Боровиковский В. Л. Портрет М. И. Лопухиной. 1979 г.
Быть может так гласит легенда…
Одна из самых обворожительных девушек высшего света Мария Ивановна Лопухина захотела, чтобы ее портрет написал именно Владимир Лукич Боровиковский, но родители девушки, люди уважаемые и состоятельные, посчитали это мимолетной прихотью, капризом. Они имели возможность заказать портрет дочери у самого знаменитого русского и даже иностранного портретиста.
Боровиковского даже не приняли в Академию художеств. Он был родом из малороссийского Миргорода, начинал как иконописец и стал портретистом только благодаря тому, что ему покровительствовал его земляк, известный художник Левицкий, не скупившийся на дельные советы.
Упрямая девушка Мария Лопухина все же смогла настоять на своем, а Боровиковский написал один из лучших в истории русского искусства женских портретов. Однако потом, очевидно произошло то, чего опасались еще древнеегипетские скульпторы, оставляющие один глаз нераскрашенным, чтобы душа модели не вселилась в её копию.
Как только портрет был готов, юная Мария Лопухина вдруг начала болеть и чахнуть. Живописный образ начал в буквальном смысле «вытягивать» у своего прообраза душу. Спустя три года девушка умерла...
Опытные коллекционеры часто говорят, что художник способен не просто перенести жизнь на полотно, а «вытянуть» ее. Живописная копия красавицы Лопухиной, как утверждали современники, не только не уступал оригиналу, но и превосходил его. Им, возможно, тесно стало в этом мире.
А портрет, действительно, непревзойденно хорош. Нам будто передается мечтательное, слегка грустное настроение юной героини. Всем своим видом Мария Лопухина показывает, что ей чужды условности высшего света, она естественна, непосредственна и именно поэтому созвучна природе.
Боровиковский мастерски передал мелодику цвета. Нежно-пастельная роза и созвучная ей по колориту шаль. Васильки, мерцающие среди золотистых колосьев, и синий с золотом пояс, вобравшие в себя всю палитру оттенков, и богатство белого - березы, лилии, ткань платья полны живой поэзии, трепетной нежности., проникновенной женственности...
Поэт Яков Полонский так написал об этом портрете:
Она давно прошла, и нет уже
тех глаз,
И той улыбки нет, что молча
выражали
Страданье, тень любви и мысли,
след печали,
Но красоту ее Боровиковский спас…
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: