Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1602 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

«Роскошный часослов герцога Беррийского».

Жан Беррийский (1340—1416) — заказчик «Великолепного часослова»

 

Жан I Великолепный Беррийский (фр. Jean Ier de Berry, le Magnifique; 30 ноября 1340, Венсен — 15 марта 1416, Нельский замок, Париж) — герцог Беррийский и Оверньский с 1360 года, граф Монпансье с 1401 года, граф Пуатье с 1369 года.

Он был третьим сыном короля Франции Иоанна II и Бонна Люксембургского; его братьями были король Франции Карл V, герцог Людовик I Анжуйский и герцог Бургундский Филипп Смелый.

Его личный девиз звучал как «Le temps venra» («Время придет»).

Герцог Жан Беррийский был известен как страстный коллекционер произведений искусства и меценат.

Пристрастие к книгам он, вероятно, унаследовал от отца.

К моменту смерти герцога Беррийского его библиотека насчитывала три сотни томов.

По специалистов, собрание книг Жана Беррийского хотя и уступало в объёме библиотеке Карла V (около тысячи томов), в художественном отношении не имело себе равных.

Однако он интересовался не только иллюминированными манускриптами, но и их текстами: в его собрании было немало книг без миниатюр.

Ныне библиотека герцога хранится в музее Шантийи.

Собрание религиозных книг Жана Беррийского было самым многочисленным и самым изысканным по оформлению, а сам он заслужил прозвище «король часословов».

Под его наблюдением были созданы:

Малый часослов (Petites Heures, Национальная библиотека, Париж),

Брюссельский или Прекраснейший часослов (Tres Bellers Heures, Королевская библиотека в Брюсселе),

Прекрасный часослов Богоматери (Tres Bellers Heures de Notre Dame),

Большой часослов (Grandes Heures, Национальная библиотека, Париж),

Прекрасный часослов (Bellers Heures, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

и, наконец, самый знаменитый — Великолепный или Роскошный часослов.

 

Живописцы, работавшие над созданием иллюминированных рукописей на протяжении многих лет, сменяли друг друга, совершенствуя своё мастерство и осваивая новые художественные течения.

Уже при беглом знакомстве с миниатюрами и декором часослова становится ясно, что в манускрипте представлены художественные тенденции двух разных эпох, на это обстоятельство обратил своё внимание ещё герцог Омальский.

Всё созданное до 1416 года разительно отличается от выполненного в 1485 году Коломбом и художниками, работавшими с ним.

 

«Великолепный часослов герцога Беррийского», иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского» (фр. Très Riches Heures du Duc de Berry) — иллюстрированная рукопись XV века.

Наиболее прославленные изображения часослова — цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замков.

Эта работа была заказана герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти трёх художников и их заказчика в 1416 году.

По некоторым данным, все браться скончались в от чумы.

 

 «Январь» (фрагмент). Герцог изображён сидящим за столом в синей робе.

 

Обмен подарками при дворе герцога Беррийского во время встречи Нового года.

Он (герцог Беррийский) сидит во главе стола в синей одежде.

В толпе гостей, предположительно, Лимбурги изобразили себя (двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом).

В тимпане миниатюры изображены Козерог и Водолей.

Это единственная иллюстрация из всего цикла, где действие происходит только в интерьере.

По мнению Сен-Жана Бурдена, на миниатюре представлено не празднование наступления Нового года, а завершение переговоров с англичанами в замке Жиак 6 января 1414 год

 

Прекрасный часослов герцога Беррийского. Благовещение

 

Братья Лимбургские - Поль, Жан и Эрман - были художниками по миниатюре, XIV-XV веков.

 

Общей трудоемкой работой им удалось создать один из самых прекрасных иллюстрированных книг периода поздней готики - «Роскошный часослов герцога Беррийского».

Великолепный оракул герцога Ягодного одна из самых известных средневековых иллюстрированных рукописей.

Ранний период позднего средневековья противоречив: на его долю приходится самая крупная эпидемия (чума) и самая длинная война того времени.

К концу эпохи население Европы сократилось в несколько раз.

Однако в то же время произошел и значительный подъем культуры, что во многом составило фундамент современного искусства.

Биография братьев Братья Поль, Жан и Эрман происходили из города Неймеген, в настоящее время являющегося частью Нидерландов, родились в творческой семье (их отец был скульптором, а их дядя по материнской линии - известным художником, который служил во дворце герцога Бургундского).

С середины 1400-х до середины 1800-х годов наследие братьев было потеряно, пока в 1856 году преданный библиофил, герцог Амальский, не приобрел «Роскошный часослов герцога Беррийского», что способствовало изучению рукописи и ее авторов.

Точные годы рождения братьев неизвестны.

Считается, что все трое погибли в результате чумы, обрушившейся на Европу в 1416 году, в возрасте примерно 30 лет.

Это была усредненная продолжительность жизни в средние века.

И за этот период братьям удалось создать ряд сложных и великолепных работ.

 

Братья Лимбург, «Мастер Теней» (или «Промежуточный мастер», Бартелеми д’Эйк), Жан Коломб

«Великолепный часослов герцога Беррийского». 1410—1490-е. Très Riches Heures du Duc de Berry

«Февраль». Очень крутая страница — крестьяне греются в доме, на улице человек спасается от холода, завернувшись в одежду, на заднем плане какая-то деревушка (местность не удалось установить). Знаки зодиака — водолей и рыбы. Тут можно посмотреть на интерьер сельских домов.


Творческая карьера братьев началась, когда они были отправлены на обучение к парижскому ювелиру.

Обучение - типичное для ремесленников в средние века - длилось около семи лет.

Однако это были неспокойные времена, и всего через два года мальчиков отправили домой в самый разгар эпидемии чумы (1399 год).

По пути домой, в Неймеген, они были схвачены плен и за них требова

ли выкуп.

Бедная недавно овдовевшая мать не имела никакой возможности оплатить свободу своих детей.

И только через пол года, благодаря покровителю их дяди герцогу Бургундскому, который заплатил половину выкупа (другую половину внесли художники и ювелиры), братьев отпустили.

После освобождения герцог Бургундский сделал братьев придворными миниатюристами и поручил им написать «Нравоучительную Библию», которая ныне находится в Парижской Национальной библиотеке.

После смерти герцога Бургундского братья перешли на служение к его брату, герцогу Берийскому.

Именно в этот период был создан «Роскошный часослов герцога Беррийского» с его 130 миниатюрами, украшенными золотом, серебром и более чем 3000 позолоченными инициалами.

Часослов стал вехой позднеготической миниатюре и величайшим шедевром Жана, Пола и Эрмана.

История братьев Лимбург неразрывно связана с богатым и могущественным герцогом Беррийским - главным покровителем искусства и знатным коллекционером, а также рукописей, которые они для него создали.

 

Что такое часослов

Как правило, часословами или часовниками назывались рукописные книги c молитвенником.

На первых страницах был расположен календарь, который сопровождался иллюстрациями по тематике месяца, а также знаками зодиака.

Далее следовал цикл духовных песнопений, состоявший из библейских чтений и молитв. Часослов украшал великолепный дорогой переплет.

Часослов в XIV-XVI веках служил прекрасным подарком в честь бракосочетания, рождения первенца или другого торжества.

Миниатюры календаря в зависимости от времени года, от трудов и развлечений того или иного месяца, отличаются колоритом и ритмом.

Например, январь – праздничный, яркий, шумный, большой стол, покрытый белой скатертью, обилие белого в одеждах людей на переднем плане, оттененного большими пятнами синего – символ снега и зимы.

Каждое представление месяца в часослове сопровождается соответствующим календарём.

Композиция часослова

В «Роскошном часослове» есть ряд полностраничных изображений, включая страницы календаря, которые изображают сельскохозяйственные сцены, где счастливые крестьяне собирают урожай.

На заднем плане расположены замки и пейзажи, которые являлись частью владений самого заказчика - герцога Беррийского.

В часослове изображен и сам заказчик.

Например, в том же январе мы видим изображение герцога, сидящего во главе стола во время обмена подарками.

Страницу украшает великолепный стол со множеством блюд - знак богатства и хорошего вкуса герцога.

Также можно найти геральдические мотивы- атрибуты самого герцога герцогу, такие как золотая лилия в синих кружках над герцогом.

Задний план украшают гобелены с рыцарями, выходящими из замка.

 

                                                         Март. Апрель. Май.

 

Тем временем февральская страница переносит нас в холодный зимний фон.

Прежде всего, бросается в глаза покрытый снегом город.

Элементы сюжета - крестьянин с ослом, идущие по дороге, в центре страницы - крестьянин, усердно рубящий дрова.

На переднем плане расположен небольшой деревянный дом с хозяйкой и другими членами семьи, согревающимися от холода.

 

Июнь Июль Август

                                                      Июнь. Июль. Август

 

 

«Июль» . Работа продолжается. Замок Пуатье герцога Беррийского. Очень крутой мост через реку, а в реке подобие лебедей.

 

Календарь. Август (fol. 9r). Инициал KL, обозначающий первый день месяца

 

Сентябрь Октябрь Ноябрь

                                            Сентябрь. Октябрь. Ноябрь

 

Октябрь. Время сеять озимые. На заднем плане — Лувр. (Еще одна миниатюра, законченная уже после смерти первого владельца

книги.)

 

Особенно любопытно включение зодиакальной системы в часослов.

Для каждой страницы календаря соответствующий астрологический знак показан вверху страницы в виде люнета.

Это связано с тем, что звезды были неразрывно связаны с сельскохозяйственным календарем.

Даже церковный календарь использовал знаки зодиака для вычисления праздничных дней.

 

Декабрь

                                                                                  Декабрь

 

«Декабрь» (фрагмент). По мнению Беллози, костюмы персонажей соответствуют моде середины XV столетия.

 

«Роскошный часослов герцога Беррийского» на протяжении многих столетий остается ярким примером выражения позднего готического стиля в литературе.

 

Жан Коломб и его мастерская

В то время как Жан Коломб начал работу над часословом, стиль братьев Лимбург, являющийся непревзойдённой вершиной эпохи интернациональной готики, считался архаичным.

Коломб, обладая собственным индивидуальным художественным почерком, не мог и не стремился следовать манере Лимбургов.

Требовательный вкус герцога и его неустанный поиск новых талантов сделали значительный вклад в развитие изобразительного искусства той эпохи.

Коломб, скорее всего, находился под влиянием одного из самых талантливых миниатюристов того времени — Жана Фуке, но обладал собственным художественным почерком.

Черты лиц персонажей на миниатюрах часослова, вышедших из мастерской Коломба, «более жёсткие и чётко выявленные».

Большие иллюстрации обрамлены богато декорированными архитектурными мотивами в виде мраморных или позолоченных колонн.

Действие разворачивается на фоне впечатляющих многоплановых пейзажей с далями, тающими в голубой дымке.

Коломбу приписываются 23 из 66 больших миниатюр часослова.

 

Миниатюра «Муж скорбей» по обеим сторонам от Христа, на фоне колонн, коленопреклонёнными в позе донаторов изображены герцог Карл I Савойский с супругой.

 

Художник работал над листами, размеченными ещё на первом этапе создания часослова (до 1416 года), также он завершил миниатюры, начатые Лимбургами.

Иногда, чтобы увеличить поле большой иллюстрации, Коломб закрашивал текст (две колонки по три-четыре строки), размещённый снизу, перенося его в другое место в сокращённом варианте.

Для некоторых миниатюр Коломб делил лист на две части — верхнюю бо́льшую и нижнюю меньшую со сценой, контекстно связанной с основной композицией.

 

Восемь больших миниатюр.

Миниатюры :

«Анатомический человек» (fol. 14v),

«Грехопадение и изгнание из Рая» (fol. 25v),

«Встреча волхвов» (fol. 51v),

«Поклонение волхвов» (fol. 52v),

«Принесение во храм» (fol. 54v),

«Падение мятежных ангелов» (fol. 64v),

«Ад» (fol. 108r)

и «План Рима» (fol. 141v)

представляют собой отдельные листы, не принадлежащие никакой тетради.

 

В 1904 году Поль Дюрье предположил, что эти миниатюры не предназначались для часослова, а являются самостоятельными произведениями, добавленными в манускрипт позднее.

Они отличаются по размерам от других миниатюр рукописи, на их оборотных сторонах первоначально не предполагалось наличие текста, свободные поля некоторых из них не соответствуют пропорциям, принятым в рукописи.

Некоторые миниатюры по тематике («Анатомия человека», «План Рима») не соответствуют изображениям, обычно включавшимся в часословы.

В то же время имеются серьёзные отличия их друг от друга, каждая из них представляется самобытным художественным произведением.

Среди историков искусства нет единого мнения, предназначались ли данные миниатюры для «Великолепного часослова» или нет.

Так, Миллард Мисс считал, что они находились после смерти герцога в одной коробке вместе с разрозненными тетрадями часослова и, следовательно, предназначались для него.

Однако в инвентаре 1416 года листы с большими миниатюрами отдельно не упоминаются, поэтому точно неизвестно, находились ли они в коробке с часословом.

Большинство этих произведений созданы под влиянием античных («Анатомия человека», «Райский сад», «Встреча волхвов» и «План Рима») и современных итальянских образцов («Принесение во храм», «Падение мятежных ангелов»), с которыми братья Лимбург могли познакомиться в коллекции герцога Беррийского.

Причём влияние современной итальянской живописи проявилось в этих миниатюрах более ярко, чем во всех иллюстрациях часослова.

Для примера, одна из восьми больших миниатюр.

источник

Грехопадение и изгнание из Рая (fol. 25v)

Миниатюра объединяет сразу четыре сцены:

Змей в образе сирены протягивает Еве плод Дерева познания Добра и Зла;

Ева предлагает плод Адаму;

Бог наказывает Адама и Еву, которые изгоняются из Рая огненным херувимом, осознают свою наготу и прикрывают себя фиговыми листьями.

Исследователи отмечают сходство фигуры Адама, принимающего от Евы запретный плод, с античной статуей перса, хранящейся в Галерее канделябров (музеи Ватикана).

Ещё один экземпляр этой скульптуры находится в музее Экс-ан-Прованса.

Братья Лимбург уже изображали Адама в том же положении в «Нравоучительной Библии» Филиппа Смелого (fol. 3v).

В центре композиции — павильон-эдикула в готическом стиле над колодцем жизни.

И павильон, и райские врата имеют много общего с барельефом дверей Баптистерия Сан-Джованни (во Флоренции) «Райские врата» Лоренцо Гиберти и, вероятно, создавались по схожим образцам.

По версии Мисса, миниатюра — произведение Жана Лимбурга, Казель же приписывает её «Лимбургу C».

Позднее, при переплёте рукописи, «Грехопадение и изгнание из Рая» попало на один разворот с «Благовещением», начинающим цикл, посвящённый Деве Марии.


источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

Администратор 06.10.2024 , обновлено  06.10.2024
Пожаловаться Просмотров: 295  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены