Пояснения к триптиху
В триптих, посвященный 2000-летию Рождества Христова, вошли богослужебные песнопения Русской Православной Церкви. Они исполняются Объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Хор принимает участие во всех воскресных и праздничных службах Троице-Сергиевой Лавры, регулярно поет на Патриарших богослужениях, неоднократно выступал в Германии, Франции, Греции и на Святой Земле. Основным творческим направлением его деятельности является возрождение традиционных монастырских напевов, которые широко представлены в этом Рождественском триптихе.
Три части сборника призваны передать мысль святого апостола Павла: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Первая часть "Пророков слава" посвящена временам Ветхого Завета - ожиданию пришествия в мир Спасителя. Во второй части "Нас ради родися Отроча младо - Превечный Бог" воспевается Рожденный Богомладенец Христос. И, наконец, третья часть "Единородный Сыне и Слове Божий, спаси нас" раскрывает смысл нашего отношения к Воплотившемуся Богу.
- Пророков слава
Первая часть посвящена событиям, предшествовавшим Рождеству Христову. Она состоит из песнопений Предпразднства и Навечерия.
Стихира святого Романа Сладкопевца "Ангельские предыдите силы" обращает мысленный взор слушателя к горнему миру - жилищу ангелов Божиих. Неприметное, на первый взгляд, рождение, которое должно произойти в пещере пастухов, где колыбелью Младенцу станут ясли для скота, сопровождается служением ангельских сил. Причина этого сокрыта в великой тайне воплощения Сына Божия, именуемого в стихире Словом и Мудростью ("Слово бо рождается, Мудрость происходит"). Кроме того, в Рождестве осуществятся обетования и пророчества о Спасителе, поэтому оно значимо как для всех веровавших во Христа ветхозаветных праведников, так и для верующих в Него в новозаветные времена - то есть всех составляющих Церковь Христову ("приемлет целование Церковь").
Догматик "Августу единоначальствующу на земли", написанный в IX веке инокиней Кассией, повествует об исторических обстоятельствах Рождества Христова: упразднилось многоначалие в пределах Римской империи, объединенной под властью кесаря Августа, по повелению которого проводится всеобщая перепись населения. Каждому из указанных обстоятельств гражданской истории соответствуют события истории спасения: упразднилось языческое многобожие, так как именно язычники уверовали в Иисуса Христа и "написались" под Его Именем - то есть стали христианами.
Стихира "Доме Евфрафов" обращена к городу, в котором должен родиться Спаситель - Вифлеему, древнее название которого Ефрафа. "Дом Евфрафов, град святый, пророков слава" - все эти наименования указывают на Вифлеем как место рождения Спасителя, о котором пророчествовал Михей: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).
Догматик Навечерия "Вертепе, благоукрасися" обращен непосредственно к месту и обстоятельствам Рождества Христова: вертепу, яслям, пастырям и волхвам.
Таким образом, первые четыре стихиры повествуют об обстоятельствах предстоящего события: от созерцания мира ангельского постепенно подводят к самому вертепу Рождества - месту явления в мир Воплотившегося Бога. Однако вертеп еще пуст, праведный Иосиф с Девой Марией - на пути из Назарета в Вифлеем. Тропарь Предпразднства "Написовашеся иногда со старцем Иосифом" изображает событие предшествующего Рождеству дня - прибытие Святого Семейства в Вифлеем.
В стихире Царских Часов "Днесь рождается от Девы" дается богословская оценка Рождества Христова как начала Божественного "истощения" - снисхождения Бога к миру ради спасения человека. Она подобна стихире Великой Пятницы "Днесь висит на древе", в которой отражен конечный момент Божественного самоуничижения - Крестная Смерть Спасителя. Мелодический и синтаксический параллелизм обеих стихир имеет в контексте богослужения не меньшее значение, чем фактическое содержание стихиры, повествующей о предстоящем уже в ближайшие часы Рождестве.
О том, как мир встретит Спасителя, повествуется в последующих песнопениях: волхвы узнают в Родившемся Царя Небесного и придут поклониться Ему ("Волсви персидстии царие"), а царь Ирод захочет убить Божественного Младенца ("Волною морскою"). Однако и ангелы ("Слава в вышних Богу"), и все люди доброй воли ("С нами Бог") славословят пришедшего в мир Спасителя.
Богослужение Рождественского Сочельника завершается выносом свечи, символизирующей звезду Рождества, и пением тропаря и кондака праздника.
- Нас ради родися Отроча Младо - Превечный Бог
Во вторую часть триптиха вошли песнопения Утрени Рождества Христова.
Стихи "Слава в вышних Богу", предваряющие шестопсалмие, являются ангельским славословием Рожденному Младенцу (Лк. 2,14).
Стихи 117-го псалма "Бог Господь" предшествуют пению тропаря праздника "Рождество Твое, Христе Боже наш", в котором Рождество Спасителя сравнивается с восходом солнца, дающего свет миру. Волхвы, наученные звездой Рождества, поклоняются Солнцу Правды - пришедшему в мир Спасителю Господу Иисусу Христу.
"Хвалите имя Господне" - песнопение, открывающее самую торжественную часть праздничной Утрени - полиелей, основное содержание которой заключается в прославлении празднуемого события.
Следующее затем величание поется перед иконой праздника, благодаря которой предстоящие мысленно переносятся в пещеру Рождества и воспевают Христа, "ныне плотию рождшагося". Седален "Приидите, видим вернии, где родися Христос" прямо приглашает молящихся в вертеп, где сегодня (слав, "днесь") родился Христос. Таким образом, за богослужением совершается непосредственное пред - стояние Богомладенцу: с одной стороны, богослужебное время течет как бы в далеком прошлом, а с другой - событие Рождества мыслится молящимися как современное. Так богослужение, выходя за рамки времени, приобщает к вечности.
Степенна "От юности моея" вводит в широкий аскетический контекст праздника. Цель Боговоплощения - в исцелении человека от греховных страстей, то есть от болезни души, когда все ее естественные силы "ум, чувства и воля" противоречат друг другу. В такое состояние человек пришел в результате грехопадения прародителей. Исцеление возможно только через действие Бога Троицы: "Святым Духом всяка душа живится... светлеется Тройческим единством священнотайне". Бог Отец положил в Своей воле спасти падшего человека. Бог Сын совершил на Кресте дело нашего спасения, а Бог Дух Святой усвояет каждому верующему во Христа спасительные плоды Крестной Жертвы Спасителя.
Евангельское чтение предваряет прокимен, в котором кратко передается смысл евангельского рассказа: рожденный от Девы Марии Младенец является Воплотившимся Сыном Божиим, существовавшим "прежде всех век".
Евангелие праздника (Мф. 1, 23-25) повествует о воплощении "от Духа Свята и Марии Девы", о наречении Богомладенцу имени Иисус (с евр. "Бог спасает"), о совершении пророчества Исайи, который предсказал рождение Спаса Эммануила (с евр. "с нами Бог") от Девы.
Стихира по 50-м псалме "Слава в вышних Богу" завершает догматическое созерцание этого события: "Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем".
В основе ирмосов (с гр. "сцепление, сплетение" - песнопение, связывающее разные части воедино) канона Рождества Христова лежат тексты Священного Писания: песнь Моисея после перехода через Чермное море (Исх. 15,1-19); песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2, 1-10); песнь пророка Аввакума, в которой воспевается явление на землю Бога для спасения верующих в Него (Авв. 3, 1-19); песнь пророка Исайи (Ис. 26, 9-19); песнь пророка Ионы во чреве китове (Иона 2, 3-10); песнь трех отроков в пещи вавилонской, образующая сразу два ирмоса (Дан. 3, 26-90); и песнь пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79). Автор канона преп. Косма Маюмский, раскрывая пророческий смысл библейских песней, вносит в каждый ирмос соответствующее празднуемому событию содержание.
После Первого Часа поется кондак праздника "Дева днесь", в котором рожденный Младенец именуется Пресущественным (с церк.- слав. "превосходящий всякую сущность"), Неприступным, Превечным (с церк.- слав. "существовавший прежде времени").
Завершает вторую часть триптиха отрывок из Послания святого апостола Павла к Филиппинцам "Братие, сие да мудрствуется в вас..." (Флп. 2,5-11), отвечающий на вопрос: Кто Такой Иисус Христос и что Он совершил на земле? Это песнопение, созданное выдающимся церковным композитором диаконом Сергием Трубачевым (1919-1995), специально посвящено грядущему 2000-летию Рождества Христова.
III. Единородный Сыне и Слове Божий, Спаси нас
Последняя часть триптиха повествует о молитвенном предстоянии человеческой души перед Воплотившимся Богом. Ее основная часть - Акафист Иисусу Сладчайшему.
Торжественный гимн "Единородный Сыне", написанный в VI веке св. Юстинианом Великим, исполняется за каждой Божественной Литургией. Первоначально он являлся тропарем Рождества Христова в храме Святой Софии в Константинополе.
В Акафисте Иисусу Сладчайшему отражено все дело спасения человеческого рода, совершенное Иисусом Христом. В основе его содержания лежат события новозаветной истории. Этот Акафист раскрывает смысл православной аскетики, является введением в практику Иисусовой молитвы.
Отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам "Кто ны разлучит от любве Божия..." (Рим. 8,35,38-39) наиболее ярко выражает настроение христианина, находящегося в молитвенном предстоянии Воплотившемуся Богу. Любовь Бога к человеку выразилась в крайней степени Божественного снисхождения - в принятии "зрака раба", то есть человеческого естества. По слову св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4,10,19).
Кондак Вознесения ставит точку в догматическом повествовании о деле, совершенном Иисусом Христом ради спасения людей. Господь, родившись от Девы Марии, пострадал на Кресте, воскрес и вознесся во славе к Богу Отцу вместе с воспринятой человеческой природой, тем самым восстановив разорванный грехом союз Бога и человека ("яже на земли соединив небесным"). При этом Христос таинственно продолжает пребывать в Церкви ("Аз есмь с вами, и никтоже на вы").
Две тысячи лет прошло... Сменялись эпохи, события, люди, но вечное - неизменно. Песнопения, собранные на этих дисках, надеемся, позволят слушателям соприкоснуться с теми непреходящими духовными ценностями, которые сохранило для нас богослужение Православной Церкви.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: