Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Женские портреты кисти Репина (1844–1930). К 180-летию со дня рождения

В этом  году исполнилось 175 лет со дня рождения Ильи Репина. Немного публикаций хочу в этой связи сделать в своём Дневнике.

Илья Репин, один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира.

Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени.

В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».

3. Отдых, 1882- (434x700, 365Kb)

Отдых, 1882 (на картине жена Вера)

«Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафаретов» — Илья Репин

В доме вкусно кормили, играли в настольные игры, музицировали, танцевали, горячо спорили и обсуждали новости. Глава семьи Алексей Иванович Шевцов был известным петербургским архитектором. У Шевцова, кроме сына Алексея, были две дочери - Софья и Вера. Репин с удовольствием рисовал обеих сестер.

Постепенно 27-летний Илья увлекся Верой, не желая себе признаться, что влюблен не столько в барышню, сколько в ее семейство - веселое, приветливое, хлебосольное.

Прелестная в своей юности шестнадцатилетняя Верочка Шевцова, худенькая черноглазая смугляночка с длинной косой, была сестрой товарища Репина по Академии художеств. В петербургской квартире Шевцовых на Васильевском острове молодого художника встречали с неизменным гостеприимством и он часто там проводил время.

4. Мамонтова С.Ф.(1879-1880) (503x700, 375Kb)

Мамонтова С.Ф.(1879-1880) Холст, масло. 89х69см.

 Илья Репин родился в городе Чугуеве в 1844 году. Он с раннего детства любил рисовать, учился в иконописной мастерской и мечтал поступить в Академию художеств.

Но с первого раза его туда не приняли — пришлось заниматься в школе у Ивана Крамского и год пробыть вольнослушателем. Спонсировал его учебу в это время коллекционер Федор Прянишников.

Живописец старательно занимался и много работал: обедневшие родители не могли ему помогать. В это время он писал множество портретов и жанровых картин, которые вскоре начали покупать.

Для выпускного экзамена Репин создал полотно на заданный сюжет «Воскрешение дочери Иаира».  

За картину он получил золотую медаль Академии и право на шесть лет пенсионерской поездки за границу.

Однако художник уехал не сразу.   До поездки в Европу он путешествовал по Волге, где собирал материал для нового полотна — «Бурлаки».

В 1870 году наработки Репина увидел великий князь Владимир Александрович и заказал у художника картину.

Позже он расстраивался, что полотно постоянно «путешествовало» по выставкам — даже экспонировалось на Всемирной выставке в Вене в 1873 году — и стена дворцовой биллиардной пустовала.


1. Родители художника. Портрет Ефима Васильевича Репина. 1879 г.Портрет Татьяны Степановны Репиной. 1867 (700x450, 368Kb)

Родители художника. Портрет Ефима Васильевича Репина. 1879 г.Портрет Татьяны Степановны Репиной. 1867г.  

Мать Ильи Репина, Татьяна Степановна, приучала детей любить искусство: читала им стихи и даже покупала у ростовщиков картины, хотя семья жила бедно. Она даже открыла небольшую школу, в которой занимались маленькие Репины и несколько крестьянских ребятишек вместе с ними.

6. Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной,1876 год. Государственный Русский музей. (500x700, 387Kb)

Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной,1876 год. Государственный Русский музей.  

Как только Вере исполнилось восемнадцать, он обручился с ней, а одиннадцатого февраля 1872 года она стала его женой.

В 1873 году Илья Репин — уже с женой и дочерью — уехал в Европу.

Он изучал классическое и современное искусство Италии и Франции. Дольше всего художник жил в Париже.

Из французской столицы он писал Владимиру Стасову: «…никогда еще не посещало меня такое множество всевозможных сюжетов: так и лезут в голову, спать не дают». Репин писал окрестности Парижа, портреты местных жителей и даже создал полотно по сказке «Садко».

Вскоре после свадьбы обнаружилось несоответствие характеров и темпераментов супругов.

Жена художника была абсолютно не светской, тихой, молчаливой, застенчивой, но при этом очень упрямой. Илья же был импульсивным и отходчивым.

Так часто бывает, когда молодые люди женятся по страсти - а когда эта страсть уходит, обнаруживают, что рядом живет чужой человек, с которым ничего не связывает.


Портрет дочери Веры, ,,Осенний букет,, 1892 год.

  Репины честно пытались спасти свой брак и прожили вместе еще несколько лет.

Вера оказалась ревнива и не беспочвенно. Как позже вспоминала одна из дочерей, в их доме атмосфера была настолько накалена, что "за обедом иногда тарелки летали".

Последней каплей в их отношениях стала единственная попытка Веры пофлиртовать с сыном художника Василия Перова.

Это вызвало такой приступ ревности и злости Репина, что супруги в 1887 году разъехались после пятнадцати лет брака, поделив детей.

Старшие остались с отцом, а младшие с матерью. Несмотря на разрыв, Репин продолжал содержать бывшую жену до ее кончины в 1919 году.  

 

8. Неаполитанка (454x700, 302Kb)

Неаполитанка. 1894г. Холст, масло.78х51см. Частное собрание.

 

Илья Репин. Портрет С.М. Драгомировой. 1889 (563x700, 58Kb)

Илья Репин. Портрет С.М. Драгомировой. 1889г.

 

9. Портрет артистки Беллы Горской. 1910г (522x700, 444Kb)

Портрет артистки Беллы Горской. 1910г.


Голова девушки. Портрет С.В. Сазоновой (521x700, 388Kb)

Голова девушки. Портрет С.В. Сазоновой. 1900г. Бумага наклеенная на картон. сангина, темпера, уголь.

  Репин нередко обращался к портретированию членов своей семьи.

На портрете изображена Софья Васильевна Сазонова (урожд. Репина, 1879–1950) – дочь брата художника В.Е. Репина, балерина Мариинского театра.

Рисунок является отличным подтверждением того, что Репин, прекрасно работавший в разных техниках, блестяще владеет и темперой.

В женских портретах этого времени отражен интерес художника к пленэру, к передаче эффектов освещения, богатства тональных отношений. Темперой Репин работает достаточно пастозно.

Фигура портретируемой воспринимается во взаимодействии со световоздушной средой.

Композиция, динамичное движение мазков, игра света, соотношение тонов, их тонкие градации придают подвижность и естественность фигуре девушки.

Портрет пианистки Санкт-Петербургской консерватории Софи Ментер 1887г.



c82ffb82bacedee460b575bef8c9ef42 (531x700, 296Kb)

Репин И.Е. Женский портрет  

 

12. Портрет Надежды Репиной. 1890 (440x700, 373Kb)

Портрет Надежды Репиной. 1890


это (555x700, 352Kb)

Портрет жительницы Чугуева С. Л. Любицкой. 1877г. Холст, масло 63х51см. Харьковский художественный музей


Татьяна Анатольевна Мамонтова (1878 - 1879) Государственный Русский Музей (475x640, 187Kb)

Татьяна Анатольевна Мамонтова (1878 - 1879) Государственный Русский Музей

 

Портрет певицы А. Н. Молас, 1883г. Холст, масло. 112см.Х 85см. Русский музей (532x700, 354Kb)

Портрет певицы А. Н. Молас, 1883г. Холст, масло. 112 х 85см. Русский музей


Портрет графини Мары Олив (556x700, 440Kb)

Портрет графини Мары Олив



«Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой» 1882г. Холст, масло, 75,5 х 57,3см. (518x700, 419Kb)

«Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой» 1882г. Холст, масло, 75,5 х 57,3см.


«Портрет художницы Елизаветы Николаевны Званцевой» 1889г. Холст, масло, 89 х 68,7см. (536x700, 433Kb)

«Портрет художницы Елизаветы Николаевны Званцевой» 1889г. Холст, масло, 89 х 68,7см.


«Портрет Яницкой» 1865г. Холст, масло. 59 × 49 см  (519x700, 419Kb)

«Портрет Яницкой» 1865г. Холст, масло. 59 × 49 см.

 

11. На солнце. Портрет Надежды Ильиничны Репиной. 1900, 94.3×67 см (475x700, 64Kb)

«На солнце». Портрет Надежды Ильиничны Репиной, дочери художника, Илья Репин, 1900 г.Холст, масло. 94.3×67 см.

Из собрания Третьяковской галереи.  

Несколько раз писал свою дочь художник...здесь Наденька уже не малютка, на этой картине она изображена в возрасте 26 лет.

— Она хорошенькая! Тёмные волнистые волосы, выразительные глаза… А лицо просто светится!

И для того, чтобы это подчеркнуть, художник применил особый приём.

Девушка держит в руке тёмный зонтик, защищающий от солнца. И получается, что лицо героини изображено как раз на фоне этого тёмного зонтика. Благодаря контрасту светлое лицо на тёмном фоне кажется буквально сияющим.

Посмотрите как одета героиня.

Просто, но со вкусом. На ней светло-голубая блузка с золотистой брошкой на воротнике, бежевая юбка, подвязанная красивым зелёным поясом! Но всё равно в центре внимания – доброе лицо девушки.

— Действительно, мы чувствуем отношение художника к героине картины «На солнце».

С какой отцовской любовью и нежностью он смотрел на неё. Восхищался её красотой. И даже не столько внешней красотой, сколько её душевными качествами. Ведь Надежда Ильинична была очень добрым и жертвенным человеком.

Надежда окончила курсы помощниц лекарей в Петербурге, потом много и самоотверженно работала в больницах. Однажды она поехала в зону эпидемии тифа. К счастью, не заразилась.

Но от нервного перенапряжения и огромной нагрузки она заболела душевным недугом.

— У неё случилось нервное расстройство. Когда она вернулась домой, то, к сожалению, больше не смогла работать, и почти не выходила из своей комнаты.

Она добро и заботу приносила людям! Ведь это не прошло даром!

Ни один наш поступок не проходит бесследно. Каждое слово, которое мы произносим, каждое дело, - всё имеет большое значение.

С этими плодами мы, каждый в своё время, предстанем перед Богом.

И от того, с чем мы к Нему придём, будет зависеть наша дальнейшая участь. Поэтому очень важно то, сколько любви мы в своей жизни дарим людям. Родным и всем, кто рядом с нами.

— И маме с папой!

Столько любви, сколько дарила людям Надежда Репина, – девушка с шедевра Третьяковской галереи «На солнце. Портрет дочери художника». отсюда

 

«Портрет Варвары Икскуль фон Гильденбанд», 1889г. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея (412x700, 90Kb)

«Портрет В. И. Икскуль фон Гильденбанд» 1889. ГТГ  Холст, масло. 196х71см. Государственная Третьяковская галерея

Летом тысяча девятьсот пятнадцатого года, в разгар Первой мировой войны, под городом Луцком, что на Волыни, шли бои. Гремели орудия, разрывались снаряды… Раненый в голову солдат, лёжа на земле, громко просил воды.

Однако под шквальным вражеским огнём санитарам к нему было не подобраться. Бедняга истекал кровью, глаза его заволакивал туман…

Но вдруг из этого тумана вышла женская фигура в светлом платье. Она склонилась над солдатом, прижала к его пересохшим губам флягу с водой. Напоив раненого, женщина осторожно перевязала ему рану.

Пули свистели прямо над её головой, но дама, казалось, их не замечала. «Вы, наверное, мой ангел?» – спросил женщину раненый.

Она улыбнулась: «Нет, я – твоя сестра».

Для баронессы, великосветской интеллектуалки, писательницы и переводчика Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбанд все титулы и звания оставались где-то бесконечно далеко от дымящихся полей сражений.

Здесь для солдат она была просто сестрой – сестрой милосердия, готовой выносить раненых из-под пуль и, не смыкая глаз, ухаживать за ними в походном госпитале. Во время боёв под Луцком Варваре Ивановне было шестьдесят четыре года.

Она возглавляла Кауфманскую общину сестёр милосердия.

«Женщина-загадка» – называли баронессу Икскуль фон Гильденбанд современники.

Писатель и поэт Дмитрий Мережковский посвятил ей двенадцать своих стихотворений; художник Илья Репин запечатлел в знаменитом портрете «Дама в красном платье».

Ею восхищались Чехов, Нестеров, Ходасевич, Мамин-Сибиряк. И дело было не в обычной женской привлекательности, хотя Варвара Ивановна действительно была очень красива.

В ней ощущалась, прежде всего, красота внутренняя, душевная чистота, искренность, неравнодушие.

Она любила людей. Люди это чувствовали и невольно откликались.

Любовь к людям побуждала Варвару Ивановну ехать туда, где более всего нуждались в помощи.

В тысяча восемьсот девяносто втором году она отправилась в Казанскую губернию, охваченную голодом. С собой баронесса везла обоз с провизией. Переезжая из деревни в деревню, она устраивала народные столовые, сама стряпала и подавал еду голодающим.

Не побоялась въехать и в село Нижняя Серда, в котором была эпидемия оспы.

Ухаживая там за больными, Варвара Ивановна заразилась и едва не умерла.

В Петербурге баронесса Икскуль фон Гильденбанд организовывала всевозможные благотворительные акции – балы, музыкальные вечера, выставки и спектакли, вся выручка от которых шла в помощь нуждающимся: для поддержки неимущих студентов и учащихся, на пожертвования в сиротские приюты и дома призрения.

Варвара Ивановна стояла у истоков создания Женского медицинского института при Петропавловской больнице в Петербурге.

Совместно с известным издателем Иваном Сытиным баронесса выпустила несколько серий дешёвых книг специально для крестьян и малоимущих, познакомив их с произведениями Достоевского, Гоголя, Гаршина.

Она активно помогала Красному Кресту в деле устройства школ для младшего медицинского персонала и создании сестринских общин.

И, как логический итог, сама стала сестрой милосердия – бесстрашной, самоотверженной, готовой по - Евангельски положить жизнь свою за други своя. отсюда

 

13. Луиза де мерси-Аржанто.  (700x551, 359Kb)

Луиза де мерси-Аржанто

 

14. Ольга Александрова-Гейнс. Портрет. 1890 (596x700, 500Kb)

Ольга Александрова-Гейнс. Портрет. 1890г.

 

15. Читающая девушка (521x700, 378Kb)

Читающая девушка. 1870 г. Холст, масло. 74х55см. Государственный музей изобразительных искусств. Татарстан.  

 

16. Женский портрет Анагория. 1881 (544x700, 441Kb)

Женский портрет (Е.Д. Боткина, под вопросом.)1881г. Холст, масло.  111,2 х 87,7 см.


 
scale_1200 - РєРѕРїРёСЏ (560x700, 470Kb)

Портрет Болеславовой К.Б. 1913 г. Холст, масло.  Нижегородский государственный художественный музей

Портрет Ксении Болеславовой из собрания нашего музея был написан в 1913 году в эпоху уже заявившего о себе нового искусства символизма и авангарда.

Основное колористическое решение портрета строится на сочетаниях разных оттенков красного цвета, от пурпурного до оранжево-терракотового.

Красный цвет пользовался неоднозначной репутацией в среде русских мастеров, но в начале XX столетия он переживает подлинный триумф.

Молодые художники, пришедшие на смену мэтрам отечественного реализма, смело бросаются на освоение выразительных возможностей чистого цвета, стремятся заново обрести утраченную в профессиональном искусстве его варварскую изначальность.

Среди них как одного из основных следует отметить ученика Репина Филиппа Андреевича Малявина.

Именно в это время самый эксцентричный и роковой из цветов заново обрастает сложной мифологией и окончательно утверждается как самый русский цвет.

отсюда

17. Блондинка (портрет Тевашовой) (568x700, 504Kb)

Блондинка (Портрет Ольги Тевяшевой)1898г.

 

18. Дама, облокотившаяся на спинку стула, 1875 год (456x700, 346Kb)

Дама, облокотившаяся на спинку стула, 1875 год.


Портрет Натальи Максимовой 1924 (543x700, 398Kb)

Портрет Натальи Максимовой 1924г.

 

Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы  

Настоящая колористическая симфония, выражающая драматический пафос образа с исключительной по своей концентрированности силой.

Конфликт душевного строя актрисы раскрыт, можно сказать, с исчерпывающей полнотой.


1520876_62796964 (461x575, 209Kb)
Портрет Стрепетовой



53. Портрет поэта С.М.Городецкого с женой. 1914 (700x586, 514Kb)

Изумительный семейный портрет. Называется - Портрет С. М. Городецкого с женой. 1914 год. Но... где здесь Городецкий?)

Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967 гг.) в те времена был известен как поэт-новатор.

Увлекался модными течениями в русской поэзии. Собственно, так больше ничем он в жизни и не занимался - то свои стихи писал, то чужие переводил, благо, знал несколько языков, например, неожиданно - армянский. Ну и параллельно промышлял как литературовед и критик.

А вот жена его, на первом плане, совершенно его на портрете задвинувшая и затмившая, была известной красавицей.

Это было главным в ее жизни. Она была красавицей и женой поэта.

Сама она немного играла в любительских спектаклях, немного пела, но не для заработка, естественно, и писала истеричные стихи под псевдонимом Нимфа Бел-Конь Любомирская. Это прямо какие-то Ильф и Петров))

С возрастом она обрюзгла, но настаивала, чтобы ее называли Нимфой.

В общем, странная была парочка. Однако они жили душа в душу, и после смерти жены поэт Городецкий очень о ней тосковал.

У них была дочь Рогнеда, которая стала женой советского композитора.

Весь этот древнерусский налет (Бел-Конь, Рогнеда) - остался от увлечения супругов древнеславянским язычеством в начале 20 века...

Вот такие вот портреты и люди, со своими судьбами, на них изображенные.

Когда писались все эти портреты, у их героев все было прекрасно в жизни.

Они были знамениты, благополучны и счастливы. Но... Жизнь вещь длинная и сложная...отсюда

 

20. Портрет М.Ф.Андреевой. 1905г. Холст,масло. 134х75см. Минская худож. галерея. (445x700, 292Kb)

Портрет М.Ф.Андреевой. 1905г. Холст,масло. 134х75см. Минская худож. галерея

 

21. «Монахиня».  (700x441, 358Kb)

«Монахиня».

У Ильи Репина есть два портрета под названием «Монахиня» – 1878 года и 1887 года. Про этот, первый портрет: в образе монахини Илья Ефимович изобразил сестру жены.

По воспоминаниям племянницы Л. А. Шевцовой-Споре, она позировала ему в светском одеянии.

Во время работы над портретом модель и художник поссорились, в итоге – картина была переписана.

Исследования Третьяковской галереи, рентгенограмма картины, показали, что за монашеским одеянием – девушка с прической, в платье с кружевами и веером в руках.

Но все-таки, когда смотришь на мастерски выполненный портрет, немного чувствуешь этот момент «игры» – например, кажется, что «монахиня» специально демонстрирует зрителям четки на руке…

22. «Монахиня». 1887 г. Холст, масло. 55 x 87 см (457x602, 232Kb)

«Монахиня». 1887 г. Холст, масло. 55 x 87 см.

Совсем иначе воспринимается настоящая монахиня, в работе 1887 года. На ней художник изобразил свою двоюродную сестру – Олимпиаду (Эмилию Васильевну Борисову), монахиню Николаевского женского монастыря, который располагался под Харьковом.

И в этом портрете – уже никакой нарочитой демонстрации четок, наоборот, руки – спрятаны.  

Кстати, покрытые руки – знак благоговейного, уважительного отношение к святыне.

Здесь нет конкретной святыни, но в таком жесте можно увидеть и благоговейное отношение к Церкви, к выбранному монашескому пути, к конкретному храму, в котором находится героиня портрета – обо всем этом напоминают огоньки свечей на заднем плане.

Из-под одеяния видно только лицо, которое по цвету немного перекликается с этим мерцающим светом.

Взгляд – чуть вбок: монахиня вроде бы здесь, с художником, с нами, зрителями, но вместе с тем она знает и про другой мир, о котором тоже напоминают огоньки свечей. отсюда  

23. «Монахиня». 1887 г. Холст, масло. 55 x 87 см (2) (499x700, 259Kb)

Повтор, другой файл, другой тон иллюстрации «Монахиня». 1887 г. Холст, масло. 55 x 87 см.

До конца своих дней Репин не выпускал из руки кисти, вне искусства для него не было жизни. Как результат – его богатейшее художественное наследие: сюжеты современности и евангельские, исторические темы и бытовая живопись, великолепные портреты, пейзажи, натюрморты. Словом живописная и графическая «энциклопедия русской жизни». Парадигму творчества непревзойденного Репина, удивительно точно выразил его ученик В. Серов «потрясающие наброски кистью, почти мимолетные впечатления, но в то же время они и последний синтез многократных пристальных наблюдений, плод долгого вдумчивого изучения людей».

tild6131-3335-4761-b435-663562653631__repin_jelisaveta_mam (576x700, 478Kb)

Портрет Е.Г. Мамонтовой 1874-1879гг.  

В 1899 году Репин переехал в поселок Куокалла. Уже со второй своей женой  — Натальей Нордман.

Высокая, статная, румяная и цветущая 37-летняя Наталья совершенно очаровала 56-летнего Репина.

К браку она не стремилась. Она не желала строить свое счастье на беде Веры, но отпустить художника не могла.

Когда Репин отправился на юг, Наталья сопровождала его. В этой поездке она забеременела.

Они мечтали о ребенке, но через два месяца после рождения их дочка умерла.

Тогда Репин приобрел для Натальи, нуждавшейся в сочувствии и утешении, землю в Куоккале.

В 1899 году он купил два гектара поросшей кустарником и соснами земли с летней дачей.

Финское местечко Куоккала находилось недалеко от Петербурга, участки в нем стоили дорого: он заплатил десять тысяч рублей, очень большие деньги по тем временам.

Любящий Репин хотел обеспечить возлюбленную комфортным жиль­ем, которое преподнес ей в подарок.

755175825729235 (331x700, 333Kb)
Портрет Натальи Борисовны Нордман-Северовой, Илья Ефимович Репин 1909г.

Больше совместных детей у них не было, и этот дом стал для обоих чем-то вроде общего ребенка, каждый вложил в "Пенаты" частичку души. Они снесли старые постройки и возвели большой дом под стеклянной крышей, разбили пруд. Веранда превратилась в мастерскую

Свою усадьбу художник называл «Пенаты» — в честь римских богов домашнего очага. Он прожил здесь долгие годы, каждую среду принимая множество гостей.

5. Портрет Натальи Нордман, 1900 год. (318x700, 253Kb)

Портрет Натальи Нордман, 1900 год.

Один из самых известных портретов любимой жены Репин создал во время путешествия по Швейцарии.

Эта работа так понравилась художнику, что он до конца своих дней оставил эту картину висеть на стене.

Вторая жена Репина слыла очень экстравагантной дамой...

Как вспоминал друг семьи Корней Чуковский: «Могли приезжать и князья, и рабочие, и миллионеры, и нищие.

<…> И часто бывало, что рядом с Репиным сидел землекоп-белорус, а вдали — какой-нибудь знаменитый ученый».

После обеда художник садился в стороне и рисовал гостей.

67. Илья Репин. . «Автопортрет с Натальей Нордман-Северовой». 1903. Холст, масло. Музей Атенеум, Хельсинки   (700x418, 37Kb)

Илья Репин. «Автопортрет с Натальей Нордман-Северовой». 1903. Холст, масло. Музей Атенеум, Хельсинки

После 1918 года поселок отошел Финляндии, и Репин остался здесь в одиночестве: многие соседи вернулись на советские территории. Несколько раз художник тоже собирался переехать в СССР, но поездки все время срывались.

В 1930 году Ильи Репина не стало: он умер в родных «Пенатах».

Тысячи работ русского живописца хранятся сейчас в крупнейших музеях и частных коллекциях России и мира.

1. текст отсюда

2. источник

отсюда

Это интересно
+3

Администратор 04.11.2024 , обновлено  04.11.2024
Пожаловаться Просмотров: 340  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены