Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Реактивность — привычка, которая сильно способствует стрессу

  Автор: Александр Кузьмичев

Что такое проактивность? Это ваше поведение в стрессовой ситуации, которое способно изменить её. А вот "позиция жертвы" в стрессе - это уже про реактивность. Если вы хотите быть режисером событий своей жизни и не хотите стать марионеткой внешних обстоятельств, то эта статья для вас.

    Реактивность — привычка, которая сильно способствует стрессу  

Существуют привычка, которая сильно способствует стрессу. И имя этой привычке – реактивность. Реактивность – это восприятия проблемы как чего-то, что на меня влияет. Или вызывает у меня эмоции. Или ввергает меня в депрессию. Например, некоторые люди говорят: он/она меня обидел/а (на место обиды можно подставить любую эмоцию), меня все достали! (или утомили/истощили и пр.), он/она мне испортил настроение, мне не оставляют выбора…Во всех подобных ситуациях можно с уверенностью заявить – человек снимает с себя ответственность за происходящее с собой – и перекладывает ее на кого-то еще. Другого человека, обстоятельства, карму, судьбу и прочих видимых и невидимых «врагов».

Эмоциональная проактивность

Привычка быть реактивным пьет кровь человеку постоянно. Так как, человек лишает себя возможности реально влиять на свою собственную жизнь. Все что остается человеку – жаловаться и терпеть.  

Прямая противоположность реактивности – проактивность. Проактивность - это умение нести ответственность за свою собственную жизнь. В том смысле, что ваше поведение зависит от ваших решений, а не от окружающих условий. Это означает, что вы можете инициировать происходящие события и нести за них ответственность. Вы можете подчинять чувства вашим ценностям. Ваше поведение – это продукт вашего собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не на случайностях и внешнем воздействии.

Вообще, любой человек по своей природе проактивен. Недаром все дети эгоцентристы – они воспринимают весь окружающий мир на свой счет. Для ребенка – весь мир вертится вокруг него, его желаний и интересов.

Но, к сожалению, многие мамы и папы сами способствуют потере проактивного мышления, когда:

- говорят плохо про неодушевленные предметы – «ах, эта нехорошая дверь» (об которую ребенок стукнулся лбом) или «какая плохая игрушка» (когда ребенок за ней полез и хорошенько «навернулся»);

- интуитивно защищают собственных детей от других детей, навешивая им ярлыки «плохих» и «виноватых»;

- вообще вводят понятие виноватого – то есть такого человека, который должен испытывать угрызения совести, а не брать на себя ответственность и справлять ситуацию.

- хотят, чтобы их чадо было уважаемым другими чадами и их (этих чад) родителями и прививают стратегию «думай, что о тебе подумают окружающие».

И более того, забывают сообщить (или попросту не знают) ребенку о том, что нужно научиться быть проактивным, чтобы избегать стрессов или эффективно их преодолевать. Ведь, если ваша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что вы – сознательно или нет – сделали свой выбор и позволили этим силам управлять собой.

  Реактивность — привычка, которая сильно способствует стрессу  

Отличия проактивных и реактивных людей можно проиллюстрировать так:

 

Реактивный          

Проактивный

Реактивный человек часто нахо­дится в зависимости от физи­ческих условий окружа­ющей среды. Если погода хо­рошая, он чувствует себя хо­рошо. Если погода плохая, то это ска­зывается на его настро­ении и поведении.

Проактивный человек носит в себе свою «собственную погоду». Для него не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Он движим ценностями.

Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от "соци­альной погоды". Если окружа­ющие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся за­крытыми и занимают оборо­нительную позицию.

На проактивных людей тоже воздействуют внешние фак­торы физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель – сознательная или нет – является их собственным выбором.

Реактивный человек  ожидает, что что-нибудь произойдет или кто-нибудь о нем позаботится.

Берет на себе инициативу, когда нужно довести ситуацию до разрешения.

Думает в сослагательном наклонении:

Если мне удастся сделать…

Если бы у меня был выбор…

Если бы я мог…

Я должен…

Думает утвердительно и позиционирующе:

Я сделаю….

Я выбираю…

Я могу…

Я предпочитаю…

Заботится о том, что нужно и должно сделать…

Заботится о том, на что он реально влияет…

 

Теперь можно перенести стратегию проактивного поведения и на эмоциональную сферу. И для это можно выделить важную установку:

я – причина всех моих эмоций

То есть, все мои приступы гнева, страха, интереса и радости, любви и одиночества – это результат моего отношения к окружающему миру. Тут, обычно, возникает резонное сопротивление в стиле «но ведь эмоции у меня возникают В ОТВЕТ на какое-либо событие». И тут, конечно, не поспоришь. Эмоции и чувства человека рефлекторны.

Но важно не путать реактивность (на меня повышают голос – я повышаю голос в ответ) и рефлекторность (на меня повышают голос и я и делаю выбор между своими способами ответа).    

Например. Близкий человек начал конфликт с того, что сказал что-то нелицеприятное обо мне – я разозлился и начал ругаться в ответ. Это реактивность. И для людей эмоционально реактивных повседневный выбор в эмоциональном «управлении» сводится лишь к тому, чтобы определиться с тем, будут ли они сдерживать свои эмоции или выпускать их наперекор ситуации и здравому смыслу. По сути, это НЕ выбор.

Выбор – это когда в ответ на любое деструктивное действие оппонента вы выбираете между разными эмоциональными реакциями. Например. Близкий человек сказал «дурак». Вы можете ответить в стиле «сам дурак» (демонстрация презрения). Можете заявить: «такое обращение ко мне неприемлемо» (демонстрация гнева). Или, например, подчеркнуть о том, что вы сожалеете о том, что ваш оппонент ведет себя именно таким образом наперекор сложившимся между вами отношениям (демонстрация печали).  

Можно ли научиться широкому спектру эмоциональных реакций одномоментно (просто внутренним «хочу») – однозначно, нет. Можно ли научиться подобным навыкам путем тренировки и моделирования жизненных ситуаций – вполне!!!  С чего стоит начать? С установки «Я - причина моих эмоций»...

 

 

 

Это интересно
+4

Модератор 18.11.2018
Пожаловаться Просмотров: 1229  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены