одна из иллюстраций Устинова Н.А.
Николай Александрович Устинов родился в Рязани 10 июля 1937 года. Годы войны провел в рязанской деревне. В 1946 году, когда вернулся с фронта отец, семья переехала в Москву.
С 1948 по 1955 год учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), живопись преподавал Андрей Петрович Горский.
Художник вспоминает:
" Художественная школа оказалась удивительной. Многие прекрасные графики ее кончали, детские художники. Там Монин учился, Лосин, Иткин... Я их застал. Нас, младшеклассников, принято было называть "личинками".
А они были тогда - "стариками". Сблизились мы гораздо позже, уже после института... Это был особый мир со своими понятиями о чести, о жизненных ценностях. Все были фанатики. писать, писать..."
В 1961 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (МГАХИ). Учился здесь на графическом факультете у Б.А. Дехтерева, Ю.П. Рейнера, М.М. Черемных, П.И. Суворова, занимался гравюрой под руководством М.В. Маторина. Дипломной работой Н.А. Устинова стал "Клоп" В.В. Маяковского.
Несколько лет Устинов рисовал зверей в зоопарке, а в 1967 г. с семьёй купил деревенскую избу под Переславлем-Залесским. Время, проведенное там, было очень плодотворным и важным для художника. Там появляются на свет прекрасные произведения к классикам (И.С. Тургеневу и Л.Н. Толстому), рассказам М.М. Пришвина и Г.Я. Снегирева, и И.С. Соколова-Микитова, к стихам о природе, к русским сказкам. Вокруг была такая красота, что Устинов почти все рисовал с натуры.
В 1963 году Устинов начал работать в детском журнале "Мурзилка", привлек его туда Юрий Молоканов.
Н.А. Устинов говорит, что это сотрудничество с журналом считает для себя "серьезным этапом и большой удачей", а то, что он делал тогда для "Мурзилки" "было гораздо лучше и интереснее многих моих книжек того периода". В редакции журнала была замечательная атмосфера.
Тогда с "Мурзилкой" сотрудничали великие ленинградцы: художники В.М. Конашевич, Е.И. Чарушин, Ю.А. Васнецов, В.В. Лебедев. Главный художник журнал Ю.А. Молоканов периодически ездил в Ленинград и возвращался "с добычей" для журнала… Работали там и замечательные москвичи: А.М. Ермолаев, А.М. Каневский, Ю.Д. Коровин, и молодые тогда М.П. Митурич, Л.А. Токмаков, В.Н. Лосин, Е.Г. Монин, В.В. Перцев, В.А. Чижиков…
Еще во время учебы в институте начал иллюстрировать книги для издательства «Детская литература» (профессор МГАХИ Б.А. Дехтерев был главным художником издательства и часто давал работу студентам).
В дальнейшем Н.А. Устинов сотрудничал со многими российскими издательствами, а также с издательскими домами Германии и Японии.
Иллюстрировал «Барона Мюнхгаузена» Распе, «Сказки братьев Гримм».
Для немецкого издательства – сборник «Прекраснейших сказок», куда вошло по две французские, немецкие, русские, итальянские и другие сказки.
В 1996 году Николай Александрович получил Золотую медаль Российской Академии художеств.
В 2000-м был удостоен звание Народного художника России.
В 2007-м стал лауреатом Четвертого Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества "Алые паруса" в номинации «иллюстрированная книга» – за сборник стихов русских поэтов о природе «Листопад», изданный «Московскими учебниками».
Трудно подсчитать,сколько книг проиллюстрировал Н.А. Устинов для «Детской литературы», «Малыша», «Художника РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга.
Он сотрудничал с издательствами Германии, Японии, Кореи.
Участвовал в оформлении энциклопедии «Что такое? Кто такой?» и энциклопедий «Дорлинг киндерсли».
А ведь были еще многочисленные иллюстрации в периодике — журнале «Мурзилка», газете «Жили-были», «Роман-газете» и т.д.!
Ещё иллюстрации, к другим книгам.
Перечислить колористическое и композиционное богатство устиновских пейзажей невозможно.
Их надо рассматривать, впитывать в себя, прежде всего ребёнку, и тогда на природе невольно воскликнешь: «Как у Устинова!».
Это он, сам того не желая, учит её видеть и с любовью понимать, а значит, обогащает душу.
Что свойственно живописным пейзажам наших классиков – Саврасова, Левитана, Шишкина, Поленова.
А ведь пейзажи Устинова ещё переполнены всякой живностью – зверями, птицами, рыбами, домашними животными. Его анималистику Юрий Коваль назвал «вселенского профиля», присовокупив к ней и людей, и звёзды.
Так исполнена им и проза Пришвина, Астафьева, Ю. Казакова, Константина Коровина и, конечно, «Холстомер» Льва Николаевича Толстого.
Вот ещё один шедевр: несущийся фронтально, почти на нас из предрассветной туманной мглы табун.
Вообще вся история лошади, с её трагическим концом представлена и поэтически возвышенно, и драматически сильно в совершенно исполненных рисунках. «Холстомер» был скромно издан давно, в Туле.
И это укор нашим современным издателям.
Книга «Привет тебе, Митя Кукин!»
«Лисенок»
«Лисенок»
Книга «Солнечный денек»
***
источник https://vyatich-ru.livejournal.com/32583.html
ЗДЕСЬ, в моём Дневнике на ЛиРу вы найдете больше ссылок на разные статьи художника и иллюстрации к разным книнам,
ссылок больше 10
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: