Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Натюрморты во всём своём великолепии! Художник Ян ван Хейсум (1682 -1749).

 

 

Ян ван Хейсум (нидерл. Jan van Huysum; 15 апреля 1682, Амстердам — 8 февраля 1749) — нидерландский художник, мастер натюрморта.

Хейсум, Ян ван (Амстердам 1682-1749) - Корзина с цветами и бабочки

Как чудесна эта малость:
Капля, что к листку прижалась.
Нет, не промельк, а рожденье,
Точно слова с губ схожденье –
Не загнать его обратно
На немое сердца дно,
Каждый миг тысячекратно
В мир предносится оно.

Вечно капле той круглиться,
Падать вниз, набравши вес,
Вновь блестеть и серебриться…
Чудо выше всех чудес,
Нет у языка словес
Описать искусства труд,
Делающий миг веками:
Ласточки зигзаг иль пруд
С мчащимися облаками.


Сладостный, блаженный трепет!
Жгучий ветер, солнца свет –
Капелька была и нет…
Домик свой улитка лепит
С краю хрупкого листка,
Вихрь уносит мотылька…
Прошлогодний цвет пестреет,
Лист столетний зеленеет…


Сладостный, блаженный трепет!
Так возлюбленной почившей
Вижу я живой, оживший
Силуэт, внимаю лепет…
Все в вас как в других растеньях,
Да, но убежден я в том,
Что не на земле ваш дом –
В райских вы взросли владеньях!


Много вам подобных в поле,
Только есть в вас нечто боле;
Кажутся в сравненье с вами
Те, что в парках и лесах,
На погостах мертвецами
Рядом с духом в небесах!

Алла Шарапова

 ***



Хейсум,Ян ван-Ваза с цветами в нище

«Его отец Юстус, живописец средней руки, преподал ему первые навыки, а дальше он учился у Природы, даровавшей ему в натурщицы самых прекрасных своих дочерей. Он был Рафаэлем в королевстве цветов, с неповторимой подлинностью изобразившим его подданных.

Цветы ван Хейсума блистают изумительными красками и предстают в своей естественной свежести, как будто роса сию минуту напечатлела на них свои жемчужины.

Он включал в свои цветочные композиции также насекомых, бабочек, птиц, птичьи яйца в гнездах и т.п. – все, чем отмечено великолепное одеяние Природы.

Часто он ставил цветы в вазы, украшенные прекрасными барельефами.

Хейсум, Ян ван -Натюрморт с цветами и фруктами

В своей работе он проявлял наивысшее тщание и при наложении красок, масел и лаков убирал каждый лишний блик, стремясь создать ощущение глубокой тайны. Лессировал он до бесконечности.

Краски его ясны и прочны, они по сей день не утратили своей свежести. Цветы, написанные на солнечном или коричневатом фоне, выглядят у ван Хейсума эффектнее, нежели те, которые запечатлены на темном фоне, и на торгах первые оцениваются особенно дорого.

Душевная болезнь, которой художник страдал в последние годы, никак не отразилась на его творчестве».

«Выдающийся живописец ХVIII столетия, писавший натюрморты с цветами и фруктами, чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в композициях с цветами и фруктами он достиг совершенства.

Он умел вызнавать тайны природы, запечатлевать летучую красоту цветов в те мгновения, когда они особенно прекрасны, и достигать невероятной виртуозности в этом жанре благодаря правдивости и многообразию красок и почти прозрачной фактуре  цветов.

Хейсум,Ян ван. Букет с розами, гвоздиками, вьюнком, дельфиниумом и гнездом
 
Он первый стал изображать цветы на фоне ясного неба и превзошел всех своих предшественников в мягкости, свободе, совершенстве и жизнеподобии. Он добивался впечатления сочности и  верности цветовых пропорций.

Был до такой степени замкнут в своем творчестве, что не позволял никому наблюдать за его работой. Его цветы красивее и натуральнее, нежели его фрукты. Капельки росы и насекомые, также изображаемые им, представляются живыми и подвижными.

За свои картины брал 1000 – 1400 гульденов. В настоящее время две его акварели оцениваются в Голландии в 10 000 гульденов».
 
«Он превзошел всех живописцев, работавших до него, в искусстве изображения цветов и фруктов, и его работы настолько прославились, что лишь титулованная знать и наиболее состоятельные горожане имели возможность приобретать их.

Утонченный вкус, превосходный колорит, увереннейший мазок и в высшей степени точное подражание природе придают огромную ценность работам этого художника.

В ландшафтной живописи он выдерживает сравнение с крупнейшими мастерами, а в изображении цветов и фруктов не имеет себе равных.

Матовые с пушком плоды, сияние цветов, прозрачность росинок, живая подвижность, которую он сообщал своим насекомым – все восхищает в его живописи».

Ян ван Хейсум. Букет


“Он, так сказать, соперничал с природой. Свежесть, очарование, элегантность, подлинность, колорит. Он был бы воистину богом весны, если бы флора даровала ему власть еще и над своими запахами».
 
"Достиг совершенства в картинах с цветами и фруктами, превзойдя все, что существовало прежде в этом жанре. Все его знакомые флористы наперебой предлагали ему все самое прекрасное из того, что вырастало у них в садах. Он имел обыкновение разрабатывать этюды отдельных частей, из которых затем компоновал картины.

В творчестве был необычайно замкнут, так что даже не позволял никому входить в мастерскую в то время, когда он работал. Применяемые им способы приготовления масел, красок, олифы держал в глубокой тайне. Даже его брат не должен был видеть, как он работает, и только с большим трудом его уговорили давать уроки Маргарите Хаверман, чьим дарованием он увлекся.


 
Потрясение, вызванное поведением одного из сыновей, подействовало на его рассудок, так что он страдал особой формой безумия, что, впрочем, никак не отразилось на его работе. Что касается стиля его работы, то он выполнял все осмысленно и с неимоверным прилежанием, до бесконечности лессируя, чаще всего гуашью.

Натюрморт с цветами и плодами 1723 Гос.Эрмитаж СПТб

В этом причина того, почему его фрукты так необычно прекрасны или, говоря точнее, почему они напоминают плоды из воска или раскрашенную слоновую кость. А его цветы, его насекомые, роса и отдельные капельки превосходят все, что существует в таком роде. Справки о самых известных его работах дают Гуль и Де Кам."

Натюрморт с цветами 1723 г.

"Поклонники совершенства в его особенном великолепии ставят ван Хейсума выше всех живописцев, когда бы то ни было работавших с цветами.

Тщание, с каким он выбирал самые яркие и густые краски, находил их сочетания, очищал масло, не в малой степени способствует тому впечатлению сверкающей свежести, которое остается у видевших его работы.

Декан пишет: «Белая грунтовка деревянных досок и холстов делалась им с теми же прилежанием и чистотой, с каким он избавлял себя от боязни, что кто-то увидит его палитры,– он рвал или уничтожал их».

Он все выполнял с величайшей точностью, без малейшей небрежности, но при этом не был сухим. Отчетливость линий, гладкость, бархатистость, прозрачность, естественный и сверкающий блеск – все это связано с его туше, которое дано было ему от природы и которого нельзя приписать ни манере, ни случаю.


 

Цветы в терракотовой вазе 1736-1738 Лондонская национальная галерея


Вазы, которые он умел располагать самым удачным образом и в которые ставил свои цветы, тоже писались с натуры. Барельефы, столь же прекрасные, как все остальное, хорошо составлены и отмечены академической гармонией.

Терракотовая ваза с цветами с опиумным маком наверху, на фоне пейзажа с садом с алоэ в терракотовом горшке со статуэй Апполона и Дафни- Эрмитаж

 

Его вкус проявился и в том, как он группировал цветы, самые светлые помещая посередине, к каждому цветку применяя отдельную краску и затемняя натуру от середины к краям. Птичьи гнезда, яйца в гнездах, оперение птиц, насекомые, бабочки, капли влаги – все представлено с большой достоверностью и дает полную иллюзию действительности."


 
Сын Юстуса ван Хёйсума, про которого известно, что он расписывал двери, ширмы и вазы (кое-что из этих росписей сохранилось). Художником был и брат Яна ван Хёйсума.

Натюрморт с фруктами 1722 г.

Писал как пейзажи (виды внушительные руин, гаваней, воображаемых озёр и т. п.), так и, прежде всего, натюрморты с цветами, в изображении которых считался непревзойдённым.



Значительная часть работ ван Хёйсума попала в английские коллекции, преимущественно частные, из мировых же музеев наиболее полное собрание его работ имеется в Лувре.

Ваза цветов в нише.Ок.1715, Музей изящных искусств, Бостон

Цветы в открытой плетенойкорзине 1733, Музей Тейлора, Харлем, Нидерланды

 Мальвы и другие цветы в вазе 1702-1720 гг.Национальная галерея Лондон

vsdn.ru
Аllgemeines Kunstlerlexicon, cfr. Pierers Encyclopadishes Worterbuch.

источник

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+5

Администратор 20.05.2018 , обновлено  22.05.2018
Пожаловаться Просмотров: 2370  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены