Преображение Господне на Фаворе. А. Витвицкий."Всех нас ждёт "момент истины" - кончина и последующий Суд."
Кошелев Н.А. Преображение Господне. Эскиз для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). 1890-е. Государственный Русский музей
Дорогие друзья, поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня!
Описанное в Евангелии событие этого праздника, когда Спаситель на глазах Своих учеников просиял Божественным светом, напоминает нам о том, чтобы мы были осторожны в оценке тех или иных явлений лишь только по их внешности.
Увы, как за обыденной неприметностью может быть нечто, имеющее настоящую духовную ценность, так и за благочестивым образом и духовными речами могут скрываться пустота, лукавство или злоба ("гробы крашеные" - Мф.23:27).
Человек легко замечает то, что лежит на поверхности.
Между тем, духовная жизнь есть, в первую очередь, внимательное отношение к тому, что происходит внутри себя, и осмысление этого перед лицом Бога.
Кто-то из отцов Добротолюбия высказал очень глубокую мысль: "монахи должны блюсти помыслы, а мирские - намерения дел".
"Блюсти помыслы" - значит постоянно и внимательно наблюдать за тем, что происходит в уме и в сердце, отсекать всё недоброе на уровне прилога.
Такая духовная жизнь требует большого сосредоточения и опыта и доступна немногим.
"Блюсти намерения дел" - значит честно и нелицеприятно по отношению к самому себе осознавать и признавать те глубинные мотивы, которые на самом деле лежат в основе наших поступков, желаний, душевных состояний.
За последнее время, при множестве разговоров о "духовности" и тому подобном, в обществе, в том числе, среди людей церковных проявилось всё больше разделения, равнодушия, бытовой вражды и даже ненависти.
Для этого придумываются обоснования и оправдания - почему кого-то можно считать "ближними", а кого-то нет, кого-то любить, а кого-то ненавидеть, одних жалеть, а другим желать худшего.
Многие христиане, призванные взращивать в себе зёрна любви и человечности (в каждом человеке - и в себе, и в других - видеть образ Бога), стали всё больше незаметно для себя пускать в свою душу нечто иное, противоположное им.
Враг рода человеческого усердно сеет сорняки среди пшеницы, чтобы обесценить и испортить её (притча о добром семени и плевелах - Мф.13:24-30).
Нам не подвластны судьбы мира, но каждый из нас в ответе за собственное сердце.
Когда придёт время жатвы, мы не сможем оправдать свою злобу и равнодушие чужими недостатками или беззакониями - каждому придётся отвечать за себя.
Помним мы об этом или нет, верим, или не верим - всех нас ждёт "момент истины" - кончина и последующий Суд.
Что станет видно, когда глубины наших душ вывернутся наружу, когда сокровенное станет явным?
Не станет ли этот момент нашим самым горьким открытием о самих себе?
Сегодняшний праздник - не только про событие двухтысячелетней давности, но и про нас, про нашу жизнь и смерть, про душу и то, что наполняет её.
И дай Бог нам хотя бы задумываться об этом и, взирая на Божественный свет Христов, учиться видеть свою темноту и тянуться к этому Свету.
Помощи Божией всем нам!
____________________________________________________________________________________________________________________
И от себя
Всех православных христиан поздравляю с Преображением Господним!
Суть Преображения раскрывается в его символах.
Гора – это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом.
Фавор в переводе означает чистоту, свет.
Тот, кто приходит к сознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет.
В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.
Господь взошел на гору не один, а взял с Собой трех учеников.
На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа.
После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении.
В то время апостолы не поняли Его, потому-что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества.
Христос же готовился к крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки.
Андрей Рублев. Преображение Господне. Московская
школа,1405 г. 80,5 x 61 см, доска липовая, ковчег, неглубокая лузга.
Паволока, левкас, темпера. икона. Праздничный чин. Благовещенский
Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. ок. 1403г. Государственная Третьяковская галерея .(ранее Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский)
На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас».
Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда.
Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу.
В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки.
Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».
Неизвестный автор. Яблочный спас в Малороссии. Ранее 1921
Архипова Оксана. Яблочный спас
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: