Состояние, о котором сейчас всё больше говорят, понимается людьми по-разному и исходя из этого понимания, их присутствие может разительно отличаться.
У человека может сложиться мнение, что присутствие — нечто простое и понятное, доступное каждому. Быть «здесь и сейчас», этого достаточно. Нельзя сказать, что такая позиция не верна, но данная трактовка слишком поверхностна и может привести к результату, когда человек не осознает действительной силы, нового для многих, состояния сознания и довольствуется малым, думая, что раскрыл весь потенциал этого явления.
Первое, что желательно уяснить — сила и качество присутствия напрямую зависит от общей продолжительности этого состояния в течение дня, недели, месяца и т.д. Таким образом человек, который присутствует всего лишь десять минут в день, «помнит о себе» совсем не так, как тот, кто находится в этом состоянии несколько часов. Также присутствие того, кто стал пребывать в текущем моменте лишь месяц назад, будет совершенно иным, чем у того, кто посвятил данной работе несколько лет.
Прежде чем развивать мысль о концентрации и различных ступенях присутствия, хотелось бы как можно более четко описать его для создания наилучшего понимания.
Как узнать присутствие
Присутствие — это состояние, возникающее в тот момент, когда внимание направлено на чувственное восприятие своего «я». Это есть некое тонкое переживание, сопровождаемое ясным понимаем, чувством и ощущением, что ты существуешь, находишься здесь. Как показывает опыт, у большей части неподготовленных людей при обращении внимания на самого себя, не возникает никакого чувства «я», ничего, что можно было ощутить, почувствовать, ухватить. Данное явление напрямую связано с тем, что такой человек до этого в своей жизни осознавал себя лишь крайне редко, в виде быстрых, самопроизвольно возникающих, вспышек. Концентрация его присутствия не позволяет ощутить хоть что-то, ведь его волевого (сознательного) «я» фактически нет.
Также хочется заметить, что присутствие отличается и от того, что некоторые называют осознанностью. Осознанность подразумевает намеренное направление внимания на какой-то процесс как внешний, так и внутренний. Но при этом действии человек может не чувствовать самого себя, теряясь в наблюдаемых явлениях, отдавая наблюдаемому все свое внимание, забывая воспринимающего. К тому же полезно знать, что присутствие в большинстве случаев сопровождается осознанностью во многих сферах. То есть вы, чувствуя свое «я», имеете возможность осознавать и контролировать движения, речь, мысли и эмоции. С помощью этого указания вы и сможете проверить действительно ли вы присутствуете, ведь самоосознание дает ощутимый контроль над организмом. Хотя в ослабленном состоянии может случиться так, что помня себя, вы не сможете осознавать ничего другого. Это напрямую зависит от объема свободной «энергии».
Хорошо понимать, что присутствие сохраняется при помощи волевых усилий. А они в свою очередь возникают при сознательном управлении вниманием. Когда вы намеренно смотрите туда, куда не привыкли смотреть в привычной жизни: на свои мысли и эмоции, на ощущения тела и другие внутренние процессы. В начале присутствие — это в основном умственный процесс, вы наблюдаете себя при помощи интеллекта, но это лишь имитация истинного самоосознания, которое включает в себя совершенно иное, насыщенное переживание самого бытия.
Первая форма присутствия
Касаясь видов самоосознания, я выделю две его, довольно резко отличающихся друг от друга, формы. Первое — присутствие, которое может быть доступно каждому, кто узнал об этом и приложил некие старания — это присутствие через усилие. Это состояние возникает под воздействием специальных практик и упражнений. Здесь следует указать, что наиболее важным этапом для обретения стабильности в этой форме осознания себя, является стремление к постоянной осведомленности о наличии или отсутствии состояния присутствия в течение всего дня. Человеку необходимо как можно больше помнить о себе и раз за разом проверять: «Здесь ли я?». Также важно наблюдать за последствиями привычного образа жизни, без осознания себя. Видеть ошибки и страдания, которые приносит автоматическая жизнь. Из этих наблюдений рождается сильная тяга присутствовать как можно чаще. И эта тяга необходима, чтобы рано или поздно дойти до второй формы этого удивительного состояния.
О пяти состояниях
В одно время в своей книге «Обучение тишиной» я выделял пять состояний сознания, три основных: активное, пассивное, среднее или нулевое (отличающееся своей ясностью по сравнению с другими), а также два переходных: от пассивности к активности и обратное ему. Можно смело утверждать, что присутствие есть шестое состояние, которое может возникать, накладываясь на любое вышеперечисленное. То есть вы можете осознавать (чувствовать) себя во время пассивной фазы, когда вы ослаблены и например, хотите спать. Хотя это будет значительно сложнее, чем в других более активных фазах, за исключением состояния гиперактивности, которое тоже значительно осложняет возможность «помнить себя».
Конечно наилучшим состоянием, при котором присутствие сохраняется дольше и возникает чаще, является срединное состояние, когда человек одновременно бодр, внимателен и спокоен.
Вторая форма. Естественное присутствие
Но вернемся к видам присутствия. Вторая его форма, по-видимому, доступна лишь немногим, опять же вследствие того, что человек удовлетворяется малым и не знает, что есть возможность перейти на качественно новый уровень сознания, если обрести новое понимание и приложить значительно больше усилий. Вторая ступень присутствия есть результат формирования «энергии» самоосознания в нечто новое, совершенно неведомое большинству людей. Как я писал ранее в статье «Создание сознательной личности» внутри вас возникает будто новая жизнь, новое существо, основанное на усилиях воли. В этот момент все меняется и теперь, чтобы присутствовать не требуется никаких усилий. В тоже время видение и чувствование мира значительно преображается, раскрывая перед вами его скрытую тайну и красоту.
Для обретения второй формы присутствия есть два пути: первый — значительные усилия в работе с вниманием, отслеживание отождествления, медитация и т.д. Данный путь делает больший упор на практику и упражнения. Второй путь, во многом схожий, нацелен на устранение искажений сознания, таких как ошибочные схемы мышления и различные психические отклонения личности в добавлении к этому идет работа по освобождению ума от обремененности материальными вещами и эгоизма, в тоже время идет процесс активного самопознания. Он ведет к глубокому спокойствию, восстанавливая правильную работу тела и психики человека. Второй путь более сложный и долгий, ведь он по сути включает в себя первый. Но и первый способ может предоставить возможность достаточно полного присутствия и перестройки сознания, без гармонизации и интеграции разрозненных осколков личности.
В заключении хотелось бы выразить основную мысль этой статьи в одной фразе:
«Если вы желаете присутствовать по-настоящему, стремитесь делать это как можно чаще». Не останавливайтесь на малом, продолжайте работать. И помните, что даже добившись второй формы присутствия не следует полностью прекращать усилия, ведь сперва «сознательная личность» очень хрупка и может быстро превратиться в невидимый глазу прах.
Евгений Трубицин
Другие статьи и книги читайте на: de-trening.ru
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: