Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1602 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Спас Нерукотворный

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя:

1) в Едессе, царя Авгаря (называемый Мандилион (греч. – «ТО AΓION MANΔYΛION»)) – 16 августа;

2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января);

по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией – 9 августа;

3) при императоре Тиверии (578–582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа);

4) на керамии (называемый Керамион (греч. – «ТО AΓION КЕРАМΙ[ΔΙ]ΟΝ»)) – 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». ( в народе , далёким от церкви, «Ореховым Спасом»)

Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании;

икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Из особо почитаемых икон «Спас Нерукотворный» известен Глинский список XVIII века, почитаемый как чудотворный.

 

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (944 г).

 

Иконописцев поздравляю с профессиональным праздником!

 

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь.

Он был поражен по всему телу проказой.

Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф.4:24) и дошел до Авгаря.

Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом.

Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.

Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось.

 

Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.

Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце).

Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.

 

 

Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика.

Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство.

Он решил снять Образ с городской стены.

Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение.

Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

 

Спас Нерукотворный с архангелами Михаилом и Гавриилом Вторая половина XVI в. 38x30 cм.

 

Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

 

Симон Ушаков. Москва, 1670-е годы

 

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города.

С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.

16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

 

Спас Нерукотворный на убрусе. Россия, XVIII в.Дерево, левкас, темпера. 32x26 см. Частное собрание

 

Спас Нерукотворный на убрусе. Россия, XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 32x26 см. фрагмент, Частное собрание

 

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.

По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки.

Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

 

Первая половина XIII в. Государственная Третьяковская галерея

 

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу.

В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.

В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

 

Россия, конец XIХ в. Дерево, левкас, темпера по серебру, эмаль. 53х46 см. Частное собрание

 

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

 

Мандилион. Россия. XVIII век. Дерево, левкас, темпера. Кёлликен, Собрание Г. Амберга

 

Конец XVII - начало XVIII века

 

Образ Господа на Убрусе. XIII век. Размер 44.1 x 40.1 см

 

Поволжье, XIX в

 

Конец XVI века. Москва.

 

Не рыдай Мене Мати, co Спасом на убрусе. Московская школа. 1570-е годы

 

XIX в. Санкт-Петербург

 

Ростов. 1-ая пол. 16 века

 

 

Россия, первая половина XIX в. Дерево, маслоа. 29,5х24 см. Частное собрание

 

фрагмент. Россия, первая половина XIX в. Дерево, маслоа. 29,5х24 см. Частное собрание

 

 

УБРУС Спас Нерукотворный Новгород. Конец XIV в. Московский Кремль. Успенский собор. Иконостас

 

Картина Михаила Нестерова «Образ Спаса Нерукотворного»

 

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Свв. Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария.

 

Ниже - современные иконы 20-21 вв.

 

Спас Нерукотворный XII в. Современный список 20 века.

 

20 век.

 

 

 

 

 

 

 

 

На Западе, например, католическая традиция совсем иначе объясняет происхождение Нерукотворного Образа.

Западный вариант предания, возникший позднее восточного — в XIII–XV веках, — повествует о некоей благочестивой еврейке Веронике, сопровождавшей Христа в крестном пути на Голгофу и подавшей ему платок — отереть кровь и пот с лица.

«Плат Вероники» (Судариум) с отпечатавшимся на нем ликом Христа хранится в соборе святого Петра в Риме (впрочем, некоторые ученые утверждают, что имя Вероники — просто искажение латинского выражения veraicon,«истинный образ»).

Главное его отличие от Мандилиона из Эдессы — терновый венец на голове Спасителя.

Сейчас Плат Вероники хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Его выставляют для поклонения всего раз в год, однако верующим запрещено приближаться к нему. Несмотря на это, ежегодно тысячи католиков съезжаются в Рим, чтобы увидеть "главную святыню Вечного города".

 

 

Гвидо Рени. Святая Вероника.

 

Хуго ван дер Гус

 

Симон Вуэ. Святая Вероника, держащая плат

 

Меллан, Клод. Плат Святой Вероники. 1649г.

 

 

Богородчанский иконостас. 1698-1705 гг. Иов Кондзелевич. Национальный музей, Львов

 

Греция

 

 

Судариум. Неизвестный художник Южно-нидерландской школы Святой Вероники, Маурицхейс, между 1600 и 1800 гг.

 

6915425020 - РєРѕРїРёСЏ (336x448, 117Kb)

Грузинский образ. Икона, на которой, благодаря срециальной технке написания ,Спаситель то открывает, то закрывает глаза. Но на фотографии этот эффект пропадает

Иттенбах Франц (1813–1879) Плат Вероники

Фотография-образец из архива иконописной мастерской Н. М. Сафонова в Палехе

Изображение воспроизводится по изданию: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995.

 

  источник

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_800998ecf

Это интересно
+2

Администратор 31.08.2024 , обновлено  01.09.2024
Пожаловаться Просмотров: 295  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены