врождённое, при этом передаваемое по наследству, иногда лишь через несколько поколений;
- талантливы все без исключения, но талант проявляется только в результате подходящего воспитания и образования;
- талантливы все без исключения, но талант проявляется только в случае искренней любви к своему делу и трудолюбия.
Все эти точки зрения, наверное, отчасти верны, и включают обязательный элемент «везения»: даже в последнем варианте — трудолюбие в вас должен был кто-то воспитать, а любимое дело вам должно было ещё посчастливиться найти. В самом деле, человек со способностями Моцарта, родившийся в семье африканского скотовода, имел бы мало шансов реализовать свой талант (или даже просто узнать о нём)...
Дар свыше или результат труда?
Что касается таланта в сфере музыки, обычно в процессе споров об этом возникает дилемма: талант — это «дар природы» или результат упорного труда? Иногда даже говорят, что талант — это вовсе не сами способности, а лишь трудолюбие, понимаемое как способность к саморазвитию.
Не стоит забывать, что музыкальная деятельность весьма разнообразна, а талант исполнителя, композитора, музыкального педагога или аранжировщика-дирижёра лежит в весьма различных плоскостях.
Возможно, среди людей, далёких от музыки в профессиональном смысле, понимание музыкального таланта как «дара природы» более распространено. И напротив, профессионалы будут настаивать на «усердии» как главном факторе таланта.
«Крайность» в первом случае будет выражаться как понимание создания музыки в виде чуть ли не «неконтролируемого» процесса, обучение которому сильно затруднено. Это некий «фаталистический» подход, который подразумевает иногда даже отсутствие необходимости систематического обучения и работы: возникает некий образ талантливого самоучки, который с пелёнок сам по себе сочиняет симфонии и тому подобное (тут сразу припоминают Моцарта).
Таким образом возникает некий музыкальный «шовинизм», который делит всех людей пополам, на талантливых и бесталанных. Отсюда занятия музыкой приобретают черты самой настоящей «магической» деятельности. Такое понимание, разумеется, тупиковое: здравый смысл подсказывает, что даже очень талантливый самоучка остановится на весьма низком уровне развития своего мастерства, если исключить систематическое образование и многолетнее упорство в совершенствовании своего ремесла.
Существуют ли музыканты, добившиеся колоссальных успехов, но не приложившие к этому титанических многолетних усилий? К сожалению, этот вопрос не имеет однозначного ответа, так как путь многих музыкантов извилист, а часто ещё и весьма короток, как бывает у «прожигающих жизнь» рок-музыкантов, которые, тем не менее, вспыхивают звёздами на музыкальном небосклоне.
Более трезвый ответ на этот вопрос, пожалуй, состоит в том, что успех «прожигающих жизнь» музыкантов слишком мал, и тем меньше, чем они сильнее «прожигали». Думаю, примеры вы можете попытаться припомнить сами...
Саванты и вундеркинды
Существует также такое явление, как «синдром саванта», когда люди с серьёзными отклонениями в развитии (например, аутисты) имеют выдающиеся способности в какой-либо области (в частности, в музыке), резко контрастирующие с их общей ограниченностью. Однако, это явление редкое.
Сторонники трудолюбия как главного фактора таланта даже здесь могут усмотреть доказательство своего понимания проблемы: если предположить, что талантливы все поголовно, а нормальному человеку мешают развить свой талант только быт, обстоятельства и личные качества, можно сказать, что люди с отклонениями в развитии бывают лишены подобных «помех» и могут полностью и круглосуточно заниматься только одним делом, что и обеспечивает им успех в выбранной области.
Ещё один аспект проблемы таланта — понятие так называемого «вундеркиндства», то есть наличие людей, которые делают колоссальные успехи в детском и молодом возрасте. Сторонники «теории трудолюбия» здесь тоже легко найдут подвох: существует множество примеров, когда очень талантливый ребёнок по достижении определённого возраста просто «выравнивается» со своими сверстниками. А значит, дело лишь в общем количестве приложенных усилий, и в том, что некоторые развивают свои способности как «спринтеры», а другие — как «стайеры». Таким образом, на длительной дистанции разница в их успехах полностью нивелируется.
Что в результате?
Так что же такое талант, «дар свыше» или результат труда? К сожалению, истина лежит, как всегда, посередине: и то, и другое. А процентное соотношение этих факторов, разумеется, совершенно не ясно, ввиду отсутствия единиц измерения...
С одной стороны, упомянутая выше разница в успехах может вовсе и не спешить «нивелироваться» на длительной дистанции: действительно талантливый уйдёт так далеко вперёд, что догнать его одним «усердием» не выйдет... А имея в арсенале лишь «любовь» к собственному делу и более ничего, есть все шансы стать только фриком...
С другой стороны, «зарыть в землю» свой самый блестящий талант — дело обычное и подстерегает любого из нас.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: