Византия. 16 век. Государственная Третьяковская галерея,Москва
Классическая икона благословенного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла изображает двух апостолов, обнимающих и целующих друг друга.
Этот апостольский поцелуй разные люди понимают по-разному. Некоторым он кажется примирением двух апостолов после того, как они разошлись во мнениях в Антиохии.
Другим апостольский поцелуй представляется встречей Востока (в лице апостола Павла) и Запада (в лице апостола Петра).
Третьи видят в нем символ общей судьбы двух апостолов, которые были замучены в Риме: первый был обезглавлен, а второй распят, как его Учитель.
Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия
Несмотря на то, что эти теории различаются по точности толкования, некоторые из них, особенно последняя, предлагают здравое и конструктивное решение.
В любом случае ясно, что два апостола представляют два разных мира, или, лучше сказать, они представляют собой две очень важные библейские личности. Каждый из них обладал особыми достоинствами, которыми они просияли.
Апостол Павел отличался тремя особыми добродетелями, и апостол Петр в равной степени обладал другими тремя.
Апостол Петр
Апостол Павел
Начнем с апостола Павла.
В текстах Нового Завета мы замечаем, что он обладал определенными характеристиками, которые существенно помогли ему в его миссии и трудах.
Во-первых, он был римским гражданином.
Это означает, что он обладал уникальными гражданскими и политическими правами и неоднократно пользовался ими при необходимости. Например, мы можем указать на его освобождение из тюрьмы в Филиппах, когда он сообщил о своем римском гражданстве.
Во-вторых, апостол Павел был знатоком греческого языка и философии.
По этой причине Бог увидел в нем «избранный сосуд» и послал его к язычникам. Посредством греческого языка апостол смог уловить для Христа великий и цивилизованный греческий мир.
Апостол Павел. - из деисусного чина Падчеварской Михаило-Архангельской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии
Он вложил в служение Слову Божьему силу философии и лингвистических знаний как средство для диалога, встреч и общения.
В-третьих, апостол Павел горячо исповедовал иудейскую религию.
Он был одним из евреев диаспоры. Он гордился тем, что был фарисеем, обучавшимся у Гамалиила.
Икона. Апостол Петр. Кипр, XVI - XVII вв. дерево, левкас. смешанная техника, чеканка 48 х 34 x 2,1 см.
«Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)», – так сказал Господь (Ин. 1:42)
Апостол Петр. Деталь иконы «Деисус». монастырь святой Екатерины
У апостола Петра мы также замечаем три особых добродетели.
Во-первых, Иисус назвал Петра пастырем. Когда Петр трижды утвердительно ответил на вопрос Христа: «Любишь ли ты Меня?», Иисус послал Петра пасти Своих овец. Итак, любовь – это пастырское служение.
Во-вторых, Петр исповедал самую важную истину. Самым значительным и определяющим событием в жизни святого Петра было его поразительное признание: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 15).
Эту истину Господь считал камнем, на котором будет построена Его Церковь.
В-третьих, Петр отличался рвением в любви.
Мы замечаем в текстах Нового Завета, что Петр всегда хотел продемонстрировать, что его любовь ко Христу более ревностная, чем у других апостолов.
Это рвение побудило его пообещать Иисусу, что он последует за Ним даже на смерть, побудило его отсечь ухо рабу первосвященника, а также немедленно броситься в Тивериадское море, чтобы первым встретить Христа, когда Он воскрес из мертвых.
Петр, апостол. из деисусного чина Падчеварской Михаило-Архангельской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии.
Апостол Петр. - из деисусного чина Падчеварской Михаило-Архангельской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии
Итак, апостол Петр отличался праведным рвением.
Эти добродетели двух апостолов дополняют друг друга, когда мы совмещаем их.
Да, авторитет должен быть пастырским, философия – истинной, а религия – пылким рвением.
Верно, что истинное предназначение власти – пасти людей. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10: 43–44). Это и есть «путь».
Действительно, настоящая философия – это христианская истина, а истинное знание содержится в христианской вере. Это и есть «истина».
Поистине, религия без ревностного пламени любви теряет свою жизнеспособность и становится просто мертвым, формальным, статичным фарисейством.
Истинная религия и есть «жизнь».
Это то, что символизируют объятия Петра и Павла.
То есть власть в Павле обнимает пастырство в Петре.
Науки в Павле встречаются с истиной в Петре.
Наконец, религия у Павла реализуется в ревностной любви у Петра.
Когда обнимаются добродетели Петра и добродетели Павла, когда эти два мира переплетаются, и встречаются характеристики обоих апостолов, слова Иисуса Христа: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6) реализуются на практике.
Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия
Апп. Петр и Павел. Фреска монастыря Ватопед, Афон, XII век.
Явление Воскресшего Христа апостолу Павлу на пути в Дамаск . Роспись церковной стены
Апостолы Петр и Павел. Вторая четверть XVII века. Из Богоявленской церкви села Семеновское Дмитровского района Московской области. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Причащение апостолов (верхняя часть мозаики) София Киевская, первая половина XI в.
Причащение апостолов София Киевская, первая половина XI в. Фрагмент. В правой части , ап.Павел
( МОЗАИКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ – ВИЗАНТИЙСКИЙ ШЕДЕВР В СЕРДЦЕ РУСИ)
Цветовая палитра киево - софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д.
Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков.
Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов...(тут)
Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г
Икона
"Образы апостолов Петра и Павла в живописи"
Картин очень много, здесь совсем немного покажу.
Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. Между 1587-1592 гг. Холст, масло. 121,5×105см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
О. Павел Флоренский говорит о том, что Эль Греко не случайно использует приемы картины и иконы одновременно.
Перед нами влияние сочинения блж. Августина «О Граде Божием», где противопоставляются Два Града – Град земной (картина) и Град Небесный (икона): «Но и пользование двумя пространствами зараз, перспективным и неперспективным, встречается тоже…
Этот приём составляет характерную особенность Доменико Теотокопуло…
Его произведения явно распадаются – каждое на несколько, не менее двух пространств, причём пространство духовной реальности определённо не смешивается с пространством реальности чувственной.
Это-то и придаёт картинам Эль Греко особую убедительность». тут
Ворстерман II, Лукас (1624-1666) Апостол Пётр. Фландрия, 1684 г.бумага. гравюра резцом и офортом 43 х 28 см. СПб, Эрмитаж
Гзелль, Георг (1673-1740) Апостол Петр. Россия, 1729 г. холст, масло.104 х 83 см. СПб, Эрмитаж
Ван Дейк, Антонис (1599-1641) Апостол Петр. Фландрия, 1630-е гг. дерево, масло. 63,2 x 51,7 см. СПб, Эрмитаж
Баккер, Якоб Адрианс (1608-1651) Апостол Петр .Голландия, около 1632 г. холст, масло. 72 х 60 см. СПб, Эрмитаж
Вос, Симон де (1603-1676) Апостол Петр. Фландрия, начало 1630-х гг. медь масло. 36 х 27 см. СПб, Эрмитаж
Рени, Гвидо (1575-1642) Раскаяние апостола Петра . Италия, 1635 г. холст, масло. 73,5 x 56,5 см. СПб, Эрмитаж
Зегерс (Сегерс), Герард (1591-1651) Раскаяние апостола Петра .Фландрия, около 1625 -1629 гг. холст, масло148 х 110 см. СПб, Эрмитаж
Мурильо, Бартоломе Эстебан (1617-1682) Освобождение апостола Петра из темницы. Испания, между 1665 и 1667гг. холст, масло. 238 x 260 см. СПб, Эрмитаж
Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо) (1571-1610), круг. Мученичество апостола Петра Италия, 1653 г. холст, масло. 232 x 201 см. СПб, Эрмитаж
Питтери, Марко Альвисе. 1702-1786 гг. Апостол Павел Италия, 1743 г. Лист из сюиты погрудных изображений Бога — отца и апостолов. бумага, офорт. СПб, Эрмитаж
Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Паоло) (1577-1640), мастерская. Апостол Павел Фландрия, первая половина XVII в. дерево, масло. 105,6 х 74 см. СПб, Эрмитаж
Гзелль, Георг (1673-1740) Апостол Павел. Россия, 1729 г. холст, масло.104 х 83 см. СПб, Эрмитаж
Морен, Жан. 1605 либо 1610-1650гг. Апостол Павел. Франция, 1625-1650 гг. бумага. гравюра резцом и офортом 43,5 х 31,5 см. СПб, Эрмитаж
Эль Греко. Апостол Павел
Неизвестный мастер.Чаша с изображением апостола Павла. Италия, Кастель — Дуранте, около 1535 г. майолика. диаметр 24,8 см. СПб, Эрмитаж
Яйцо пасхальное апостол Павла. Россия, Санкт-Петербург, 1850-1860-е гг. Императорский фарфоровый завод (по оригиналу Т. А. Неффа) фарфор. роспись. СПб, Эрмитаж
Йорданс, Якоб (1593-1678) Апостолы Павел и Варнава в Листре Фландрия, около 1616 г. холст, масло 149 x 253 см. СПб, Эрмитаж
В Деяниях Апостолов сказано, что апостолы Павел и Варнава пришли проповедовать Евангелие в Листру, языческий город в Малой Азии. Местное население, приняв их за богов Юпитера и Меркурия, начало готовить в их честь жертвоприношение.
На картине представлен момент, когда апостолы отвергают эти приготовления. Картина является наиболее ранней известной версией сюжета, который Йорданс варьировал особенно часто, начиная со второй половины 1640-х годов.
Обращение к этой теме обычно связывают с переходом художника в кальвинизм под влиянием тестя-протестанта.
Однако, в отличие от значительно более поздних ее версий, в этой ранней картине нет ничего такого, что можно было бы принять за выражение какой-либо симпатии к идеям кальвинизма.
Да и сам сюжет широко использовался художниками-католиками.
Альгарди, Алессандро, круг. 1598 -1654гг.
Апостол Петр
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post50634..
https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post506363589/#
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: