Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Шаматха. Тибетская практика медитации для успокоения ума.

 

Способность к концентрации и собранности внимания как воздух необходимы для продвижения в любой области саморазвития, в обучении, а также в эффективности выполнения задач, построении планов.

Внимание современного человека очень рассеянно, мы постоянно отвлекаемся, поэтому сегодня как никогда важно развивать концентрацию и для этого есть прекрасный инструмент – медитация шаматха.

Шаматха – техника медитации для развития концентрации и сосредоточения внимания. Без развитой способности к сосредоточению возникнут сложности выполнения випассаны. Ум постоянно будет где-то блуждать, а в голове будет жужжать рой мыслей, который будет отвлекать и уводить за собой.

Концентрация необходима не только в випассане, но и в любой технике медитации. Это ключевой фактор и краеугольный камень медитации в принципе.

Поэтому можно сказать, что шаматха – это основополагающая техника медитации. Да и согласитесь, что не только медитации.

Шаматха. Что это такое? Что такое шаматха. Пребывание в покое ума. Внутренне спокойствие

Шаматха – медитация развития концентрации и сосредоточения. Во время выполнения этой медитации мы сосредотачиваем свое внимание на выбранном объекте.

И постепенно с регулярной практикой и с помощью времени мы развиваем способность концентрировать ум. Тем самым он успокаивается, перестает беспорядочно менять фокус внимания и наши эмоции утихают.

Шаматха – это любая техника медитации, которая включает в себя концентрацию внимания на объекте медитации. Это и сосредоточенность на предмете или вещи, на образе визуализации, на процессе – например, на дыхании. Это все объекты медитации. Также звук, мантра.

В чем цель медитации шаматха?

1. Успокоить ум.

Наш ум на многое способен. Но он может проявить себя, когда находится не в хаотическом беспокойном состоянии, а в состоянии покоя. 

И когда мы говорим о тренировке ума с точки зрения медитативных техник, то подразумеваем переход ума от беспорядочного состояния хаоса мыслей к ровному и спокойному состоянию.

Сложно что-то увидеть в мутной воде, которую кто-то взбаламутил. Там ничего не разглядеть. Но стоит дать ей успокоиться, как песок уляжется на дно, а вода станет прозрачной. И теперь мы можем увидеть все, что в этой воде находится. Где водоросли, где рыбки плавают, какого цвета песок, камушки разные. Все можно разглядеть.

Эта вода и есть наш ум. Он изначально чист, но смешан с грязью наших убеждений, страхов, взглядов, привязанностей, инстинктов и так далее.

Но стоит успокоить ум, как вдруг все становится ясно. Вдруг нам становится видно и понятно то, что раньше казалось таким сложным.

Прежде чем что-то делать, о чем-то думать, нужно для начала успокоить ум, чтобы увидеть все объективно – таким, как оно есть на самом деле. В этом цель медитации шаматха.

Ведь какие решения мы можем принять, когда все перемешалось в уме?

2. Пребывание в безмятежном состоянии.

Медитация открывает доступ к внутреннему роднику Бездонный источник счастья

В таком состоянии человек наполняется радостью и счастьем, но не теми, о которых мы все с вами знаем. Это глубинные ощущения, которые никак не зависят от вашей ситуации во внешнем мире.

Это то, что всегда с вами, независимо ни от чего. Этот бесконечный неиссякаемый источник. 

В таком состоянии ум становится особенно острым и проницательным. Считается, что такой ум способен проникать даже в мысли других людей.

Даже обычному человеку иногда свойствены такие состояния, согласитесь?

Ведь бывает, что очень тонко интуитивно чувствуешь, что другой человек думает, либо за мгновение думаешь о том, что он сейчас скажет. Находясь в состоянии безмятежности и полного спокойствия это тонкая проницательность всегда с человеком.

Я помню, как после невероятно долгой дороги за рулем я настолько устал, что просто упал на кровать в номере мне не хотелось и не моглось уже ничего.

В голове ни одной мысли, полная пустота, внимание заторможенное. Состояние такого полного пофигизма от бешеной усталости. В это время моя жена находилась в отчаянии, потому что не могла найти деньги, вообще забыла о том, куда их положила.

Она перекопала все сумки по несколько раз, но все бес толку. А я лежу и мне все равно. Во мне как будто отключились все реакции на внешний мир.

И тут я вдруг подумал об этом и спросил себя, а где деньги и сразу пришел интуитивный ответ. Сразу. Я ей сказал, что посмотреть нужно в резинках для волос нашей дочки, в таком очень маленьком пакетике (хотя я понятия не имел, где они, я их не упаковывал). Моя жена впала просто в ступор после того, как она их там нашла.

Полностью отключенный от мыслей ум, отсутствие оценок, анализа, размышлений, ничего этого не было – и вот они способности нашего ума сразу проявились. Просто ничего не мешало.

Специально создать такое внутреннее состояние крайне сложно. Для этого и нужна шаматха – медитация сосредоточения и концентрации

3. Избавление от неведения.

Именно отсутствие понимания о том, что и как есть на самом деле становится источником страданий.

Ясный, спокойный и чистый ум, как мы уже поняли выше, открывает нам то, что было не видно в мутной воде.

4. Эмоциональное равновесие.

Медитация шаматха и випашьяна приводят эмоции в баланс Баланс в море эмоций

Эмоциональные всплески, вспышки гнева, агрессия, страх, тревоги, тревоги и тревоги.

Шаматха приводит эмоции в порядок. Покой, легкость и уравновешенность благодаря спокойному уму.

Возможно, вам представляется образ некого вялого и ленивого человека, который такой весь спокойный, безмятежный, ему ничего не нужно и не интересно.

Все совсем наоборот.

Это очень деятельный человек, но действует он с позиции именно спокойного, а не хаотичного ума. Без лишних тревог, без разрушающих эмоций с внутренней радостью и улыбкой.

Это счастливый человек, горящий своим делом, идущий своей дорогой, потому что он очень ясно ее видит.

5. Найти себя.

Развивая сосредоточенность, вы открываете внутри себя ответы, которые вас давно мучают, вы познаете себя.

Ум нельзя заставить концентрироваться.

Ум не позволит этого сделать. Вы получите колоссальное сопротивление и неприятные эмоции. Ум начнет отвечать возникновением новых мыслей – он станет еще более подвижным.

Это очень тонкий момент, который вы научитесь замечать с практикой. Важно осознавать свои эмоции, наблюдать их, фиксировать как то, что они есть, но при этом сохранять сосредоточение на объекте медитации.

Медитация шаматха. 9 ступеней практики. 9 ступеней развития шаматхи 9 ступеней

Для объяснения пути, по которому вы будете двигаться в своем развитии при регулярном выполнении практик шаматха, этапов, препятствий, обычно используют известное изображение, нарисованное одним из учеников Далай-ламы Тричжангом Римпоче.

Глядя на нее вы поймете, в какой точке вы находитесь сейчас и сможете отслеживать свое развитие.

На изображении есть вы, монах. Веревка в ваших руках – это ваше внимание, сосредоточенность. Крючок – это ваша бдительность. Слон – сознание, обезьяна – беспокойство ума. С помощью веревки и крючка вы цепляете слона и ведете его к шаматхе – состоянию умиротворения и безмятежности, к ясности и чистоте осознанности. Черный цвет указывает на состояние возбужденности и беспокойства.

На первой стадии сосредоточенность и внимательность не развиты, ум беспокоен и хаотичен, внимание рассеяно. Но что важно на первой стадии — вы осознаете свое состояние, понимаете, что вы вот здесь и вы настроены двигаться вперед.

На вершине полное освобождение от неведения, от суеты и беспорядочности. Чистота, спокойствие и внутренняя радость. И слон уже просто лежит рядом с вами, его не нужно контролировать и управлять.

Практическая польза шаматха для каждого.

Сложно сказать, насколько далеко мы способны пройти по этим девяти ступенькам. Мы с вами не монахи.

Монахи внутри монастыря кроме регулярных очень длительных медитаций ведут очень спокойный образ жизни, их окружают учителя и такие же ученики, как и они сами.

Но когда ты должен каждый день жить в городе с миллионами людей, работать в стрессе с утра до ночи, кроме этого решать параллельно повседневные задачи, воспитывать детей, работать над отношениями в семье. Это сложно, скажем прямо.

Но я не говорю, что вам это не под силу, я лишь отмечаю, что впереди сложный путь.

Для этого медитация должна плотно войти в ваш день, стать вашим постоянным попутчиком.

Кроме того нужно находить время на посещение ретритов, где вы можете погрузиться в условия, в которых находятся монахи, и отказаться от всего «цивилизованного» на время нахождения там.

Но шаматха, если и не приведет вас к освобождению, то даст вам очень много пользы.

Первое время будет невероятно тяжело сохранять внимание даже несколько десятков секунд, потому что наш ум занят разу столькими вещами.

В нем там такое множество задач, проблем, впечатлений, что это все, как только вы обратите свой взор внутрь себя, начнет вырываться на его поверхность. Это абсолютно нормально.

Внимание современного человека очень рассеянно, мы постоянно отвлекаемся. Поэтому сегодня как никогда важно развивать концентрацию и для этого есть прекрасный инструмент – медитация шаматха.

Привычка постоянно отвлекаться — это крайне деструктивная и разрушительная привычка, которая не дает вам развиваться и двигаться вперед.

Не бороться с ней – это самоубийство. Хотите что-то сделать в жизни – работайте над развитием способности к концентрации и сосредоточению.

Три составляющие медитации Шаматха.

Поза.

Ключевыми принципами хорошей позы и качественной медитации является полное расслабление и ровная спина.

Идеальным помощником будет специальная подушка для медитации. На ней вы сможете сидеть в медитации часами.

Объект медитации.

Во всех техниках медитации Шаматха необходим объект.

Буддисты считают, что лучшим объектом будет образ Будды.

Наверное, людям простым это не совсем подойдет, потому что этот образ будет им не очень близок и понятен. Выбирайте свой образ. Из своей религии, либо не и религии, это абсолютно не важно.

Несмотря на корни медитации, и шаматха в частности, я считаю эту практику абсолютно нерелигиозной. Ее можно практиковать как закоренелым атеистам, так и людям глубоко верующим. Это практика наблюдения и концентрации.

Объектом медитации может быть вещь, предмет. Это может быть ваше дыхание, ощущения при дыхании.

Техники медитации.

Шаматха на дыхание.

Лучшая техника медитации для успокоения – это наблюдение за своим дыханием.

Особенно это актуально вечером, когда позади интенсивный день, когда ум полон мыслями, в голове шум. Часто вы еще и эмоционально перегружены, где-то злы, может даже разгневаны.

Все равно нужно сесть помедитировать. Но для начала успокоиться с помощью наблюдения за дыханием.

Подготовьтесь, сядьте в выбранную позу либо на подушку. Несколько минут настройтесь на медитацию. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. Дальше дышим естественно и только через нос.

После этого все свое внимание направьте на процесс дыхания и начинайте считать вдохи и выдохи.

Можно так, считаем «вдох один» (вдыхаем), «выдох один» (выдыхаем), «вдох два, выдох два» и т.д. до десяти. Это первый цикл. Так делайте несколько циклов.

Дыхание – это наш естественный ритмичный процесс, связывающий нас с чем-то очень глубоким, таинственным, истинно-настоящим и вечным. Это та тонкая нить, которая удерживает нас в этой жизни. Наверное, поэтому, дыхание нас так увлекает.

Дыхание также удобно, что оно не статично, тем самым держит нас в бдительном состоянии, не вводит в сонливое состояние.

В процессе счета ум успокаивается, становится устойчивым и все меньше отвлекается. Вы все глубже погружаетесь в медитацию благодаря концентрации на процессе дыхания.

После выполнения счета дыхания направьте свое внимание на ту точку, где воздух входит в наше тело – это кончик носа, ноздри, и концентрируйтесь на ощущениях при касании воздуха.

Медитация на объект.

После выполнения техник на дыхание, можете переключиться на медитацию на объект. Но можете продолжить медитировать на дыхание и на этом и закончить.

Рекомендуется визуализировать объект на расстоянии вытянутой руки перед собой, размером с палец (даже если вживую он очень большой) на уровне бровей.

Посмотрите на изображение, потом закройте глаза и восстановите его в памяти. Если это человек, представляйте его живым. Удерживайте это изображение 3-5 минут. Этого достаточно.

Если вы замечаете, как образ объекта меняет цвет, например, либо форму, либо еще какие-то качества, то возвращайте образу его первоначальные свойства.

В своей повседневной практике в первой части медитации я всегда использую счет, после чего перехожу к другим техникам – это может быть либо техники концентрации на объекте (шаматха), либо техники випассаны, либо что-то еще.

Источник здесь

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

21.12.2020
Пожаловаться Просмотров: 632  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены