Офорты Андрея Харшака к «Мастеру и Маргарите»
Представитель известной петербургской художественной династии Корниловых-Харшаков Андрей Александрович Харшак родился в Ленинграде 17 июня 1950 года.
После окончания средней Художественной школе поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который окончил в 1975 году (мастерская книжной графики под руководством профессора Г.Д. Епифанова).
С 1996 года по 2003 год возглавлял кафедру графики Северо-Западного института печати и являлся художественным руководителем Санкт-Петербургского центра книги и графики.
В 2001 году А. Харшаку было присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».
Наряду с книжной графикой А. Харшак работает в области станковой графики, в технике цветного офорта, литографии и гуаши, занимается масляной живописью.
Художник проиллюстрировал произведения А.С. Грина, Р.Л. Стивенсона, А.Н. Толстого и др.
Работы художника находятся во многих музеях и картинных галереях России и мира, в том числе в Государственном Русском музее, Историко-художественном музей-заповеднике «Царское Село», Государственном музее русской литературы (Санкт-Петербург), Государственном литературном музее (Москва), Музее В.В. Маяковского (Москва), Музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее Ф.М. Достоевского (Санкт-Петербург), Литературном музее (Одесса), Галерее «Консгхорнан» (Варберг, Швеция), Коллекции Дома правительства провинции Антверпен (Бельгия).
Серию иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» Андрей Харшак создавал с 1987 по 1990 год.
Перед тем, как взяться за работу, художник побывал в доме № 302-бис, прошел от Патриарших по следам Ивана Бездомного, заглянул в Мансуровский переулок, где жил Мастер.
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова находятся в Киевском национальном музее русского искусства (Украина).
Михаил Булгаков и Москва.
Михаил Булгаков и Москва Два временных пласта: Москва и Ершалаим.
Ершалаим и Москва. Сталин и «Дни Турбиных».
Профессор черной магии Воланд.
Суд Пилата.
Иешуа и разбойники Дисмас и Гестас.
Иешуа и разбойники Дисмас и Гестас.
На кресте
Римские легионеры.
Берегись трамвая.
Утро Степы Лиходеева.
Утро Степы Лиходеева.
Шайка Воланда.
Пират Арчибальд Арчибальдович в «Грибоедове».
Жорж Бенгальский на сцене Варьете
Встреча Мастера и Маргариты.
Сожжение романа о Пилате Маргарита.
Маргарита
Маргарита
Маргарита летит на бал
Персональный автомобиль для королевы бала.
Коровьев показывает Маргарите бальные залы
Взгляд Абадонны и мертвый барон Майгель.
Извлечение мастера.
Конец нехорошей квартиры.
Пожары в Москве.
Визит Левия Матвея к князю тьмы.
Азазелло и Мастер с Маргаритой покидают подвальчик.
Свита Воланда покидает Москву.
Сон Пилата на горном плато.
Чекисты разбираются в художествах банды гипнотизеров.
Ещё немного:
Если бы не владение офортом — техникой, самой богатой по своим изобразительным возможностям, по словам Харшака, он, может быть, и не взялся бы за эту тему. Именно офорт помог передать всю фантасмагорическую атмосферу булгаковского повествования, соединить (или разделить) легенду и реальность.
Из письма Оттокара Александровича Нюрнберга – племянника Елены Сергеевны Булгаковой:
«Дорогой Андрей Александрович! Еще раз большое спасибо за чудную книгу! Ваши иллюстрации мне очень понравились. По-моему, они так же фантасмагоричны, как весь роман. Я совсем уверен, что они и моей Тёте тоже бы понравились – я ее вкус хорошо знаю. Очень жалко, что она эту книгу с Вашими иллюстрациями не может увидеть. Роман Булгакова стал благодаря Вашим картинам для меня еще живее и понятнее» (Гамбург, 13 февраля 1992). (отсюда)
Андрей Харшак – художник потомственный.
Произведения его отца Александра Исааковича Харшака (1908-1989) стали бесспорной классикой графического искусства советской эпохи, но сказать, что он уделял много времени художественному воспитанию сына, было бы неверным. Этот процесс он полностью доверил школе, которую прошел сам еще в 1930-е годы, а воспитавших его учителей старший Харшак боготворил. Их имена давно вошли в золотой фонд российской графики: Павел Александрович Шиллинговский (1881-1942), Константин Иванович Рудаков (1891-1949), Иван Яковлевич Билибин (1876-1942).
Ту же школу прошел и Андрей Харшак, получивший лучшее и всестороннее художественное образование. Сначала семь лет в художественной школе, потом еще шесть на Графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Все эти годы прошли в стенах Российской Академии Художеств, основанной еще в 1757 году, где сам воздух напоён традицией. И, хотя художник закончил мастерскую книжной графики, к чистым «книжникам» отнести его невозможно.
Андрею Александровичу всегда нравилось чередовать жанры и графические техники: акварель сменялась офортом, конкретные реалистические сюжеты – сугубо абстрактными, после карандашного рисунка он обращается к масляной живописи.
При этом он не замыкается в жестких рамках профессии, не становится затворником в своей мастерской, а скрупулезно копается в архивах, публикует статьи по вопросам графического искусствознания и педагогики, преподает, пробует себя в графическом дизайне, занимается организацией выставок.
Но все это – что особенно важно помнить сейчас, в эпоху повсеместного и, увы, практически легализованного дилетантизма! – на основе классического академического образования.
В экспозиции музея Пабло Пикассо в Барселоне представлено большое количество школьных рисунков мэтра – портретов, анатомических штудий, обнаженной модели, всего того, что является необходимыми элементами овладения художественным мастерством.
Андрей Харшак любит напоминать молодым легенду о том, как в преклонном возрасте великий Пикассо посетил одну из выставок детского рисунка и после внимательного осмотра произнес: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне понадобилась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».
В этой фразе заложена целая программа, по сути, творческое кредо. Большие художники очень хорошо это понимают, будучи уверенными, что обращение к абстрактному искусству художников, получивших серьезное классическое образование, носит качественно иной характер, нежели творчество их коллег, не имеющих такой платформы.(отсюда)
Источник: http://m-bulgakov.ru/illjustracii/oforty-andreja-harshaka-k-masteru-i-margarite
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: