Когда я вижу что-то красивое, созданное руками других людей, мне всегда интересно рассмотреть, выяснить для себя, как это сделано. Недавно меня заинтересовала ростовская финифть. Что-то об эмали я знала и раньше, но мне очень захотелось разобраться подробнее в технологии производства этого уникального промысла.
Об истории ростовской финифти писали и ранее, поэтому вкратце укажу основные важные моменты.
Финифть - изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.
На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга, и в других городах, но наибольшего развития достигла школа города Ростова Великого Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.
Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили себе краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.
Итак, как же делают финифть сейчас?
Берется тонкий медный лист ( а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки эти отбиваются вручную, так как им придается определенный изгиб, затем с двух сторон их покрывают эмалью - стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют "белье". Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькими слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.
Потом уже за работу принимается мастер-финифтянщик (очень мне понравилось это слово).
В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ - до пятидесяти раз!При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит в том числе и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.
Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть как ювелирное изделие, как правило, имеет оправу в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки . Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную, кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.
В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали - его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах, и каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться...
Публикация с моего сайта http://www.macrobiser.com/. Текст авторский
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: