Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Адам и Ева в живописи. Рай и изгнание из Рая. Небесный град Новый Иерусалим

Адам и Ева в живописи. Часть 1-я

Тема интересная, картин очень много, у меня в папке по этой теме около 150 работ от древности до современности, современные потом отдельным постом размещу, когда, правда, не знаю пока. Постараслась минимум сведений дать о вопросе,так как сайт у нас искусству посвящен, но без кратких пояснений трудно обойтись, иначе не всё будет понятно.

Микеланджело Буонаротти. «История творения. Господь сотворяет Адама».  Фрески плафона Сикстинской капеллы.

…Бог сотворил человека из праха, из красной глины, вдунул в него душу и придал ему собственные черты. Он дал ему и имя – Адам, что дословно означает «человек».

* * *

Паоло Учелло. «Сотворение Адама». Цикл фресок на темы Ветхого Завета в крытой галерее Санта Мария Новелла во Флоренции.

Адам первозданный был создан из праха земного (Быт. 2.7) и создан был в “естестве трехсоставном”: тело – душа – дух. Дух человеческий обладает от Господа по своему творению огромной силой, но свойство человеков (по свидетельству Феофана Затворника) в том, что дух человека, не соединенный с Духом Святым, не может управлять душой и телом, а попадает к ним в рабство (в зависимость).

Так произошло и с Адамом. Адам совершил свое падение и отпадение не тогда, когда вкусил от запретного плода, а когда поверил диаволу и не поверил Богу, когда нарушил союз любви. Святой Дух никого не держит насильно, но если нарушены узы любви, то Святой Дух оставляет человека без Себя.

Уильям Блейк. «И Элохим создал Адама». 1795 г

Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка. 

Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмоциональная).

В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души (тогда человек становится рационалистом), у волевой части (фанатиком), у чувствующей части (так называемым “человеком настроения”, когда душа передоверяется впечатлениям (что характерно, например, для светских художников)).

Недаром Пушкин называл состояние творческого вдохновения кратким словом «дурь».
Наконец, дух может опуститься ниже и оказывается в рабстве у неразумной части души (поднимаются страсти, гнев, развивается чрезвычайное воображение, появляется печаль, уныние, беспричинная тоска).
Когда страсти развиваются, дух опускается еще ниже и попадает в рабство плоти. Тогда человек становится плотским, и у него появляются соответствующие пороки (чревоугодие, блуд и так далее).

Источник : Алексей Павловский. «Ночь в Гефсиманском саду». Ленинград, «Лениздат». 1991.

 «Сотворение Адама». Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.

«Сотворение Адама». Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.

«Бог вводит Адама в Рай». Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.

Из ребра спящего Адама создает Бог первую женщину Еву. Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.

«Адам и Ева Мозаика». 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.

Уильям Блейк - «Адам дает имена животным» (фрагмент)

Художник Феофан Стрелидзас Батас. «Адам дает имена животным» в притворе собора Метеоры. Фрески монастыря Николая Анапавсаса. Фреска. XVI век.

Художник Феофан Стрелидзас Батас. Адам дает названия животным. Фреска. XVI век. Монастырь Святого Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция.

«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).

«Сотворение Евы». Фреска

Учение о сотворении жены из ребра Адама не является «естественным» и очевидным. Это – вопрос догматический и таинственный, находящийся выше человеческого разумения. Не случайно здесь действовали не силы природы, не ангелы, даже не Адам (который пребывал в крепком сне – см.: Быт.2:21), но Сам Бог.   Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).

Из ребра спящего Адама создает Бог первую женщину Еву. Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.

 

Адам Ришон. «Жизнь в Эдеме» ХII в..

Лукас Кранах Старший. «Животные в Эдеме»

 

«Адам и Ева в райском саду» Давид Тенирс Младший (Антверпен, 1610-1690, Брюссель) один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы. Частная коллекция, Бельгия.

 

Иероним Босх. «Райский сад. Левая часть триптиха Сад земных наслаждений». 1500–1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид

Райские сцены при сохранении определенной символики порой приобретают замысловатый характер. На левой створке одного из самых известных произведений Иеронима Босха – триптиха «Сад земных наслаждений» (1500–1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид) ­– изображен Бог в образе Христа, представляющий златокудрую Еву смущенному Адаму в безмятежном райском саду, который населен целым множеством реальных и мифических животных и птиц. Посреди зеленого луга возвышается фонтан – высокое затейливое сооружение, больше похожее на какое-то фантастическое дерево из иных миров.

Как правило, художники изображали первого человека в райском саду обнаженным

Уильям Блейк. «Архангел Рафаил с Адамом и Евой»

Уильям Блейк.«Адам и Ева»

Уильям Блейк.«Адам и Ева» 

Альбрехт Дюрер « Адам и Ева». 1504 г. Бреши, Италия 

 

Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева. Диптих». 1507. Дерево, масло. Прадо, Мадрид.

 

Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). «Завет с Адамом». Фреска. Владимирский собор, Киев 

 

Братья ван Эйк.  «Адам». Гентский алтарь. Фрагмент.  1432. (Отдельный пост про Гентский алтарь здесь на сайте)

 

Иоганн Вензель Петер (Johann Wenzel Peter) (1745 -1829) «Адам и Ева в Эдемском саду»

 

Петер Венцель «Адам и Ева в Эдемском саду» 1745г. (Рим, Ватикан) фрагмент

 

Ян Брейгель. «Рай»

 

«Адам и Ева», Франсуа Лемуан

 

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс «Райский сад и грехопадение Адама и Евы», ок.1617 Mauritshuis Museum, Den Haag. совместная картина двух художников

 

«Адам и Ева. Грехопадение», мозаика - Рафаэля Санти, 1509-1511

Антонио Молинари (1701-1704) «Адам и Ева»,

Михаил Васильевич Нестеров. «Адам и Ева» 1898 г. Акварель, гуашь, бумага, 30,5х33. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Адам и Ева», Джеймс Барри

 «Адам и Ева прячутся от Бога» (Быт. 3, 8-9). Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.

«Изгнание из рая Адама и Евы»  Балканы, фреска

В.М. Васнецов. «Искушение Евы змием» 1885-1896 Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве Владимирский собор, Киев

Келер Вилианди Иван (Йохан) Петрович (1826-1899) 1881 г. «Ева с гранатом». Холст, масло. Ульяновский художественный музей.

 

Изгнание из Рая

«Раскаяние Евы», Анна Ли Мерритт

Александр Кабанель. «Изгнание из Рая» франц.живописец ХIХ в.

Лоджии Рафаэля. «Изгнание из Рая» фреска

Лоджии Рафаэля. «Изгнание из Рая» фреска  - крупным планом

Джузеппе Цезари. «Изгнание Адама и Евы из рая»

Джон Мартин «Изгнание Адама и Евы из рая»

Иллюстрация

 Фра Анджелико.  «Распятие с Марией и св. Домиником, Голгофа и череп Адама».

Небесный Град. Мозаика апсиды базилики Святой Пуденцианы. Рим. 390 г..

Предстающий перед глазами Иоанна Богослова Новый Иерусалим (Откр. 21: 1–27) – символ Царства Божьего. Сходящий с Небес город – дар Божьей любви обновленному человечеству. Как и в случае с Раем земным, Новый Иерусалим не является чем-то сверхъестественным, а имеет вполне реальное описание и конкретные измерения.

«Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21: 12–14).

В плане город имеет форму четырехугольника, причем длина его такая же, как и ширина (Откр. 21: 16).

Весь построен из драгоценных камней, золота и жемчуга (Откр. 21: 18–21). И храма в нем нет, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Откр. 21: 22).

Образ Небесного Царства, увиденный Иоанном Богословом, неоднократно появляется в изобразительном искусстве, начиная с самых первых веков христианства. Однако при всем сходстве художественных решений он никогда не становился иконографическим типом, повторяющейся схемой.

К одним из ранних художественных воплощений Святого Иерусалима относится мозаика из базилики Святой Пуденцианы (Рим, 390 г.), где Небесный Град изображен в виде реального, величественного города с монументальными каменными зданиями, украшенными торжественными портиками. (здесь и далее отсюда)

Ротонда Святого Георгия. Мозаики. Конец V века. Салоники, Греция. Фото: Helen Miles Mosaics

Любопытно, как по-разному художники начала XV века соединяют в одной композиции ветхозаветную и апокалиптическую тему Рая. Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, вдохновенный мечтатель Фра Беато Анджелико в картине «Страшный суд» создает удивительно поэтический образ райского сада, на зелено-изумрудных лужайках которого, среди цветущих розовых кустов водят хороводы прекрасные ангелы.

Невесомые души святых и блаженных устремляются к вратам Небесного Царства, где их встречает Божья благодать в образе золотых лучей света. Детской непосредственностью, безмерной радостью и небесным покоем пронизана сцена Рая. Сияющий колорит, построенный на сочетании ярких и чистых красок, придает этому дивному произведению Фра Беато Анджелико элемент сказочности.

 Фра Беато Анджелико. Рай. Фрагмент из композиции Страшный суд. 1431. Дерево, темпера. Музей Сан Марко, Флоренция

Новый Иерусалим, раскинувшийся на холмах, предстает на одной из гравюр Альбрехта Дюрера из серии «Апокалипсис» (1497–1498, ксилография) . Ангел показывает потрясенному Иоанну прекрасный город с воротами, башнями и шпилями, город обретенного мира, в котором «не будет ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

 Альбрехт Дюрер. Низвержение Сатаны в бездну. Новый Иерусалим. Серия Апокалипсис. 1497–1498. Ксилография

Апофеозом в западно-европейской живописи изображения Рая Небесного является одна из самых больших картин в мире – «Рай» (1588–1590) венецианского мастера Тинторетто. Гигантское полотно (7 м х 22 м) находится в зале Большого совета Дворца дожей в Венеции.

 

Тинторетто. Рай. 1588–1590. Холст, масло. Палаццо дожей, Венеция

Тинторетто представляет Рай, как Царство Бога, обитель спасенных, воссоединенных с Господом для вечной жизни. Почти пятьсот персонажей – воскресшие праведники, святые и ангелы – изображены среди клубящихся облаков, в сиянии золотого света.

источник картин

источник

Продолжение Часть 2-я ЗДЕСЬ

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_7f6cf16df.jpg 19337_21497861_0b204e980 19337_21497861_98f00b204 19337_21497861_b204e9800 19337_21497861_98ecf8427 19337_21497861_04e980099 19337_21497861_0998ecf84 19337_21497861_1d8cd98f0 19337_21497861_1d8cd98f0 19337_21497861_b204e9800

Это интересно
+2

Администратор 19.12.2021 , обновлено  10.03.2022
Пожаловаться Просмотров: 2147  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены