Как христианину быть смиренным и в то же время достигать успеха и быть уверенным в себе?
Как сочетать это в себе, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
На фото: Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Мы не понимаем значения слов «смирение» и «самоуничижение». Давайте разберёмся. Под словом «смирение» святые отцы подразумевают то состояние человека, которое проистекает из следующего опыта.
Я решил, что хочу быть христианином. И что же делать дальше? Дальше надо жить по заповедям: никого не осуждать, никого не обвинять, не лукавить, не воровать... С этого момента я постараюсь этого не делать. И через минуту тут же кого-то осудил.
Тому человеку, который решился жить по-христиански, открывается потрясающая картина, которая ему никогда и в голову не приходила. Оказывается, он не может исполнить ни одной заповеди. Даже нищему подал копейку и уже ждёт от Господа миллион. Сделал доброе дело — и тут же вознёсся до небес.
Доброе делаю — тщеславие тут как тут. А недобрые дела делаю постоянно.
Оказывается, стоит только человеку, действительно, серьезно принять решение быть христианином и начать жить по-христиански, то перед ним открывается страшная картина — ничего не могу сделать по-христиански, то и дело грешу.
И поступками, и мыслями, и чувствами, и языком, и желаниями, и отношением к людям, к законам, ко всему на свете.
Это видение себя открывает мне, наконец, ту истину, которая тщательно скрывается от нас, но открывается христианством.
Оказывается, мы глубоко повреждены.
Почему я не могу быть великодушным?
Почему я не могу стерпеть обиду? Кажется, хочу, но не могу. Это видение открывает мне картину, кто я есть на самом деле.
Не в мечтаниях своих, а на самом деле.
Состояние понимания себя, понимания неспособности искоренить свои страсти называется смирением.
Я вижу, кто я есть на самом деле. И я вижу не только это. Я вижу, что все люди этим больны.
Только у каждого своя какая-то страсть выступает больше.
Видение, кто я есть на самом деле, называется смирением.
И оно порождает во мне великодушие по отношению ко всем остальным людям. У меня болят глаза, у него болят уши, у другого — нога…
Вот что такое смирение. Это осознание, это видение себя...
Но это видение ни на йоту не парализует никакой моей внешней деятельности.
Оно нисколько меня не унижает. Оно, если хотите, стимулирует меня к изменениям.
Самоуничижение — это слово, которое в основном употребляют в своих речах святые.
Они употребляют его, как правило, в связи с монашеской жизнью.
Когда им рекомендуется вести себя внешне (и насколько это возможно и внутренне) скромно, сдержанно, не выпячивая себя вперёд, а, напротив, стараться быть всегда в тени.
Итак, осознание своего духовного состояния нисколько не парализует всей моей мирской деятельности.
Оно просто её не касается, поскольку это совсем другая сторона жизни.
Но это осознание даёт мне верный ключ к правильному отношению к другим людям и делам.
Я не идеализирую и не мечтаю, а знаю, что реальность такова.
И, исходя из этой реальности, я веду себя соответствующим образом, как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.
Вот о каком смирении пишут святые отцы.
Совсем не о том, как часто понимаем мы.
Мы думаем, что смиренный — это пассивный, забитый человек, который не смеет ничего сказать и ничего сделать.
А я вам скажу так: только смиренный митрополит Филипп мог сказать правду в лицо не кому-нибудь, а царю Ивану Грозному.
Искренние слова правды.
Только псковский юродивый Никола Салос мог сказать Ивану Грозному, когда тот пришёл совершать расправу в Псков:
«Вон отсюда прохожий человек, иначе издохнешь также как твоя лошадь.»
Ни одного человека не посмел тронуть Иван Грозный. Повернул свою армию назад.
Только смиренные могли так поступить.
А храбрецы притаились, страшась лишиться головы.
Смирение — это великая нравственная сила.
Поэтому в христианстве оно так проповедуется и так почитается.
Потому что на почве смирения рождается то самое великое, о чём проповедует христианство — любовь.
Только тогда любовь и рождается.
Из видения себя, из осознания себя рождается великодушие к другим людям.
Ещё статья: «Любите врагов ваших...» Как правильно понимать эту фразу? Объясняет Алексей Осипов.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: