Сюжет игры в шахматы в живописи: 75 разных картин
В истории живописи есть много картин с игрой в шахматы. Художникам нравилась сама игра – она давала возможность сразу и просто выстроить композицию, поместив в центр доску.
Но, главное, сами фигуры и правила игры давали возможность рассказывать о героях картин языком символов и иносказаний. Современному зрителю часто не сразу открывается смысл картин, но, если немного присмотреться, можно увидеть интересные детали.
1. Ангиссола Софонисба (Sofonisba Anguissola). «Игра в шахматы», 1555 г. полное и оригинальное название картины — «Сёстры художницы Лючия, Минерва и Европа Ангвиссола играют в шахматы», итал.
2. Иллюстрация к рукописи «Послание Офеи Гектору» Кристины Пизанской, 1410–1414
3. Николо ди Пьетро. «Визит Понтициана к святым Августину и Алипию», 1413–1415
В Средневековье понимание принципов работы шахмат было крайне низким.
Игру на картинах рисовали в первую очередь как метафору человеческой жизни в разных ее аспектах, но сам процесс игры при этом не вызывал особого интереса у художников.
Шахматы появлялись на иллюстрациях к текстам трактатов тех времен, в зависимости от материала и изображали
1. Борьбу грехов с добродетелями.
Белые фигуры изображали человеческие достоинства а черные - грехи (например «Нравоучительная шахматная игра Дамы», XV век).
2. Поскольку в шахматы играют двое довольно рано появились изображения шахмат как аллегории на любовь (Робине Тестар, «Нравоучительная книга о шахматах любви», XV век).
3. Черно-белую доску ассоциировали с чередованием успехов и неудач в человеческой жизни
4. Шахматные фигуры сравнивали с сословиями в обществе - невзирая на различия, они действуют вместе в общих целях.
5. Наконец, таланты правителя сравнивались с навыками игрока в шахматы и игру делали символом мудрости
В рыцарских романах тех времен шахматы служат символом придворной культуры, считаются одним из методов аристократического воспоминания.
В них редко освещалась игра в шахматы, чаще их использовали просто как оружие.
4. Робине Тестар, «Нравоучительная книга о шахматах любви», XV век
В XIV—XV веках шахматы зачастую упоминались как один из признаков распущенности, греховности людей, играющих в них.
Такая символика, например, у шахмат на французском светском витраже неизвестного автора, где шахматы являются символом куртуазного любовного ритуала замужней женщины и рыцаря.
5. «Шахматисты» — один из немногих сохранившихся витражей XV века на светский сюжет. Выполнен во Франции около 1450 года. Хранится в коллекции музея Клюни.
Однако в тоже время был создан ряд изображений на тему борьбы человека и зла - их разделяют на изображения, где за черных играет Смерть и человек борется за свою жизнь, а также на те где его противником является Дьявол и ставкой служит душа.
6. Миниатюра XV века к «Истории Рено де Монтобана». Неудачная шахматная партия. около 1462-1470 годов
7. Ганс Мелих. Hans Mielich (1516 - 1573) «Герцог Баварский Альберт V и его супруга Анна Австрийская играют в шахматы»
8. Фрэнсис Котс (1726 - 1770). «Портрет Уильяма Эрла Уэлби и его первой жены Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса» 1769г. Холст, масло. 135.2 × 152,5 см. The Mattheisen Gallery, Лондон, Великобритания.
Картина Френсиса Котса с названием которое невозможно запомнить целиком - «Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, в Линкольншире, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса» - изображает супружескую пару, закончившую играть в шахматы, муж с жестом изумления встает из-за стола.
Изначально изучавшие картину искусствоведы считали что на ней супруга поставила мужу шах и мат, но более современный анализ показал что на шахматной доске только два короля, что является аллегорией на успешный брак - два короля вечно будут кружится вокруг друг друга на доске.
На картине изображены так называемые «лунные» шахматы или «Селенус», популярные в то время в Великобритании, но мало известные в континентальной Европе.
Шахматная доска оформлена в форме книги и может стоять среди фолиантов на книжной полке.
9. Анри-Пьер Пику (фр. Henri Pierre Picou, (1824 — 1895) — французский художник-академист. «Игра в шахматы в Индии», 1876г.
10. Лоуренс Альма-Тадема. «Египетские шахматисты»
11. Ж. Г. Делинкур. J.G. Delincourt (Франция, 19-20 века) -«Гаремный интерьер» «Hareminterior»
12. Альберт Франс Ливен де Вриендт. Albert Frans Lieven de Vriendt (1843 - 1900) «Его ход»
13. Питер Ван Найс. Pieter Van Nuys. «За игрой в Шахматы»
14. Лукас Ван Лейден. «Игра в шахматы» ок.1508 г. 28,1см. Х 36 см. доска, масло. Государственный музей Берлина.
Шахматы были популярной средневековой аллегорией борьбы за власть на большинстве уровней, включая битву полов.
Здесь дама оказывается победителем во всех смыслах. Сохранилось несколько версий популярной картины Лукаса.
В раме
14.а. Лукас Ван Лейден. «Игра в шахматы» ок.1508 г. 28,1см. Х 36 см. доска, масло. Государственный музей Берлина.
Картина была создана в 1508 году. На момент ее написания художнику было всего 14 лет.
С 1948 года картина выставляется в зале «Хаус дер Кунц» в Мюнхене.
За шахматной доской сошлись девушка и мужчина средних лет.
Он проигрывает партию и чешет себе затылок в затруднении.
Вокруг толпятся зеваки, оживлённо беседующие между собой.
Пожилой персонаж один пристально следил за ходом партии и продолжает смотреть на доску.
Основываясь на соотношении возрастов героев картины и их социальном положении, было выдвинуто предположение, что она
изображает партию между женихом и невестой в присутствии её отца и родственников будущих супругов.
15. Джулио Кампи «Игра в шахматы» Между 1530 и 1532 гг. Холст, масло. 90 × 127 см. Палаццо Мадама, Турин, Италия
Эта картина свидетельство распространения игры в шахматы в регионе Кремоны, которое в XVI веке связано с популярностью поэмы «Игра в шахматы» Марко Джироламо Виды.
Картина использует популярный в эпоху Возрождения неоплатонический мотив противостояния Любви и Войны (где фигура одерживающей победу женщины символизирует Венеру, в то время как одетый в доспех рыцарь — Марс).
Видимость обычной шахматной партии обманчива из-за аллегорических элементов.
К примеру, роза, лежащая на столе (перед играющей в шахматы женщиной), вызывает в памяти образ Венеры, победившей Марса.
Шут в сцене также не случайный и символизирует иррациональность любовной дуэли и победы женщины над мужчиной.
При этом персонажи одеты в современные художнику костюмы, что заставляет искусствоведов считать некоторые фигуры портретами, предполагать, что картина вообще, написана по случаю заключения брака. (отсюда)
Ещё такой комментарий к картине:
На огромном количестве картин, посвящённым шахматам, женщина обыгрывает мужчину.
Это связано не только с тем, что известно много страстных и сильных шахматисток прошлого, таких как Луиза Савойская или Наталья Пушкина (да-да, жена Александра Сергеевича).
Считается, что сюжет картин с выигрышем женщины зачастую отсылает к картине Кампи, где Венера (или Афродита) обыгрывает Марса (или Ареса).
Это полотно в аллегорической форме утверждает, что женское начало в долгосрочной перспективе всегда одолеет мужское, а любовь победит дикарство.
Неудивительно, что на многих полотнах и сама игра в шахматы становится символом любовной игры, флирта, романа.
Современному человеку трудно так сразу определить, кто эти дама и сидящий спиной рыцарь на картине, но в эпоху Возрождения этих двух богов узнавали по атрибутам.
Так, перед Венерой, богиней любви, лежит посвящённый ей цветок – роза.
Рыцари же не имели обыкновения садиться в латах за светское развлечение, так что, оставив противника Венеры в доспехах, художник дал понять, что это – сам Марс, бог войны.
Венера делает традиционный, много веков сохранявшийся знак победы в шахматах – указывает пальцем на доску.
При этом сама она поворачивается к шуту – вероятно, шут её дразнил во время игры, но в итоге все его шутки оказались напрасной насмешкой.
Кстати, видно, что Венера и Марс играли не чёрными и белыми, а чёрными и красными фигурами.
Мы привыкли воспринимать шахматный мир в чёрно-белом цвете, но веками это был мир трёх цветов – чёрного, белого и красного. Красный мог заменять или белых, или чёрных, либо же доска была красно-белой или красно-чёрной.
Строгих правил на этот счёт не было. отсюда
16. Антонис Мор или Ян Корнелизон Вермеен. «Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный играет в шахматы с испанским дворянином» 1548 г.
Картина похожа точь-в-точь на множеством парадных двойных портретов, где герои играют в шахматы – например, на портреты отцов и сыновей или двух друзей… Если не вглядываться слишком пристально.
А вот если присмотреться, можно обнаружить, что мужчина справа, как раз делающий ход, очень напряжён и буквально вцепился в эфес своего меча.
Неудивительно – ведь картина изображает курфюрста в плену у испанцев.
У пленных было немного возможностей для развлечения, и шахматы – одна из них.
Мужчина справа одет по-испански, очевидно, он охраняет курфюрста и из уважения к пленному согласился с ним сыграть, но держится настороже на случай, если это уловка и курфюрст намерен предпринять побег.
Известно также, что курфюрст играл в шахматы в то время, когда узнал о приказе его казнить.
Тем разительнее спокойствие пленного, который явно намерен наслаждаться партией до конца.
Кстати, похоже, шахматные фигуры сделаны из золота и серебра.
17. Людвиг Дойч. Ludwig Deutsch (1855—1935) «Шахматисты»
Людвиг Дойч художник-ориенталист австрийского происхождения, постоянно проживавший во Франции.
В 1919 году принял французское гражданство.
Родился в состоятельной еврейской семье, образование начинал в Венской академии изящных искусств.
С 1875 года жил в Париже, где работал под руководством Жан-Поля Лорана.
Начинал как исторический живописец, в 1885 году впервые посетил Египет и с тех пор писал современный ему Восток.
Совершил как минимум пять путешествий в страну пирамид.
Сюжетно большинство его картин — изображение жизни и быта Каира конца XIX века
18. Питер Ван Гюйс. (1519 -1584) «Игра в шахматы»
19. Корнелис де Ман. Cornelis de Man (1621 - 1706) «Шахматисты».
20. Швенингер Карл–младший (1854 - 1903) «Письмо».
21. Люси Мэдокс Браун, «Фердинанд и Миранда играют в шахматы», 1871
Картина изображает сцену из пьесы Шекспира «Буря».
Волею случая на необитаемом острове по очереди оказываются давние враги – герцог-волшебник и некогда изгнавший его король (бородатые мужчины в дверях).
Но их дети влюбляются друг в друга, им и дела нет до распри отцов.
Во время игры в шахматы в пьесе Миранда, дочь герцога, в шутку обвиняет Фердинанда в жульничестве – в версии, например, французского художника Сент-Эвре она делает это, чтобы дотронуться до руки молодого человека, и тот отлично понимает, что с ним заигрывают.
В интерпретации художницы - прерафаэлитки, пока Миранда рассуждает о жульничестве, Фердинанд чувствует себя очень скованно – в нём нет той игривости, что на французской картине.
22. Эдвард Реджинальд Фрэмптон (1870-1923) Фердинанд и Миринда из пятого акта Бури (70 x 99 см)
23. Сент-Эвр Жилло. Gillot Saint-Evre ( 1791 – 1858) «Миранда играет в шахматы с Фердинандом, которого она в шутку обвиняет в мошенничестве» 1822г.
(Ян Франц Флорис Клаэс, «Игра в шахматы», XIX век.)
24. Вагрез Жак Клеман (1846 - 1908) «Шахматисты».
И вновь картина изображает сцену из пьесы Шекспира «Буря».
25. Йозеф Франц Данхаузер, Josef Franz Danhauser «Игра в шахматы», первая половина XIX века.
Кажется, дама в чёрных кружевах, оставшись почти без фигур, вдруг поставила мат своему сопернику – он в растерянности разводит руки, признавая её победу. Игра казалась напряжённой, за ней следило множество народу.
Однако восторг юноши, сидящего на подушке на полу, относится явно не к шахматному дарованию шахматистки.
Кстати, она изображена в необычной позе – стоит на коленях на кресле, повёрнутом боком к шахматному столу, и подбоченилась. В этом есть что-то кавалерийское, особенно если вспомнить, что дамы верхом ездили боком.
Кстати, один из её последних ходов, если посмотреть на доску – ход конём.
26. Ян Франц Флорис Клас. Jan Franz Floris Claes (1818 - 1870) «Игра в шахматы»
Сцена тотальной неловкости и внутреннего напряжения.
Похоже, подростки уже не раз виделись за шахматной игрой – и беседой за доской не ограничивались.
Это тем более вероятно, что есть несколько картин, когда молодые люди тайком целуются над шахматами, явно пользуясь игрой как предлогом для свидания.
Отец или старший брат девочки что-то начал подозревать и решил проследить за тем, как они играют в шахматы – под предлогом обычного зрительского интереса.
Он буквально нависает над доской и влюблёнными, словно готовится поймать их на неверном жесте.
Юноша следит за ним, съёжившись от страха, который не может пересилить из-за чувства вины.
Девушка переставляет фигуры с деланым спокойствием.
Её поза в целом повторяет позу юноши, и это усиливает ощущение связи между ними.
27. Фишель Бенджамин Юджин (FICHEL Benjamin Eugene) (1826 – 1895) «Шахматисты». 1869 г.
28. Эжен Бенджамин Фихель. Eugène Benjamin Fichel. (1826 – 1895) «Шахматисты». 1881 г
29. Ферранти Карло (1840 – 1908) «Шахматная партия».
30. Якоб Эммануэль Гайссер. «Игра в шахматы». 64,7 х 44,4 см. Частное собрание.
31. Август Герман Кнооп. Augustus Hermann Knoop (1856-1900) «За игрой в шахматы».
32. Август Герман Кнооп. Augustus Hermann Knoop (1856-1900) «Игра в шахматы».
33. Марсель Брюнери (француз, 1893-1982) - «Сложный ход».
34. Педер Хенрик Кристиан Зартманн. Peder Henrik Kristian Zahrtmann (1843 — 1917) «Сцена при дворе Кристиана VII»
35. Маргарет Довастон. Margaret Dovaston (UK, 1884 - 1955) «Шахматная партия» 30.5×40.6см.
36. Карл Зеви. Carl Zewy (1855 - 1929) . «Шахматная партия»
37. Артуро Риччи. Arturo Ricci. «Игра в шахматы»
38. Артуро Риччи. Arturo Ricci. «За шахматной доской».
38.(а). Артуро Риччи. Arturo Ricci. «За шахматной доской». фрагмент
39. Артуро Риччи (1854 - 1919) «Развлекаются в мастерской художника».
40. Жан Леон Джером Феррис. Jean Leon Jerome Ferris (1863 – 1930) «Шахматный матч».
41. Риччи Артуро. «Игра в шахматы»
42. Адольф Александр Лесрель. Adolphe Alexandre Lesrel (1839 - 1921) «Игра в шахматы»
43. Эжен Бенжамен Фишель. Eugene Benjamin Fichel, (1826 - 1895)
44. Алекс де Андреис (1880-1929), бельгийский художник «Кавалеры играют в шахматы». около 1900 г.
45. Эрвин Айхингер. «Шахматы»
46. Луи Каррье - Бельез. Louis Carrieur -Belleuse (1848-1913) - «Игра в шахматы»
47. Жан Луи Эрнест Месонье «Шахматная партия»
48. Густав Тауберт. Gustav Taubert (1755 - 1839) «Семейный портрет в интерьере за игрой в шахматы» 1830г.
49. Алоис Биндер. «Игра в шахматы»
50. Шварц В.Г. «Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)», 1865 г
51. Джордж Уайтинг Флэгг. George Whiting Flagg (1816 - 1897) «Шахматисты ставят мат».
52. Брунери Франсуа. Brunery François (1849 – 1906) «Двигает красным».
53. Фредерик Джадд Во (1861 - 1940) Frederick Judd Waugh. «Шахматисты»
54. Тихамир Маргитаи. Tihamér von Margitay (1859 – 1922) - «Шахматная партия в саду».
55. Сэмюэл Мелтон Фишер (Samuel Melton Fisher) (1859 – 1939) «Шахматисты»
56. Хенрик Норденберг (1857-1928). Henrik Nordenberg. «Играю в шахматы дома»
57. Хуан Пабло Салинас (Juan Pablo Salinas), 1871-1946. Испания «Мат» (Checkmate) 21 х 27см. д., м. Частное собрание
58. Хосе Гарсия Рамос. Jose Garcia y ramos 1852-1912. «Мат»— испанский художник и иллюстратор
59. Эдуард Делор (1841-1895). Ришелье и его кошки (отдых кардинала)
60. Леон Де Мюттер Брунин. Leon De Muetter Brunin (бельгиец, 1861-1949)
61. Отто Эрдман. Otto Erdmann (1834-1905). «Игра в шахматы» 1901г. масло, холст. 78 х 56 см.
62. Риччи Артуро (1854 - 1919)
63. Фрэнсис Сидней Мушамп. Francis Sydney Muschamp (1851-1929) «Игра в шахматы» холст, масло, 50 х 74.5см.
64. Менцель «Игра в шахматы» (1836)
65. Джордж Гудвин Килберн. George Goodwin Kilburne (1839-1924) , «Шахматная партия»
Казалось бы, ещё одна картина о даме и кавалере за шахматным столом, каких было множество, на деле не так проста.
Выпуклое зеркало над их головами превращает в шахматные фигуры их самих, гротескно уменьшая их отражения и заставляя смотреть на игроков сверху, как смотрят на шахматную доску.
Эффект усиливается простёганной в клетку юбкой дамы и обтянутыми чёрными чёлками щиколотками кавалера, которые напоминают «шейки» фигур, стоящих перед ним на доске.
Игроки сами оказались внутри игры, и кто руководит ими?
Может быть, судьба?
66. Фридрих Август Мориц Ретч. «Шахматисты» 1831г. — картина немецкого художника - академиста
Картина была выставлена на аукцион 7 октября 1999 года по цене 112 239 долларов и была продана некоему частному коллекционеру после чего следы её затерялись.
Шахматная доска помещается непосредственно на крышке богато украшенного саркофага, что не оставляет зрителю никаких сомнений в отношении этого поединка.
Над саркофагом простирается свод, арка которого образована двумя ящерицами в форме монстров с деформированными головами, опирающимися в своём сползании с потолка по колоннам на когтистые лапы.
Герои картины:
Дьявол, юноша (его противник в шахматной партии) и его ангел-хранитель.
Трон-кресло Дьявола украшает зловещая голова рычащего льва, его лапа опирается на человеческий череп, намекая на вероятный результат партии.
В головной убор Дьявола вдето криво стоящее перо из хвоста петуха.
Дьявол с древних времён является олицетворением хитрости и злобы.
Шахматные фигуры сами представляют борьбу Добра и Зла.
Чёрный король, в мантии и шапке своего хозяина, призывает свои фигуры к атаке.
Неверие — фигура, непосредственно стоящая перед королём, попирает крест.
Другие фигуры чёрных олицетворяют:
Сладострастие (женщина с обнажённой грудью, в правой руке держащая кубок),
Праздность (большая свинья);
Гнев, Гордость (с павлиньим хвостом);
Ложь (с головой, как у кошки; одна рука на груди, как бы заверяя в своей искренности, в то время как другая скрывает кинжал за её спиной),
Алчность (и зависть одновременно, сгорбленная и худая, грызущая свою собственную руку).
Усиливает мрачность ситуации паук на переднем плане, карабкающийся на поверхность саркофага.
Но есть и такое толкование на эту картину
Эта картина стала настолько популярной что появилось множество ее продолжений, модификаций и карикатур на ее основе.
Наиболее известной из них стала карикатура 1865 года на мотив войны Севера и Юга в Америке, сделанная на основе этой картины.
На ней изображена битва персонифицированных в виде Дяди Сэма США и Джефферсона Дэвиса в роли Дьявола.
В отличии от картины Ретча на карикатуре США победили, у черных остался один заматованный король в виде генерала Роберта Эдварда Ли, а у белых несколько фигур, которые изображают различных военных деятелей северян.
67. Мейсоньер Эрнест. «Шахматисты», 1856 год
68. Реми-Фюрси Дескарсен, «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью», 1793.
Мужчина в домашнем халате, в ночном колпаке, улыбаясь, указывает на доску жестом победителя.
Смерть же делает жест побеждённого: обращает к доске открытую руку. Она встала, словно собирается уйти.
Почему вообще этот мужчина изображён играющим со смертью?
Может быть, он был тяжело ранен или болен? Нет, за его спиной висит картина, изображающая сцену из мифа об Асклепии, легендарном античном враче, который умудрялся вырывать пациентов из рук самого бога смерти Аида.
Даже если бы художник не подписал портрет доктора де С., эта картина подсказала бы нам, что перед нами – врач, сопоставимый по успешности лечения с Асклепием.
Недаром его халат расцвечен цветами – словно уборы жены Аида Персефоны, каждый год по весне преодолевающей смерть и покидающей её царство, чтобы на земле вновь цвела жизнь.
69. Франсуа Фламенг. Francois Flameng (1856-1923) - «Шахматная партия»
70. французский художник Жан Леон Жером, «Альмеи, играющие в шахматы», 1870. (или Египетские танцовщицы, играющие в шахматы в кафе). Холст, масло. Высота — 65,7, ширина — 54,8 сантиметров. Частная коллекция
Наиболее известная из многочисленных картин художника, посвящённых альмеям.
Картина отражает впечатления художника от поездок в Египет.
В 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, скульптор О. Бартольди. Бартольди взял с собой фотографический аппарат; позже под его влиянием Жером использовал фотографии как основу информации для своих полотен.
Картина написана в 1870 году, после возвращения из очередной поездки в Египет, но, вероятно, до отъезда в Великобританию в связи с началом франко-прусской войны.
Альмея — танцовщица, певица и женщина-музыкант высокого ранга, которая была должна в гаремах развлекать женщин богатых и знатных господ в арабском Египте.
Альмеи имели относительно высокий социальный статус, присутствовали на церемониях и развлечениях, а также нанимались в качестве плакальщиц на похоронах.
Альмея должна была уметь танцевать, иметь красивый голос, хорошо владеть литературным арабским языком, освоить игру на различных музыкальных инструментах и иметь возможность импровизировать песни, адаптируя их к ситуациям, в которых она оказывалась.
Они вели закрытый образ жизни и с европейцами, приезжавшими в Египет, практически не общались.
Они не выступали на улицах и перед незнакомыми людьми.
Эта картина Жерома выделяется из общего ряда изображений художника на данную тему.
Альмея на ней занимается интеллектуальным видом досуга — игрой в шахматы, — что соответствует её реальному уровню интеллекта и статусу.
Название «Альмеи, играющие в шахматы», закрепившееся за картиной, на самом деле ошибочно, так как только одна из женщин имеет такой социальный статус, что подчёркнуто её специфической одеждой.
71. Петер Алардус Хааксман. Pieter alardus Haaxman(1814 - 1884) «Шахматная партия».
72. Кнут Альфред Эквалл. Knut Ekwall (1843 - 1912) Шведский художник. «Предложение» ок.1885г. Холст, масло.
73. Бриспо Анри. Brispot Henri (1846 – 1928) - «Шахматист».
Похоже, на картине – сценка из жизни Италии сороковых. Мужчины на русском фронте и вернутся ли оттуда, неизвестно.
Оставшиеся женщины – мать, дочь и невестка, которая, судя по внешнему виду, была днём на работе – тем временем живут в режиме экономии. Хотя это и не слишком удобно, они втроём сели под одну общую лампу: две – играть в шахматы, одна – рукодельничать.
В доме прохладно, и все трое предпочли надеть кофты, а не сесть у камина – дрова тоже надо экономить.
Один мужчина (может быть, единственный в доме) уже точно не вернулся – у девушки слева кольцо на правой руке, как носят в католичестве вдовы. По какой-то причине одна из чёрных фигур стоит сразу на двух клетках.
Трудно понять, есть ли у этой детали значение.
74. Алессандро Сани «Игра в шахматы». 1881г. Холст, масло.
75. Меллер, Луи Шарль. Moeller OELLER Louis Charles (1855-1930). - американский художник-жанрист. «Шахматная партия.
источник текстов - описаний картин автор - Лилит Мазикина
основной источник изображений
https://my.mail.ru/community/ickycctvo-2015./60B3D01DA56B3B69.html
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: