Автор: Александр Кузьмичев
Что такое проактивность? Это ваше поведение в стрессовой ситуации, которое способно изменить её. А вот "позиция жертвы" в стрессе - это уже про реактивность. Если вы хотите быть режисером событий своей жизни и не хотите стать марионеткой внешних обстоятельств, то эта статья для вас.
Существуют привычка, которая сильно способствует стрессу. И имя этой привычке – реактивность. Реактивность – это восприятия проблемы как чего-то, что на меня влияет. Или вызывает у меня эмоции. Или ввергает меня в депрессию. Например, некоторые люди говорят: он/она меня обидел/а (на место обиды можно подставить любую эмоцию), меня все достали! (или утомили/истощили и пр.), он/она мне испортил настроение, мне не оставляют выбора…Во всех подобных ситуациях можно с уверенностью заявить – человек снимает с себя ответственность за происходящее с собой – и перекладывает ее на кого-то еще. Другого человека, обстоятельства, карму, судьбу и прочих видимых и невидимых «врагов».
Эмоциональная проактивностьПривычка быть реактивным пьет кровь человеку постоянно. Так как, человек лишает себя возможности реально влиять на свою собственную жизнь. Все что остается человеку – жаловаться и терпеть.
Прямая противоположность реактивности – проактивность. Проактивность - это умение нести ответственность за свою собственную жизнь. В том смысле, что ваше поведение зависит от ваших решений, а не от окружающих условий. Это означает, что вы можете инициировать происходящие события и нести за них ответственность. Вы можете подчинять чувства вашим ценностям. Ваше поведение – это продукт вашего собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не на случайностях и внешнем воздействии.
Вообще, любой человек по своей природе проактивен. Недаром все дети эгоцентристы – они воспринимают весь окружающий мир на свой счет. Для ребенка – весь мир вертится вокруг него, его желаний и интересов.
Но, к сожалению, многие мамы и папы сами способствуют потере проактивного мышления, когда:
- говорят плохо про неодушевленные предметы – «ах, эта нехорошая дверь» (об которую ребенок стукнулся лбом) или «какая плохая игрушка» (когда ребенок за ней полез и хорошенько «навернулся»);
- интуитивно защищают собственных детей от других детей, навешивая им ярлыки «плохих» и «виноватых»;
- вообще вводят понятие виноватого – то есть такого человека, который должен испытывать угрызения совести, а не брать на себя ответственность и справлять ситуацию.
- хотят, чтобы их чадо было уважаемым другими чадами и их (этих чад) родителями и прививают стратегию «думай, что о тебе подумают окружающие».
И более того, забывают сообщить (или попросту не знают) ребенку о том, что нужно научиться быть проактивным, чтобы избегать стрессов или эффективно их преодолевать. Ведь, если ваша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что вы – сознательно или нет – сделали свой выбор и позволили этим силам управлять собой.
Отличия проактивных и реактивных людей можно проиллюстрировать так:
Реактивный |
Проактивный |
Реактивный человек часто находится в зависимости от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, он чувствует себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на его настроении и поведении. |
Проактивный человек носит в себе свою «собственную погоду». Для него не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Он движим ценностями. |
Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от "социальной погоды". Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. |
На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель – сознательная или нет – является их собственным выбором. |
Реактивный человек ожидает, что что-нибудь произойдет или кто-нибудь о нем позаботится. |
Берет на себе инициативу, когда нужно довести ситуацию до разрешения. |
Думает в сослагательном наклонении: Если мне удастся сделать… Если бы у меня был выбор… Если бы я мог… Я должен… |
Думает утвердительно и позиционирующе: Я сделаю…. Я выбираю… Я могу… Я предпочитаю… |
Заботится о том, что нужно и должно сделать… |
Заботится о том, на что он реально влияет… |
Теперь можно перенести стратегию проактивного поведения и на эмоциональную сферу. И для это можно выделить важную установку:
я – причина всех моих эмоций
То есть, все мои приступы гнева, страха, интереса и радости, любви и одиночества – это результат моего отношения к окружающему миру. Тут, обычно, возникает резонное сопротивление в стиле «но ведь эмоции у меня возникают В ОТВЕТ на какое-либо событие». И тут, конечно, не поспоришь. Эмоции и чувства человека рефлекторны.
Но важно не путать реактивность (на меня повышают голос – я повышаю голос в ответ) и рефлекторность (на меня повышают голос и я и делаю выбор между своими способами ответа).
Например. Близкий человек начал конфликт с того, что сказал что-то нелицеприятное обо мне – я разозлился и начал ругаться в ответ. Это реактивность. И для людей эмоционально реактивных повседневный выбор в эмоциональном «управлении» сводится лишь к тому, чтобы определиться с тем, будут ли они сдерживать свои эмоции или выпускать их наперекор ситуации и здравому смыслу. По сути, это НЕ выбор.
Выбор – это когда в ответ на любое деструктивное действие оппонента вы выбираете между разными эмоциональными реакциями. Например. Близкий человек сказал «дурак». Вы можете ответить в стиле «сам дурак» (демонстрация презрения). Можете заявить: «такое обращение ко мне неприемлемо» (демонстрация гнева). Или, например, подчеркнуть о том, что вы сожалеете о том, что ваш оппонент ведет себя именно таким образом наперекор сложившимся между вами отношениям (демонстрация печали).
Можно ли научиться широкому спектру эмоциональных реакций одномоментно (просто внутренним «хочу») – однозначно, нет. Можно ли научиться подобным навыкам путем тренировки и моделирования жизненных ситуаций – вполне!!! С чего стоит начать? С установки «Я - причина моих эмоций»...
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: