Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Жемчуг в живописи

Жемчуг в украшениях смотрится изысканно и благородно. Красота жемчуга привлекала многих, им украшают короны и венцы головных уборов монархов вровень с алмазами и сапфирами.

Жемчуг упоминается во многих священных книгах разных религий. Так, жемчуг в Библии является символом духовной ценности и потому с ним не сравнимы ни золото, ни драгоценные камни. 

Благодаря своей красоте и ценности жемчуг выступает в роли признанного мерила высокого качества в сравнениях библейских авторов.

«Приобретение премудрости выше жемчуга» (Иов. 28:18), а Благая Весть обладает такой ценностью, что ее не следует предлагать враждебно настроенным людям без разбора: «Не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

Или: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46).

Последнее появление этого образа в Библии просто великолепно. Поскольку в жемчуге сочетаются твердость материала с блеском отраженного света, он с незапамятных времен используется поэтами для изображения сияющего неба.

Жемчуг занимает видное место среди драгоценных материалов в описанном Иоанном видении нового Иерусалима: все двенадцать ворот небесного города сделаны из отдельных жемчужин, и этот ослепительный эффект усиливается видом города с улицами из чистого золота, как прозрачное стекло (Откр. 21:21).- (взято из :Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. "Словарь библейских образов")

Чёрные жемчужины во сто раз более редкие, чем белые жемчужины,и считаются одними из самых редких драгоценностей на Земле. Хотя он называется "чёрный жемчуг", его цвета варьируются

от радужных изумрудно-зеленых, сине-зеленых,бледно-серебристо-синих, дыни, персикового меда, розового,
клюквенного, бордового, индиго и баклажана до тёмно — зелёного и глубокого тёмно — чёрного.

История использования жемчуга в украшениях

Ювелирные изделия с перламутровыми бусинами всегда были в цене, они привлекали покупателей не только своим блеском, элегантностью, многие носили жемчуг в качестве оберега. Для древних римлян ношение жемчужных нитей считалось признаком достатка, благополучия.

Далее я взяла материал, который подготовила  (с сайта Артархив), но и сама добавила в этот материал то,что сочла (и нашла нужным) для большего обзора.

Маргаритарное совершенство

В Древнем Риме жемчуг, или- маргаритис, как его называли в Древней Греции, пользовался большой популярностью, существовала даже специализация среди торговцев. Маргаритарии имели почетное место в знаменитом Римском Форуме, поскольку их предмет торговли считался не только главной драгоценностью, но и символом знатного происхождения. Желание обладать этим магическим самоцветом охватило все слои империи, и Юлию Цезарю довелось ввести запрет на ношение жемчуга для женщин, не принадлежавшим к аристократии.

Богатые гречанки и римлянки любили украшать себя жемчужными нитями, а уши — серьгами, что подтверждают древние мозаики и портреты, обнаруженные в фаюмском оазисе. К тому же они верили, что этот предмет роскоши делает их не только более привлекательными, но и придает блеск глазам и охраняет от мук безответной любви.

Все лучшее – Всевышнему

Неуемную роскошь Древнего Рима сменил аскетизм христианской доктрины. Но и тут нашлось место загадочному дару морей. И в христианской символике жемчуг, прежде всего, символизирует слово Божье и Царство небесное, духовное рождение и просвещение.

Пьеро ди Козимо. «Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина")» 1490-е. Темпера. Национальная галерея античного искусства

Именно поэтому, исполняя религиозные сюжеты, художники нередко в углу картины размещали украшения с непременным присутствием перлов: в Средневековье и в период Ренессанса жемчуг был символом праведности, символом Христа и Девы Марии, ценных знаков любви к Богу. Жемчужины украшали одежду священника, алтари и другие церковные предметы.

Оклад Бориса Годунова с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века.  (Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение)

«Всех скорбящих Радость» (икона  Богородицы в драгоценной окладе)

Риза иконы «Богоматерь Владимирская» 1657 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль

Честь фамилии

Но наибольшую популярность в изобразительном искусстве жемчуг обрел, как символ чистоты. Целомудрие было очень важным для представительниц фамилий эпохи Ренессанса оно подразумевалось как отражение чести не только своей семьи, но и всей социальной группы.

Поэтому, заказывая портреты своих женщин, отцы, братья, мужья, считали немаловажным, чтобы достоинства представительниц семьи подчеркивались символами чистоты и тем самым поднимали социальный статус семьи в целом. Такие же требования предъявлялись и к так называемым «свадебным портретам» — жанр в живописи, где, как правило, подчеркивались достоинства избранницы, и жемчуг в этом закодированном лексиконе занимал ключевое место.

Алессандро Аллори «Портрет Бьянки Капелло» , (1570-1590), Уффици, масло на меди, 37х27см.
(ранее приписывался кисти Бронзино)

Бартоломеус Спрангер, «Бьянка Капелло. Великая Герцогиня Тосканы» (1548−1587).

Бартоломеус Шпрангер (1546-1611), фламандский живописец, рисовальщик и гравер.

Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Анны Клевской» . 1539 Масло, Пергамент на холсте . 65×48см. Лувр. Париж

После смерти своей третьей жены, Джейн Сеймур, Генрих VIII неоднократно посылал Ганса Гольбейна за рубеж — зарисовывать предполагаемых королевских «невест».

Так, в 1539 г. Гольбейн был послан в Дюрен, чтобы нарисовать портрет Анны Клевской.

Когда Анна прибыла на церемонию собственного бракосочетания, произошел конфуз: найдя невесту больше похожей не на свой портрет, а на «толстую фламандскую кобылу», Генрих VIII отказался жениться. Этот инцидент сильно пошатнул престиж Гольбейна.

Особую многозначность жемчуг приобрел в качестве атрибута Мадонны: непорочной, преданной и целомудренной.

Но тут следует учесть, что те драгоценности, которыми украшали Богоматерь на картинах, отличались от украшений, которые бытовали: они были крупнее, форма совершеннее, а белизна — безукоризненна.

Совершенство жемчужин как зеркало отражало совершенство Девы Марии и невозможность достижения универсала простыми смертными. Безукоризненные жемчуга Девы Марии отражали идеал самого библейского персонажа. Не зря морской самоцвет называли камнем невест Христовых, и особо он почитался в женских монастырях.

Карло Кривелли «Богоматерь с младенцем» 1480, Темпера, панель 49×34 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Карло Кривелли  (Carlo Crivelli; Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи-Пичено) — итальянский художник. 

Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны  «Карло Кривелли Венецианец»  (Carolus Crivellus Venetus). Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.

От Божьего престола к царскому

Драгоценности всегда были показателем статуса, и маргаритос свои царственные позиции никому уступать не собирались. Не бисер все-таки! Можно сколько угодно нырять и потрошить раковины, но не только собрать идеальное ожерелье, но даже подобрать пару серег — дорогого стоит. Природа ведь, не любит повторов. А камни шлифовать научились толком лишь в XV веке. Так что в эпоху Возрождения жемчуг пользовался стабильной популярностью. Что поражает на портретах того времени — костюмы дам буквально прошиты жемчугом, их шеи украшают длинные ожерелья в несколько рядов, буквально килограммы!

Джордж Говер (1540-1596) «Портрет королевы Англии Елизаветы I на фоне "Непобедимой Армады"» 1580-е

Неизвестный художник. «Мария I Тюдор» Дерево,масло. 57,2х45,1 см. Национальная портретная галерея, Лондон

Учитывая смысловое значение жемчуга, немудрено, что Елизавета I — королева-девственница, — без жемчуга вообще не появлялась на люди. Считается, что жемчужная нить, которую и сегодня и можно увидеть на королеве-матери, — из наследства Марии Медичи.

Мария I Тюдор в 1554 году вышла первый раз замуж за наследника испанского престола Филиппа. Тогда она и получает самую большую жемчужину в мире — Перегрину.

Мария начала традицию, согласно которой все испанские королевы в дальнейшем позировали для парадных портретов, надев украшение, включавшее чудесную жемчужину. 

Франсуа Клуэ. «Елизавета Австрийская — королева Франции , Дерево, масло,26×36 см

Французская королева Мария Медичи на праздник крещения своего сына Людовика XIII надела платье, украшенное тридцатью тысячами жемчужин, большая часть из которых досталась ей как свадебный подарок от дяди — Папы римского Климента VII. Что интересно: часть этого приданого в последствие осела в шкатулках европейских монархов.

Франс Пурбус Младший . «Мария Медичи, жена Генриха IV, короля Франции» .Масло.285×218 см. Государственный музей, Рейксмузей, Амстердам

Однако, в XVI—XVII редкий до этой поры самоцвет становится более доступным: конкистадоры грабят богатейшие храмы ацтеков и из Америки в Европу попадают около двух тысяч килограммов только жемчуга. Наступил «Век Жемчуга». Доселе ограничивающие роскошь королевские указы уже не в силах остановить моду на перлы.

А тут еще в XVII веке в Париже был запатентован метод получения фальшивого жемчуга (в стеклянный шарик наливали измельченную и разведенную маслом рыбью чешую). И понеслось… Серьги с поддельным жемчугом девушки носили повсеместно. В те времена не одеть серьги для женщины являлось равносильно тому, что выйти в общество без одежды.

Вильям Пакстон. Жемчужное колье 1908г.

И мягкий отблеск домашнего очага

Художники тоже полюбили этот самоцвет, поскольку только он может подчеркнуть всю прелесть и добродетель настоящей женщины. Такой, от которой исходит неповторимое тепло — тепло хранительницы домашнего очага. Она не может быть порочна по определению, от неё струится чистый свет просветления и гармонии. Она так же идеальна, как округлость перламутровой сферы. Её окружают дети и заботливый муж, её дом — «полная чаша» — чаша взаимопонимания и спокойствия… Всё это отражается в тихом отблеске жемчужного ожерелья.

Именно поэтому почти все героини голландского художника Яна Вермеера Делфтского  (1632 — 1675) изображены с украшениями из перлов.

Ян Вермеер. «Женщина, держащая весы» 1662-1664 г., холст, масло, 42,5 х 38 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон

Картина - идеальный образец гармонии, ритма и скрытого содержательного смысла. Ранее эта картина называлась «Женщина, взвешивающая жемчуг», однако, при микроскопической высокотехнологичной экспертизе было доказано, что на весах ничего нет. Картина была написана примерно в 1662-63 году.

Позировала мастеру его жена – Катарина Болнес, в браке с которой у Вермеера родились одиннадцать детей. Несмотря на свое протестантское происхождение, он женился на католичке. Модель одета по моде голландской буржуазии XVII века, в синий пиджак с дорогой меховой отделкой и в традиционный головной убор того времени.

Художник изобразил этот платок таким образом, что он создает эффект «нимба». Женщина, по всей вероятности, беременна. Она безмятежно стоит за столом в углу комнаты, держа в правой руке весы, а левой – облокотясь на угол стола. Весы находятся в равновесии, что говорит о ее внутреннем покое.

Ян Вермеер. «Женщина, держащая весы», фрагмент.

Предметы, лежащие на столе, образуют богатый коннотациями натюрморт.

Мерцающее синее полотно (где и использован редкий в те времена ультрамарин), три шкатулки, две нити жемчуга и золотая цепочка. Шкатулки с монетами и украшениями являются олицетворением материальных благ и тщеславия.

И в целом картинку можно было бы назвать гармоничной, одухотворенной, если бы не излюбленный прием Вермеера – скрытый замысел.

Позади женщины, на задней стене комнаты, находится большая картина Страшного Суда в черной раме.

Визуальное сопоставление женщины с весами и Страшного Суда подкреплено аллегорией: судить – значит взвешивать. Верующие, готовясь к Суду, оценивают свою совесть и взвешивают свои грехи и благодеяния.

Это подчеркнуто светом – он ласкает спокойное, сосредоточенное и гармоничное лицо женщины, её руки с весами, а также сцену на картине за спиной женщины. Свет в картинах Вермеера создает ощущение безмятежности и покоя.

А картину на стене дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки в материальном мире.

Перед женщиной земные сокровища, позади нее – символ вечных последствий ее действий на земле. Бурный сюжет в стиле барокко на картине контрастирует с невозмутимым спокойствием самой героини картины – квинтэссенция видения Вермеера. Драматическая апокалиптическая диалектика VS женская рассудительность, баланс и легкость.

И ещё одна деталь, жемчуг тут не просто украшение. Во времена Вермеера он воспринимался как символ человеческой души.

В этой простой сцене перед нами раскрывается куда более сложная тема. Какую мысль хотел донести до нас художник своим полотном? Вести свою жизнь с умеренностью. Картина в картине раскрывает важную подсказку: последний суд Христа повторяется собственными действиями женщины. Контраст между ценными предметами на столе, Страшным судом и весами, символами самого Суда, призван напомнить зрителю о важности сопротивления искушению земных богатств и умеренной жизни.(отсюда)

 

Ян Вермеер. «Девушка с жемчужным ожерельем» . 1664,Масло, холст 51.2×45.1 см. Берлинская картинная галерея, Берлин.

Ян Вермеер.

Всё - суета сует


К XVIII веку эра жемчуга закончилась — его импорт из Индии, Китая и Нового Света существенно сократился, поскольку силы природы не безграничны. Аристократия изменила вкусы, отдав свои предпочтения бриллиантам, — так появился новый символ власти.

Отныне дворовый этикет предписывал носить жемчуг уже на полуофициальные приемы и мероприятия.
И хотя бриллианты блестели ярче, шло время, менялась мода в одежде, но она не слишком коснулась любимого всеми дара Афродиты.

Это видно по картинам художников, на которых неизменно присутствуют тщательно выписанные украшения и аксессуары позирующих: бусы, браслеты, сережки, медальоны, сеточки для волос, роскошные жемчужные воротники.

Иосиф Иванович Олешкевич. «Портрет молодой женщины» . 1810-е Масло,холст, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

XIX век внес свои поправки в моду на украшения. Европейские аристократия и буржуа, пережив вихри революций, бросались из одной крайности в другую. В моде начали входить полудрагоценные камни и, даже чугун (!!!) как ювелирный металл. Но никто не отменил ювелирные украшения как показатель статуса семьи. Более того, в свете считалось неприличным появляться с «голой шеей», и перлы в этом случае подходили как нельзя лучше. А вот искусство начало изменяться. На первый план стали выходить не столько социальные приметы портретируемых, сколько их внутренний мир, душевное состояние. И в портретах второй половины 19 века, особенно европейских, — украшения встречаются редко. Так закончилась живописная слава жемчуга.

Кому слёзы, а кому - игры патриоток
В России этот самоцвет всегда пользовался успехом, и пристрастие к нему имело глубокие корни, поскольку добывался он в северных реках испокон веков. Интерес к жемчугу то затухал, то усиливался. Так, в период войны 1812 года патриотическое движение дало толчок к возрождению национальных традиций. При этом украшения из жемчуга стали неотъемлемым элементов игры в народное искусство, правда, в отличие от крестьянских, они дополнялись застежками из драгоценных металлов и нередко компоновались с бриллиантами. Любовь к маргаритос сопровождала русских монархов до конца.

Абрам Клюквин. «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» 

Абрам Клюквин. «Портрет новгородской крестьянки с белым платком в руке» . 1830-е

Неизвестный художник. «Портрет купеческой жены Анны Филатовой» . 1840-е

Франсуа Фламенг. «Портрет Зинаиды Юсуповой» . 1894

Кипренский. «Портрет Авдулиной» 

Кустодиев Борис. Портрет великой княгини Марии Павловны (эскиз) 1911 Ярославский худож.музей.

Крамской Иван. «Портрет Марии Федоровны (1847 -1928)», жены Александра III. Холст, масло, 90х72см. Портрет выполнен по фотографии. Год создания: 1882 

Крамской Иван. «Портрет Марии Федоровны».  фрагмент.

Крамской Иван. «Портрет Марии Федоровны».  фрагмент,.

Иван Крамской. «Портрет Марии Федоровны» . 1880 - е

 

 

Генрих фон Ангели (Heinrich von Angeli) (1840-1925) «Императрица Александра Федоровна»  1896

Каждая женщина из рода Романовых должна была иметь к свадьбе жемчужное ожерелье. Поэтому Александр III подарил Алисе Гессенской, будущей императрице Александре Федоровне, колье из 280 жемчужин, каждая из которых была величиной с виноградину.

Оно было длиной около 2 метров. Императрица надевала его в 3–4 нитки вокруг шеи. Сам Николай II подарил невесте ожерелье из розового жемчуга и кольцо с крупной жемчужиной.

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом: каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья. На именины, Рождество и Пасху дочери царственной четы Романовых получали в подарок по жемчужине. К совершеннолетию каждая девушка становилась обладательницей нитки прекрасного жемчуга.

Pоскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы, в каталоге А. Ферсмана «Алмазный фонд СССР» (опубликованном в 1924-1926 гг.) датируется началом XIX в.

Более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества.

Эта тиара — самое красивое ювелирное изделие во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристис» в Лондоне в 1927 г.

отсюда

На фото: Великая княгиня Мария Георгиевна в русском костюме. Бал 1903 года

Корона баварской королевы . Мартин Гийом Бьенне. 1806–1807 г. золото, бриллианты, жемчуг. Баварское Управление государственными замками, Королевская резиденция .Мюнхен. Германия.

Брошь-подвеска с жемчугом и бриллиантами начало ХХ века.

 

Наибольшей ценностью обладает морской жемчуг.

В отличие от пресноводного он долго сохраняет свою первоначальную структуру, не теряет блеска, его можно передавать наследникам без боязни, что ювелирное изделие потеряет свою ценность.

Тяжелые условия добычи, когда ныряльщики погружались в неизведанные глубины без всяких специальных приспособлений для дыхания,а многие не возвращались назад,также оказывали влияние на стоимость камней.

В средние века жемчужными камнями старались украсить прически, одежду, предметы личного пользования: кубки, книги, шкатулки. Он слыл символом чистоты, верности, плодовитости и благополучия.

В этом смысле особенно интересно увлечение жемчугом английской королевы Елизаветы I. В 15 веке ее коллекция жемчужных украшений затмила богатства персидских принцев. Ежедневно она надевала не менее семи жемчужных ниток, одна из которых была длиной по колено. Более 3000 платьев обильно расшитых драгоценными камнями составляли ее гардероб.

жемчуг в украшениях королевских особ

Герберт Драпер. Жемчуг Афродиты

 

Какой жемчуг используют в украшениях

Издавна минерал использовался для различных целей, перетертый в порошок он добавлялся в лекарственные снадобья. Во все времена на его основе изготовлялись пудры, помады, тени, крема для богатых красавиц. Но прежде всего жемчуг применялся для создания ювелирных изделий.

Виды жемчуга в украшениях:

  • Природный морской, речной жемчуг. Обычно неправильной формы, приятного блеска, с достаточно толстым слоем перламутра. Образуется с помошью мелких частиц случайным образом попавших в раковину моллюска. Год за годом песчинки покрывались перламутром и становились удивительно красоты жемчужинами.
  • Натуральный, культивируемый жемчуг – основной продукт для изготовления кулонов, браслетов, ожерелий и колец в современном мире. Отличается от природного более тонким перламутровым слоем на специально подсаженных в жемчужину имплантатах.
  • Искусственный жемчуг разных мастей, от высококачественной имитации «Майорка» до самых дешевых пластиковых кругляшей.

Каждый вид жемчуга рассчитан на своего потребителя, имеет стойкий спрос.

Бусины природного происхождения покупают богатейшие люди планеты на специальных аукционах. Камни культивируемого происхождения украшают ювелирные коллекции модниц по всему миру. Имитацию покупают менее состоятельные потребители.

 

источник

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_cd98f00b2

Это интересно
+2

Администратор 05.06.2021 , обновлено  16.06.2021
Пожаловаться Просмотров: 2346  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены