От автора: про воспитание детей и взрослых
Это вредное слово «Нельзя!»
Мы с мужем такие разные – это бросается в глаза.
Скажем так – я выгляжу более радостной, свободной, открытой, раскрепощенной (не путать с распущенностью).
Почему?
Стали разбираться. Он ненавидит слово «нельзя» - оно у него ассоциируется с запретами, углом и ремнем. За что были наказания – не помнит – значит, урок «не вынесен». Кроме одного: «если узнают – будет наказание». Следовательно, делать можно все, только умно, чтобы не узнали (мы часто забываем, что все тайное становится явным).
Почему я так открыто рассказываю?
Потому что это не преступление. Более того – это норма.
Моя сестра такая же. А у мужа сестра – как я. Двое детей в одной семье и такие разные.
В чем причина?
В ВОСПИТАНИИ!
Мы воспитывались в разных ситуациях у разных людей. Я больше с родителями (моя сестра у строгой бабушки, муж-со строгим отцом и мамой (его младшая сестра там же) – в их семье к разнополым детям применялось разное отношение: сестре все было можно, моему мужу нельзя ничего. То есть, мыть посуду и полы, можно. Когда я пришла в их семью – была удивлена: муж регулярно мыл посуду и полы, взрослая девушка (сестра) не делала ничего! Самое интересное, что она не была эгоисткой! И она добра и весела и все крутится вокруг нее, и она умеет радоваться гораздо больше, чем ее старший брат – тот боится сделать «слишком». Он обычно говорит так: «а вдруг….», нельзя так сильно радоваться – сглазите! Вернее, он так говорил – со мною перестал!
Так вот, я не помню слово «нельзя» вообще, начисто! Мне разрешали все! Я даже сама покупала себе юбки-кофты-игрушки в дошкольном возрасте. А верхнюю одежду и обувь начала покупать лет с 10-ти. Я была примерной девочкой, отличницей и активисткой. Регулярно выступала от школы на различных конкурсах: «А ну-ка девушки» «мы ищем таланты», концерты, спектакли, танцы…
Почему же, не будучи приучена к слову «нельзя», я понимала это «нельзя»?.
Да потому, что я же видела, как живут мои родители. Я видела постоянно улыбающуюся маму. Я видела, как отец нас обеспечивает и заботится о семье. Мы вместе с родителями ходили даже на вечерние киносеансы «фильмы только для взрослых». Ну и что? Все равно мы там спали. Зато так весело было «повиснуть-прокатиться» на руках папы и мамы, особенно, когда на пути «лежала» большущая лужа…
Я никогда не видела от моих родителей двуличия и не слышала никаких осуждений в адрес других людей – ни разу не помню. Наверное, это не очень хорошо – мир казался мне доброй сказкой, я верила всем! Бог сберег меня – я не разочаровалась.
А взрослая жизнь меня удивила – я узнала, что можно говорить не то, что думаешь. Можно предать, соврать, подставить, украсть …………и не испытывать при этом стыда……и даже осуждения общества не будет!
УДИВЛЯЮСЬ ДО СИХ ПОР!
Я ТАК РАДА, ЧТО УМЕЮ УДИВЛЯТЬСЯ!
Спасибо, мамочка и папочка, что забыли слово «НЕЛЬЗЯ».
Как же воспитывали меня мои родители без «нельзя»?
Если нельзя –значит можно, не так ли?
Совершенно верно!
Мои родители, вместо того, чтобы ограничивать - они тратили на меня очень много времени. Они разговаривали со мной о том, как можно сделать лучше, по другому.
Например, ребенок оторвал у куклы ноги и руки и открутил голову (такая ситуация была в 4-е года и у меня и у моего мужа, когда мы были детьми).
Родители мужа выпороли его, приговаривая «нельзя-нельзя-НЕЛЬЗЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ – «ДО СИХ ПОР В УЩАХ ЗВЕНИТ» - так вспоминает муж. Еще и выпороли и поставили в угол на весь вечер. Он плакал от обиды, что все друзья гуляют. А он ……муж, рассказывая, так тяжко вздыхал. Представляете? Взрослый мужчина!
Я спросила его, какой урок он вынес из той обидной для него ситуации? – муж пожал плечами – никакой!:»
Я – «Тебе его жалко?»
Он ответил «Кого-его? Себя, что ли?»
Я - «Нет – его: того маленького мальчика в тебе сегодняшнем! Ведь он до сих пор обижен! Давай его отогреем любовью…дадим ему твою защиту…».
В тот день мы с мужем стали по настоящему близки…
Что делали мои родители:
мама и папа посадили меня перед собою и стали разговаривать сократовским методом (я хорошо это помню)
- Танюша, как ты думаешь, Маше больно (так звали куклу)?
- а если бы ты была Машей и тебе сделали больно?
- что бы ты сделала?
- тебе бы так понравилось?
- человек, сделавший тебе больно – он какой…хороший?
Тогда это было для меня тааааааким уроком! Я даже не помню случая больше, чтобы меня так отчитывали. Мне было стыдно за себя.
А потом мои родители сказали гениальные фразы
Танюша, что ты хотела:
- посмотреть, что там внутри?
- как сделана Маша?
- поиграть в доктора?
Я со стыда кивала головой. Честно, я не помню на самом деле, что же я хотела, откручивая конечности у ккуклы.
Я думаю, родителям стало меня жалко. Мне же тогда было жалко куклу. Я, наверное, смогла представить себя на ее месте!
Мои родители продолжали
Давай-ка посмотрим, Танюша, как можно сделать по другому, по хорошему, чтобы Маша осталась цела:
Допустим, ты захотела поиграть в доктора. Помнишь, что делал доктор в кабинете с тобой? Мы купим тебе аптечку – в ней есть все докторские предметы-игрушки. И ты сможешь лечить свою Машу. Сейчас мы твою машу все вместе починим, и она будет, как новенькая!. Сейчас уже можно ее лечить. И лечить так, чтобы ей не было больно –договорились?
А если ты захотела узнать, из чего сделана Маша - тогда можно спросить все у папы – сказала моя мудрая и добрая мама. Он расскажет тебе, из чего делаются куклы. Хорошо?
Когда ты подрастешь –ты сама сможешь многое узнать и прочитать в книгах. Ну что, будем продолжать учить буквы?
Таким образом, родители использовали эту стресовую ситуацию с выгодой – они замотивировали меня на учебу! В результате, я пошла в школу, бегло читая и понимая немецкий язык (папа в 4-е года уже стал обучать нас немецкому языку).
В тот день я спала спокойно. Мне кажется, именно тогда я стала отдавать отчет своим поступкам и поняла, что за свои поступки надо отвечать. А главное - я впервые задумалась, как мои действия влияют на "окружающий мир».
Мне нравиться так думать и я верю в важность того урока.
В щекотливых ситуациях принятия решения – в голове (всю мою сознательную взрослую жизнь) возникал образ той детской ситуации и тогда я уже не сомневалась в своем выборе!
Именно в тот день я поняла важность слова «Можно».
А мой муж до сих пор вздрагивает при слове «нельзя», и еще хуже - уже став взрослым и не зависимым от своих родителей. онпродолжает волю и наказы своего семейного рода - теперь он сам себя ограничивает!
Так что, решать Вам, - применять ли при воспитании детей
- слово «нельзя». Нельзя ограничивает, понижает самооценку, делает человека ригидным, он все видит через призму «можно-нельзя», лишая себя множества разнообразных оттенков и выборов.
А самое вредное – не раскрывает понятия «почему нельзя» (нельзя и все!»).
Не понятые ограничения и запреты ведут к вседозволенности: с одним условием – можно все, лишь бы не узнали….В такой ситуации могут быть не сформированы ценности.
- слово «можно». Можно – означает свободу. Расширение возможностей выбора, силу духа, достоинство, веру в себя и внешний мир.
А самое полезное -это то, что: когда можно, то хочется делать хорошо и не надо прятаться и скрывать. Себя ведь не обманешь. А если обманешь, то муки совести несравнимы с осуждением людей.
Читателям может показаться, что я себя восхваляю…..
Ваше право.
Я очень рада, что не знала слова «НЕЛЬЗЯ»!
Автор:
***
Это интересно
+13
|
|||
Последние откомментированные темы: