Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Зинаида Миркина- Её поэзия – это разговор с Богом напрямую со всей честностью и со всем трепетом...

«Не торопиться, о, не торопиться…
Деревья вверх идут, не торопясь.
Парит, на небе зависая, птица.
И тихо ткется со звездою связь.
Неторопливо тянется дорога,
И долог путь кружащихся ветвей.
Не пробежать бы только мимо Бога
И мимо бесконечности своей…»

Зинаида Миркина

 

21 сентября, в День рождения Божией Матери, предстала перед Господом Зинаида Миркина (10.01.1926 – 21.09.2018), человек, чье духовное наследие все еще непонято и не исследовано.

Почти полвека Зинаида Александровна писала «в стол», так как в СССР ее стихи и прозу публиковать было нельзя, и четверть века ее печатают. Ну а сколько же нужно будет времени, чтобы понять то, что хотела донести людям эта удивительная женщина, покажет сама жизнь. 

 

Она не любила говорить о Боге напрямую. Вот что поэтесса по этому поводу сказала:

«Когда ты говоришь с кем-то о Боге, то в конце разговора у тебя появится только одно желание– обняться и пролить благодарные слезы. Если этого не случилось, значит вы говорили не о Боге. А высшее счастье– это вместе с кем-то молчать о Боге. Молчать так долго и глубоко, пока душа не перейдет свой предел». Но кто мог вырасти до этого и стать на той вершине богообщения, на которой жила душа Зинаиды Александровны? Поэтому она о Боге не говорила, но все ее стихи именно о Нем.

Сказать, что З. А. Миркина писала стихи, будет неправильно. Она их не писала, они в ней рождались, как плоды созерцания, и сами выходили наружу. Именно созерцательная жизнь помогла этой, очень больной, женщине прожить так долго – девяносто два года. Друзья не раз вспоминали, что поэтесса, идя по дороге, часто останавливалась, с тяжелой отдышкой добиралась до какого-то уютного залива. Но потом, посидев там пару часов, как будто обретала второе дыхание, лицо ее молодело, и она возвращалась домой уже быстрым бодрым шагом.

Со своим мужем, известным философом, публицистом, узником сталинских лагерей, ветераном войны, Григорием Померанцем Зинаида Александровна всегда встречала утренний рассвет и провожала вечерний закат. В этом была какая-то тайна, похожая на некую космическую литургию.

«Сегодня бродила я в царствии Божьем.
Там все, как у нас, только проще и строже,
Там все, как у нас, только чище и выше,
Прозрачней и глубже, светлее и тише».

Нет таких слов, которыми можно было бы выразить окончательно сокровенную тайну мира, и нет такого языка, на котором можно было бы с последней точностью описать Того, Кто стоит за этой тайной. Но есть глубина, на которой тайна открывается нам, причем открывается не сразу. Об этой глубине и на этой глубине говорят пророки. Зинаида Александровна для многих и стала вот таким современным пророком.


«Ответить Богу– значит среди ночи
Проснуться вдруг по первому же звуку:
Я здесь. Я– вот. Твори со мной что хочешь.
Я– тетива натянутого лука».


«Опытом бесшовного слова я бы и назвал все стихи Миркиной, которые не из нее исходят, а через нее идут», – так отозвался о творчестве Зинаиды Алексанровны ее добрый друг, публицист Роман Перельштейн.


«Мне надо стать бумагой белой,
Жить в совершенной тишине.
И ничего самой не делать,
Чтоб Ты мог действовать во мне.
Мне надо быть открытой Дверью
В ту глубь, где всё просквожено
Такою полнотой доверья,
В которой я и Ты– одно».


У поэтессы не было сомнения в том, что о Боге можно говорить только языком поэзии. Философия и богословие только ослабляют Свет Бога. Философ, говоря о Творце, сводит Его к системе человеческих представлений о Нем. Богослов же становится только книжным регистратором готовых истин. И тот, и другой похожи на птицу с одним крылом. В этой птице нет полета, хотя есть и перо, и клюв, и рвение. «Богословие делит священную реку на рукава. Поэзия соединяет их в стремлении к устью», – писал Г. Померанц.

Все стихи Зинаиды Миркиной выходят из Бога и тонут в Нем. «Кто такой Бог?» – спрашивает она всей собой и всей собой отвечает на этот вопрос: «Бог – это совершенная любовь, изгоняющая страх. Страх физический, страх перед наказанием обязан умереть, чтобы осталось иное: тайный трепет, боязнь причинить боль Богу. Когда сердце открывает Бога, оно боится только одного– ранить Его, оскорбить Его святость своей нерадивой жизнью. А больше ему никакой страх и неведом».


«Бог не заковывает в цепи
И не разит мечом железным.
Страх Божий– это тайный трепет
Души пред собственною бездной».


Сердце не может бояться Того, Кого оно беззаветно любит. Или боишься, или любишь. А если и боишься, и любишь, значит, еще не любишь. Вера, построенная на страхе, мертва. Такая вера замешена на земном чинопочитании. Это холопская вера, корыстная вера. Всемогущество Бога имеет таинственную связь со всемогуществом сердца. Истинное всемогущество состоит в способности отказаться от всех своих притязаний ради свободы того, кого ты любишь. Исаак Сирин так выразил эту мысль: «Нет страдания более жгучего, чем любовь к Богу»

«Как упорна она, как давно
Мысль простейшая бьется во мне:
Я – никто. Я – лишь только окно.
Я – пробоина в твердой стене.
Только плотность стены прорубя,
Только после великих потерь
Понимаю: я – выход в Тебя,
Я – к Тебе приводящая дверь.

С целым миром окончился спор.
Я – никто. Обо мне позабудь.
Я есмь вход в бесконечный простор.
Только вход, только дверь, только путь».

В своих стихах, подобных псалмам, Зинаида Миркина «опрозрачнивает» непроницаемые для ума места богословских диспутов, художественностью разрешая эти темные для рассудка, открытые и открываемые сердцем небесные архипелаги.

«Как глубоко нам надо замолчать,
Чтобы сама душа заговорила.
Какая есть немереная сила
В том слове, что к душе обращено.
Самим Творцом становится оно».

Стихи Зинаиды Миркиной — это поэзия человека ясного духовного зрения и душевной чистоты. Это слова человека, который не замкнулся на себе, а напротив — открыл себя всему миру. Зинаида Александровна чувствовала свое родство с каждой травинкой, с каждой душой, звездой – с каждой частью мира. Не все такую поэзию могли вместить и понять. Ведь ее душа еще при жизни на земле жила в какой-то непостижимой глубине, где исчезают страдания и болезни.
«Наше земное тело, – говорила поэтесса, – принадлежит земле, а не той глубине, и поэтому страдания нам не избежать. Но однако при контакте с той глубиной, при непреодолимой любви к ней, страдание выносимо и даже имеет какой-то таинственный очищающий душу смысл».



А вот как рассуждала Зинаида Александровна о жизни и смерти: «Мы стоим перед лицом смерти. Да, она приходит. И мы, живущие, не можем не страдать, то есть не принять сораспятие. Но потом мы должны подняться над смертью — иначе не будет Воскресения. А если мы не проходим сораспятия, то это не Воскресение, а игра в Воскресение».
Поэтесса была духовным реалистом. Она ощутила реальность непреходящей красоты и узнала на опыте, что безобразие, болезнь и смерть не обладают полнотой реальности. Но она также знает о том, что должна вынести на своих плечах эту неполную реальность, черпая силы в другой, внутренней — полной. Не прятаться от боли и смерти, не убегать от нее, а сораспинаться со Христом. «Надо иметь мужество доглядеть до конца этот фильм ужасов. Но знать, что это — фильм и он пройдет, а я — смотрящий — реальность и я останусь».

(...Самое главное в духовном наследии З.А. Миркиной – это то, что там нет ни одного придуманного слова. Все, написанное ею, было пропущено через душу и рождено в сердце.


«Мне дано великое заданье:
Различить беззвучный зов Творца,
Леса говорящее молчанье,
Всей душой дослушав до конца.
Мне сказали капли дождевые
Вспышкою в скрестившемся огне:
Мёртвых нет. Но только мы, живые,
Живы лишь отчасти. Не вполне.
Это слово бессловесной хвои–
Весть из распахнувшихся небес:
Если я воистину живою
Быть сумею, значит, Ты – Воскрес!»

Брошенное в печь полено сначала становится горящим поленом. Все древесное в нем сопротивляется всему огненному, но в какой-то момент полено целиком превращается в огонь и уже ничем не отличимо от огня. Этим же путем идет и человеческое сердце. Все затвердевшее в нас, все древесное, объятое истинной любовью, превращается в бестелесное Божественное, в то, что в нас от огня. Это и есть тот путь, которым предлагает идти людям Зинаида Миркина. 

 

(с большими сокращениями) из источника

Автор : Протоиерей Игорь Рябко

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/76054-zinaida-mirkina-kak-hluboko-nam-nado-zamolchat-chtoby-sama-dusha-zahovorila

https://www.youtube.com/playlist?list=PLhkvnmJ8IfjDkKWtKHOOka44VpIJ8LrYv

Это интересно
+1

Администратор 06.10.2023 , обновлено  06.10.2023
Пожаловаться Просмотров: 542  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены