История жостовской росписи
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса.
Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
Жостовским букетам присуща яркость красок.
Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность.
Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты.
Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.
Как создается жостовский кованый поднос?
Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка).
Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.
Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных».
Каждая форма выверена по своим пропорциям.
Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.
В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную».
Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу.
После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали.
Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.
Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад.
Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.
Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась.
Работают беличьими кистями и масляной краской.
Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных.
Каждая кисточка подработана под свой мазок.
Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.
Роспись на жостовских подносах многослойная.
Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня.
Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса.
Далее сушка.
После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка».
Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев.
Третий этап - «прокладка».
Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Следом идет «бликовка».
У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная.
Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.
«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах.
И наконец «привязка».
Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию.
У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость.
Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса.
Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.
У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий.
Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.
На сайте производства есть замечательные подборки авторских подносов и красткие сведения о художниках.
Привожу список в конце темы
Цветочные гирлянды. Агеева Татьяна Викторовна
Автор росписи Агеева Татьяна Викторовна
Агеева Татьяна Викторовна
Восход. Куракина Татьяна Васильевна
Куракина Татьяна Васильевна
Родилась в деревне Жостово. Закончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи. Училась у Плахова П.Н.
На фабрике с 1982 года. Живопись отличает авторский почерк: четкие мягкие формы цветов и листьев, собранные как в крупные букеты, так и в миниатюрные букетики, гармонично вписываются в различные изделия с росписью.
Успехом пользуются не только подносы, но и расписная мебель, новогодние шары, предметы интерьера. Участник выставок. Работы хранятся в музее Жостовской фабрики декоративной росписи.
Плищенко Маргарита Петровна
Родилась в деревне Жостово. Закончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи.
Из потомственных художников. На фабрике работает с 1959 года. Тонкое колористическое решение и легкая перегруженность композиции — характерная черта работ мастера.
Традиционные букеты будто переливаются в сложном, контрастном исполнении.
Весенний. Соколова Ирина Валентиновна
Соколова Ирина Валентиновна
Родилась в деревне Жостово. Училась в лицее при Жостовской фабрике декоративной росписи.
Традиционные букеты выполнены в авторской манере. Цветы написаны маленькими кисточками и каждый мазок мозаично уложен в сложный колористический строй. Мягкие, лиричные композиции смело заполняют пространство подносов и других изделий.
Участник выставок.
Сапфир. Соколова Ирина Валентиновна
Соломатина Нелли Александровна . Золотистый букет
Соломатина Нелли Александровна
Родилась в городе Ступино Московской области.
Закончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи. Училась у Плахова П.И. Работает на фабрике с 1982 года.
Владеет всеми приемами жостовской росписи. Традиционная форма цветов умело вплетена в интересные композиционные решения оформления подносов. Интересны цветовые решения сложных фонов подносов.
Золотые потали, металлические порошки в союзе с плотной масляной живописью в умелых руках мастера превращаются в солнечные лучи, которыми осыпана роспись.
Участник выставок, Член Союза художников России. Работы хранятся в музее Жостовской фабрики декоративной росписи.
Юрасова Ирина Леонидовна. Натюрморт с кувшином
Юрасова Ирина Леонидовна
Родилась в поселке Пансионат Мытищинского района.
На фабрике работает с 1984 года. Училась у мастеров живописного цеха. Переняла лучшие традиции выполнения росписи.
Владеет многими техниками и художественными приемами жостовского письма.
Романтичность и экспрессия живописи, сложные колористические решения привлекают внимание ценителей народного искусства к работам художника.
Участник выставок. Член Союза художников России. Работы хранятся в музее Жостовской фабрики декоративной росписи.
Как отличить жостовский поднос от подделки?
1/ На оборотной стороне подлинного экземпляра непременно стоит штамп мастерской, выпустившей его. 2/ Оригинальный поднос всегда имеет закругленные или, выражаясь профессионально, завальцованные края. Вальцовка здесь - придание материалу определённых параметров путём пропускания через вальцы.
Почта России выпустила марки с жостовской росписью.
В почтовое обращение вышла марка, посвящённая 200-летию жостовского народного промысла. На ней изображены поднос, самовар и подстаканник — изделия жостовского промысла.
Мы гордимся, что жостовский промысел, символизирующий богатство и красоту народного искусства, увековечен на почтовой марке. Это не только дань уважения нашей двухвековой истории, но и шаг к популяризации русского декоративного искусства.
Марка номиналом 22 руб. вышла тиражом 180 000 экземпляров. Дополнительно к выпуску Почта России издала конверты первого дня и изготовила штемпели специального гашения для Москвы, посёлка Жостово Московской области и Санкт-Петербурга.
Мы благодарим Почту России за эту важную инициативу, которая подчёркивает значимость Жостовского промысла как части национального наследия.
Приобрести выпуск rusmarka.ru/catalog/ma...
Ниже - Активные ссылки на художников Жостово
Салтыкова Ксения Александровна
Соколова Наталья Александровна
Соломатина Нелли Александровна
ТЕМУ ПРОДОЛЖУ ПОЗЖЕ, ДОБАВЛЯТЬ БУДУ ПОСТЕПЕННО
https://zhostovo.ru/collection/painter
https://vk.com/zhostovskayafabrika?w=club74742005&ysclid=m59mrrqgsj822940437
Страница фабрики в ВКонтакте https://vk.com/zhostovskayafabrika?ysclid=m6i78spgz4162946858
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: