Источник: http://www.pismennyepraktiki.ru
Когда мы излечиваемся от болезней, избавляемся от проблем, личностно растем и развиваемся — в каком направлении мы при этом движемся? Что такое «полноценный человек», «душевное здоровье», «оптимальное функционирование»? Универсальны ли эти понятия?
Что останется, если оставить за скобками культурно-исторический контекст — различия, вносимые спецификой исторической эпохи и места, а также особенностями личности основателя той или иной психотерапевтической школы?
В поисках ответа на эти вопросы 55 психологов-исследователей под руководством Криса Петерсона и Мартина Селигмана («отца» позитивной психологии) три года читали и сопоставляли религиозные и философские источники, выделяя «телос», цель развития человеческой личности. В итоге в 2004 году они выделили 24 «сильные стороны характера/личности». Сильные стороны характера/личности — это определенные ценности и индивидуальный стиль воплощения каждой из них в действиях. Эти 24 сильные стороны объединяются в шесть групп — добродетелей.
Дальше ученые провели масштабное кросс-культурное исследование (в 52 странах), чтобы проверить, действительно ли эти сильные стороны универсальны и ценны для представителей разных культур. Оказалось, что да, универсальны.
Какие же это сильные стороны?
Первая группа — добродетель мудрости/познания.
В эту группу входят когнитивные сильные стороны, связанные с обретением и использованием знаний
1. Креативность (творческость, оригинальность)
Придумывать новые продуктивные способы отражения/выражения впечатлений и переживаний, а также новые способы создавать что-то (речь здесь идет далеко не только об искусстве).
2. Любознательность (интерес, поиск новизны, открытость опыту)
Интересоваться, как что устроено и почему разные явления происходят именно так, а не иначе; увлекаться той или иной темой или предметом; занимать исследовательскую позицию
3. Критическое мышление (вынесение суждений, оценки; продумывание последствий; взгляд на ситуацию с разных точек зрения)
Тщательно рассматривать темы и взвешенно принимать решения; пересматривать собственные убеждения и позиции в свете новой информации; непредвзято мыслить и выносить суждения
4. Любовь к учению
С удовольствием осваивать новые умения и знания, как самостоятельно, так и в рамках учебных программ (эта сильная сторона близка к любознательности, но отличается от нее систематичностью приумножения знаний и умений)
5. Мудрость
Уметь схватывать суть многопланового явления, объяснять другим сложные вещи, помогать советом или вопросом
Вторая группа — добродетель мужества
В эту группу входят эмоционально-волевые сильные стороны, подразумевающие преодоление препятствий, внешних или внутренних, на пути к желаемым целям.
6. Храбрость (отвага)
Не бежать от трудностей, вызовов, угроз или боли; отстаивать то, что считаешь верным, даже если противник силен; действовать в соответствии с убеждениями, непопулярными и не находящими поддержки (эта сильная сторона может подразумевать физическую активность, но не обязательно)
7. Упорство (постоянство, усердие)
С удовольствием доводить до конца начатое, двигаться по выбранному курсу, невзирая на препятствия
8. Честность (аутентичность, соответствие себе, внутренняя цельность)
Говорить правду, а в более широком смысле — «быть настоящим», не притворяться, действовать и говорить искренне, не стараться показаться кем-то, кем не являешься; принимать ответственность за свои чувства и поступки
9. Бодрость (энергичность, задор)
Относиться к жизни с радостным возбуждением, энтузиазмом; полностью вкладываться в то, что делаешь; относиться к жизни как к приключению; чувствовать себя живым, включенным
Третья группа — добродетель человечности
Межличностные сильные стороны, связанные с дружбой и заботой о других
10. Любовь (умение любить и быть любимым)
Высоко ценить близкие отношения с другими людьми, особенно те, в которых есть чувство общности и взаимная забота
11. Доброта (щедрость, взращивание, забота, сострадание, бескорыстная любовь, поддержка)
Делать людям приятное и полезное; помогать людям; заботиться о них.
12. Социальный интеллект (эмоциональный интеллект, межличностный интеллект)
Осознавать чувства и желания (свои и чужие); знать, как себя вести в разных социальных ситуациях; знать, что радует других людей, вызывает у них сильный отклик.
Четвертая группа — добродетель справедливости
Гражданские сильные стороны, способствующие хорошей жизни в сообществе
13. Работа в команде (гражданственность, социальная ответственность, лояльность)
Хорошо работать в команде или в группе; быть лояльным группе; делать свою часть работы
14. Равенство (справедливость, непредвзятость)
Относиться ко всем людям по справедливости; не давать чувствам склонять в ту или иную сторону решения в отношении других людей; давать всем равные шансы, по справедливости
15. Лидерство
Вдохновлять группу, частью которой являешься, доводить дела до конца и в то же время поддерживать хорошие отношения с членами группы; организовывать групповые активности и отслеживать их реализацию
Пятая группа — добродетель умеренности
Сильные стороны, которые защищают от впадания в крайности
16. Прощение (великодушие)
Прощать тех, кто поступил плохо и причинил вред; признавать несовершенства других людей; давать им второй шанс; не быть мстительным
17. Скромность (смирение)
Не «выпячивать себя», позволять плодам своих трудов говорить самим за себя; не считать себя чрезмерно выдающимся, «особенным»
18. Благоразумие
Принимать решения с осторожностью; не идти на ненужный риск; не говорить и не делать того, о чем впоследствии можешь пожалеть
19. Саморегуляция (самоконтроль)
Управлять своими чувствами и действиями; быть дисциплинированным; не идти на поводу у своих сиюминутных желаний и эмоций
Шестая группа — добродетель трансценденции
Сильные стороны, создающие связь с миром и дающие смысл
20. Восхищение (умение ценить прекрасное и наслаждаться им, благоговение)
Видеть и ценить красоту, совершенство, мастерство исполнения в разных сферах жизни — в природе, в искусстве, в математике, в науке, в повседневной жизни и быте
21. Благодарность
Отмечать то хорошее, что есть, и благодарить за него
22. Надежда (оптимизм, ориентированность в будущее)
Верить в лучшее будущее, активно действовать, чтобы строить его; верить в возможность и осмысленность действий ради лучшего будущего
23. Юмор (шаловливость, легкость)
Любить смеяться и веселиться; веселить и смешить людей; видеть смешное и веселое в самых разных ситуациях
24. Духовность (вера, религиозность, миссия)
Иметь связную систему убеждений, касающихся высшего смысла существования вселенной; понимать, какое место сам занимаешь в этой великой схеме; опираться на свои убеждения о смысле жизни и при необходимости находить в них утешение
Так что теперь мы точно знаем, что такое «развитие личности» — это развитие ее сильных сторон. У каждого человека есть свои особые «самые сильные стороны» — 4-5 или больше — и они складываются в уникальную конфигурацию. При этом ни одна конфигурация не лучше другой, каждая из них ценна. Более того, конфигурация «самых сильных сторон» может меняться с течением времени.
Сильные стороны — это не выдающиеся врожденные способности, которые либо есть, либо нет. Их можно намеренно развивать, исследуя и трансформируя себя в этом процессе. Каждая из сильных сторон может быть оптимально развита, переразвита или недоразвита (в последних двух случаях это уже не добродетель, а что-то иное). Каждая из сильных сторон поддерживает оптимальную реализацию остальных. Когда мы действуем, «включая» свои сильные стороны, мы попадаем в то самое «состояние потока», о котором писал Михай Чиксентмихайи.
То есть, чтобы развиваться как личность, наша задача -
- прояснить ценности,
- лучше настроиться на них,
- осознать, как именно они проявляются в наших действиях и
- создать новые привычки, которые помогут наилучшим образом реализовывать эти ценности, воплощая уникальный стиль деятельности каждого человека.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+8
|
|||
Последние откомментированные темы: