Андерс Леонард Цорн (Zorn) (1860-1920), шведский живописец, график и скульптор.
Цорн родился в Далекарлии – области на севере Швеции, в наибольшей степени сохранившей традиционный жизненный уклад и живописные старинные обряды. Андерс Цорн учился в художественной школе в 1875-1877 годах, а в 1877 году поступил в Королевскую Академию художеств в Стокгольме.
Первое время Цорн занимался скульптурой, а затем начал изучать живопись. С 1880 года мастер начал участвовать в официальных выставках и приобрел широкую известность как блестящий портретист.
В 1882 -1885 работал в Великобритании, в 1888-1896 - во Франции в Париже, посещал Италию, Испанию, Россию, США.
Примерно в это же время художник увлекся техникой офорта и началу 1890-х годов стал одним из ведущих европейских граверов.
В 1881 году Цорн покинул Академию и уехал в Испанию, а затем в Англию.
В этот период Цорн работает как акварелист. Поселившись в Париже (1888–1896), он обратился к масляной живописи, его живописные портреты имели огромный успех.
Перед тем как обосноваться во французской столице, Цорн много путешествовал по Европе, был в Турции, Алжире и Америке (1893), которую в течение своей жизни посетил пять раз.
В 1897 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Финляндию и Россию. В 1896 году художник переехал в Швецию, построил дом в Муре – своей родной деревушке. С этого времени особое место в его творчестве занимают сцены из жизни далекарлийских крестьян, изображение сельских праздников и танцев.
Испытав влияние импрессионизма, Цорн работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком (“Танец в Иванову ночь”, 1897; “Тост”, 1897; “Девушки в бане”, 1906, - все в Национальном музее, Стокгольм).
Индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста, мимолетного выражения лица остро схвачены в портретах Цорна (портрет С. И. Мамонтова, 1896, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), богатой игрой света и тени отличаются его многочисленные офорты (“Омнибус”, 1891; “Мадонна”, 1900).
Мягкая обобщенность пластической формы свойственна исполненным Цорном бронзовым статуэткам.
***
Для меня Цорн великолепный портретист и мастер тончайших цветовых сочетаний.
Назвал бы его шведским Валентином Серовым.
Такое же мастерство и проникновение в психологию людей и разнообразие образов.
Акварель "Река под старым каменным мостом" 1884
"Портрет Агусты Хольцер" 1879
"В трауре" 1880
"Фру Лисен Самсон, урожденная Hirsch, Аранжировка цветов у окна" 1881
"Природный ландшафт"
"Объятия" 1885
"Лаки с дамами" 1883-1885
"Воздушные замки" 1885
Любовь нимфы. 1885
"Невеста" 1886
"Хлеб наш насущный" 1886
"Гребец каика"1886, акварель
"В алжирском порту" 1887
"Испанская девушка в Севилье" 1887
"Мужчина и мальчик в Алжире" 1887
"Дайдуша" 1887
"Кафе Cantante в Мадриде" 1884
"Девушка, играющая на мандолине" 1884
Залив Кюрвикен в коммуне Лидингё. 1883
"Мари Кон" 1900
Генри Клей Пирс. 1899
Гётильда Фюрстенберг. 1898
"Понтус Фюрстенберг" 1898
"Фрэнсис Фолсом Кливленд"1898 Национальная галлерея, Вашингтон
"Хьюго Рейзингер" 1907
"Джозеф Рэндольф Кулидж" 1899
"Коклин младший" 1889
"Марта Дана",позже миссис Уильям Р.Мерсер 1899
"Д-р Джордж Говард Монкс" 1899, частная коллекция
"Мадонна" 1900
"Автопортрет" ок. 1889 Галерея Уффици - Флоренция (Италия)
"Мария Ольс" 1918
"Портрет Макса Либермана" 1891
"Месье Маури" 1891, частная коллекция
"Госпожа Вальтер Бэкон" 1891
"Нельсон Олдрич" 1913
"Портрет миссис Howe" 1900
"Оскар II"
"Портрет С. И. Мамонтова" 1896, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
"Портрет Эдит Палгрейв Эдвард в её лондонской резиденции"
"Портрет Жана Батиста Фора" 1891
"Джордж Пибоди Гарднер" 1899
"Этюд в Стокгольмском архипелаге" 1887
"Летние каникулы" (эскиз к картине "Summer Fun") 1886
"Летние развлечения" ("Summer Fun") 1886
"Женщина в черном платье" частная коллекция
"Кузины" 1882
"Mrs. Walter Rathbone Bacon" 1890
"Уильям Говард Тафт" 1911
"Густав V " 1909
"Королева София"
"Госпожа Саймонс" 1888
"Вдова"
"В лесу" 1893
"Автопортрет с моделью" 1899
"Самуэль Уинтермайер" 1901
"Reveil, бульвар Клиши" 1892
"Автопортрет в красном" 1915
"Белые лилии"
"Сестры Шварц" 1889
"Девушка за вязанием" 1901
"Кухарка" 1919
"Танцы на Ивана Купала" 1897
"Омнибус" 1893
"Женщина в красной юбке"
"Рыбак в Сент-Айв" 1988
"Рыбак в Сент-Айвз" 1891
"Курящая женщина" 1907
"Поль Верлен" 1895
"Сафо" 1917
"Понтус Фюрстенбер и его жена" 1895
"Чтение" 1893
"Джон Хэй" 1904
"Вике" 1918
"Джозеф Эрнест Ренан" 1892
"Шведская Мадонна" 1900
"Шторм" 1891
"Портрет Эммы в парижской студии" 1894
"Гинс Андерс" 1904
"Фрида Шифф, позже г-жа Феликс Варбург" 1894, х.м. Метрополитен
"Гровер Кливленд" 1899
"Миссис Эмели Крейн" 1904
"Кристина Морфи" 1884, акварель, Прадо
"Вальс " 1891
"Портрет Кристиана Де Фалбе с сенбернаром в Лутоне Hoo" 1884
"Люси Тернер Лжой" 1897
Осенью 1897 года в Петербурге открылась одна из первых крупных выставок зарубежных художников в России – выставка скандинавской живописи конца XIX века.
Это важное событие в культурной жизни столицы сопровождалось приездом на открытие экспозиции прославленного шведского живописца и графика Андерса Цорна.
Цорна в России знали задолго до посещения им Петербурга и Москвы.
Его произведения, появившиеся на международных художественных выставках Парижа, Лондона, Мюнхена и Берлина в конце 1880-х годов, сразу же привлекли в себе внимание.
В них русские мастера открыли редкое сочетание неподдельной естественности образов, созданных будто на едином дыхании, с точностью тщательно отработанного профессионального приема. В конце XIX века живопись Скандинавии находилась на подъеме.
Игорь Грабарь писал, например, о берлинской выставке 1896 года: «Северяне – шведы, норвежцы, датчане – сильнее всех.
Они выдвинулись совсем недавно и успели не только заставить заговорить о себе весь художественный мир, но и вытеснить других, занять первенствующее место».
Центром берлинской выставки бесспорно являлся Цорн. Это был один из лучших знатоков формы, сумевший соединить с ней блестящий колорит. Между Цорном и русской художественной интеллигенцией установились творческие связи.
Его парижскую мастерскую посещали организатор выставки скандинавского искусства в русской столице С. Дягилев, известный меценат С. Мамонтов, художник К. Коровин и другие.
В России Цорна ждали с нетерпением и те, кто был знаком с ним лично, и те, кто судил о нем лишь по восторженным рассказам современников, будораживших воображение молодежи.
Шумный успех его произведений на выставке, показательные сеансы в России, наглядно продемонстрировавшие виртуозное владение кистью, блеск его всемирной известности – все это привлекало к гостю всеобщее внимание.
В России его ждали яркие и интересные встречи с деятелями русской культуры. Но особенно сильное впечатление на Цорна произвело знакомство с П. Третьяковым и его знаменитым собранием живописи. Цорн особенно любил работать на публике.
Во время одного из показательных сеансов был написан портрет Саввы Мамонтова. Присутствующие художники вспоминали: «Цорн писал портрет какой-то огромной кистью, всего лишь тремя красками: черной желтой и белой». Когда Мамонтов спросил Цорна, почему он не сделал на его пиджаке ни одной пуговицы, тот гордо бросил: «Я не портной, а художник». Эффектная фраза знаменитого «мэтра» всем очень импонировала и стала довольно известной в среде художников.
Размашистое письмо Цорна оставляло на вязкой живописной поверхности мощные и длинные, словно борозды, мазки.
Он представлялся современникам чародеем, обладавшим редкой способностью в 1-2 сеанса создать сложный портрет без предварительных эскизов. Стремительное письмо Цорна привлекло внимание Б. Кустодиева, К. Сомова, Ф. Малявина, В. Серова.
Их работы 1890-1900-х годов написаны широкими мазками в характерной гамме, основанной на серых, черных и буро-коричневых тонах.
Интерес художников к мастерству А. Цорна в 90-е годы XIX века не случаен. В это время на смену остросоциальной живописи передвижников приходят произведения, в которых преобладает иной взгляд на мир. Возрастает роль живописной формы: цвета, фактуры.
В поисках нового слова в искусстве художники изучают классическое наследие, современный опыт зарубежных мастеров. Кажущаяся внешняя легкость манеры Цорна сложилась в результате кропотливой работы серьезной школы в области рисунка и живописи.
Большое значение сыграло 8-летнее пребывание в Париже. Шведский художник приехал во Францию в 1888 году, когда страсти, вызванные выступлением импрессионистов, участников Салона Отверженных, уже улеглись, и можно было трезво оценить достижения направления.
Выбрав мотив, Цорн изображал его в разнообразных техниках – сначала в офорте и акварели, а затем в масле. Работая над офортом, художник расставлял основные акценты, предельно сгущая штриховку в тени и оставляя почти нетронутой поверхность листа на участках освещения.
Это далеко не случайно. Свою деятельность после окончания Стокгольмской академии художеств Цорн начал как график.
Увлечение акварелью связано с ранним лондонским периодом творчества.
Постепенно появился интерес к искусству офорта, которым Цорн активно занимался в Англии в 1882 году по руководством шведского графика А. Хейга. У Цорна своеобразная техника письма.
Его офорты отличаются живописностью светотени. Острые росчерки штрихов, свободно покрывающие лист косыми лучами, как бы перекликаются с размашистой манерой Цорна-живописца.
Его рисунки и картины не знают единой плавной линии. Изображение возникает из множества дробящихся штрихов, которые сгущаются в темных пятнах тени и рассеиваются в тончайших тональных переходах, обнажая белое поле листа.
Оно то вспыхивает и рассыпается множеством бликов («В омнибусе»), то мерцает таинственным свечением уличного фонаря («Ночной эффект»), то растекается лавиной солнечного света, растворяющего контуры изображенных фигур («Дети»).
При ближайшем и внимательном рассмотрении произведений Цорна становится понятна цель его динамичной штриховки.
Штриховка, которой мастерски владел Цорн, соответствовала его стремлению передать изображаемый мотив в динамике.
Колкие штрихи, пересекающиеся под острыми углами в офорте «В омнибусе», словно призваны передать дребезжащий звук движущегося по мощеной дороге транспорта.
Напротив, в портрете Розитты Маури штрихи делаются разреженными – и образное звучание произведения становится иным. Кисть Цорна как бы едва касается поверхности, покрывая ее тонкой сеткой косых росчерков, сквозь которую проступает смеющееся лицо молодой девушки.
В графическом листе «Вальс» мелкие линии сливаются в динамичный вихревой поток. В офортах импрессионистический дар Цорна нашел более полное воплощение, чем в живописных произведениях.
При повторении офортных мотивов в технике масляной живописи изображение становилось уравновешеннее, и ощущение трепетной пульсации исчезало.
Графику мастера в России знали хорошо, многие его листы были приобретены петербургскими и московскими коллекционерами. Некоторые работы, и среди них офорт «Ночной эффект», были Цорном подарены К. Коровину в знак дружбы.
В ответ на это Коровин преподнес ему несколько своих пейзажей, хранящихся ныне в художественном музее Цорна в городе Мора.
Андерс Цорн "Портрет Розитты Маури" 1888
Автор: Карина Бахтадзе
Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/27022/
© Shkolazhizni.ru
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: