Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Великий шведский художник Андерс Цорн



Андерс Леонард Цорн (Zorn) (1860-1920), шведский живописец, график и скульптор.

Цорн родился в Далекарлии – области на севере Швеции, в наибольшей степени сохранившей традиционный жизненный уклад и живописные старинные обряды. Андерс Цорн учился в художественной школе в 1875-1877 годах, а в 1877 году поступил в Королевскую Академию художеств в Стокгольме.

Первое время Цорн занимался скульптурой, а затем начал изучать живопись. С 1880 года мастер начал участвовать в официальных выставках и приобрел широкую известность как блестящий портретист.
В 1882 -1885 работал в Великобритании, в 1888-1896 - во Франции в Париже, посещал Италию, Испанию, Россию, США.

Примерно в это же время художник увлекся техникой офорта и началу 1890-х годов стал одним из ведущих европейских граверов.

В 1881 году Цорн покинул Академию и уехал в Испанию, а затем в Англию.

В этот период Цорн работает как акварелист. Поселившись в Париже (1888–1896), он обратился к масляной живописи, его живописные портреты имели огромный успех.
Перед тем как обосноваться во французской столице, Цорн много путешествовал по Европе, был в Турции, Алжире и Америке (1893), которую в течение своей жизни посетил пять раз.

В 1897 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Финляндию и Россию. В 1896 году художник переехал в Швецию, построил дом в Муре – своей родной деревушке. С этого времени особое место в его творчестве занимают сцены из жизни далекарлийских крестьян, изображение сельских праздников и танцев.

Испытав влияние импрессионизма, Цорн работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком (“Танец в Иванову ночь”, 1897; “Тост”, 1897; “Девушки в бане”, 1906, - все в Национальном музее, Стокгольм).
Индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста, мимолетного выражения лица остро схвачены в портретах Цорна (портрет С. И. Мамонтова, 1896, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), богатой игрой света и тени отличаются его многочисленные офорты (“Омнибус”, 1891; “Мадонна”, 1900).

Мягкая обобщенность пластической формы свойственна исполненным Цорном бронзовым статуэткам.

***
Для меня Цорн великолепный портретист и мастер тончайших цветовых сочетаний.
Назвал бы его шведским Валентином Серовым.

Такое же мастерство и проникновение в психологию людей и разнообразие образов.
River Under Old Stone Bridge, 1884, Watercolor (564x373, 58Kb)
Акварель "Река под старым каменным мостом" 1884
Портрет Agusta Хольцер, 1879 (499x700, 73Kb)
"Портрет Агусты Хольцер" 1879
В трауре    1880 (560x700, 77Kb)
"В трауре" 1880
Фру Лисен Самсон, урожденная Hirsch, Аранжировка цветов у окна, 1881 (500x700, 75Kb)
"Фру Лисен Самсон, урожденная Hirsch, Аранжировка цветов у окна" 1881
Natural  landscape (438x700, 87Kb)
"Природный ландшафт"
Anders Zorn  1860-1920  The Embrace  1885 (700x512, 124Kb)
"Объятия" 1885
Лаки с дамами  1883-1885 (511x700, 300Kb)
"Лаки с дамами" 1883-1885
Воздушные замки     1885 (496x700, 145Kb)
"Воздушные замки" 1885
Love Nymph   1885 (419x700, 105Kb)
Любовь нимфы. 1885
Невеста  The Bride 1886 (502x700, 261Kb)
"Невеста" 1886
Хлеб наш насущный, 1886 (700x466, 135Kb)
"Хлеб наш насущный" 1886
Caique Oarsman, 1886  акварель (640x460, 123Kb)
"Гребец каика"1886, акварель
В алжирском порту 1887 (424x700, 227Kb)
"В алжирском порту" 1887
Испанская девушка в Севилье, 1887 (451x700, 235Kb)
"Испанская девушка в Севилье" 1887
Мужчина и мальчик в Алжире, 1887 (494x700, 238Kb)
"Мужчина и мальчик в Алжире" 1887
Daiduscha ,1887 (456x700, 266Kb)
"Дайдуша" 1887
Кафе Cantante в Мадриде, 1884 (541x700, 316Kb)
"Кафе Cantante в Мадриде" 1884
Anders Zorn1860-1920  Mandolinspelerskan  (Girl playing mandolin 1984 (438x700, 94Kb)
"Девушка, играющая на мандолине" 1884
Kyrkviken в Линдинге 1883 (497x700, 364Kb)

Залив Кюрвикен в коммуне Лидингё. 1883
Marie Cohn 1900  Мари Кон (551x700, 279Kb)
"Мари Кон" 1900
Henry Clay Pierce ,1899 (481x700, 103Kb)

Генри Клей Пирс. 1899
Gothilda F?rstenberg ,1898 (610x700, 82Kb)

Гётильда Фюрстенберг. 1898
Pontus F?rstenberg    1898 (564x655, 65Kb)

"Понтус Фюрстенберг" 1898
Frances Folsom Cleveland ,1899  National Portrait Gallery – Washington DC (470x700, 196Kb)

"Фрэнсис Фолсом Кливленд"1898 Национальная галлерея, Вашингтон
Hugo   Reisinger, 1907 (511x700, 271Kb)
"Хьюго Рейзингер" 1907
Joseph Randolph Coolidge ,1899 (513x700, 109Kb)
"Джозеф Рэндольф Кулидж" 1899
Coquelin Cadet ,1889 (482x700, 253Kb)
"Коклин младший" 1889
Martha Dana, later Mrs. William R. Mercer ,1899 (514x700, 84Kb)
"Марта Дана",позже миссис Уильям Р.Мерсер 1899
Dr. George Howard Monks,1899   ч.к. (516x700, 69Kb)
"Д-р Джордж Говард Монкс" 1899, частная коллекция
Madonna,1900 (564x700, 118Kb)
"Мадонна" 1900
Автопортрет  ок. 1889  Галерея Уффици - Флоренция (Италия) (574x700, 60Kb)
"Автопортрет" ок. 1889 Галерея Уффици - Флоренция (Италия)
Ols Maria  1918 (527x700, 95Kb)
"Мария Ольс" 1918
Портрет Макса Либермана     1891 (560x700, 92Kb)
"Портрет Макса Либермана" 1891
Месье Маури, 1891  ч.к. х.м. (517x700, 275Kb)
"Месье Маури" 1891, частная коллекция
Г - жа Вальтер Бэкон   1891 (567x700, 128Kb)
"Госпожа Вальтер Бэкон" 1891
Нельсон Олдрич, 1913 (521x700, 58Kb)
"Нельсон Олдрич" 1913
Портрет миссис Howe, 1900 (512x700, 50Kb)
"Портрет миссис Howe" 1900
Оскар II (375x503, 80Kb)
"Оскар II"
Портрет С. И. Мамонтова. 1896. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (435x581, 68Kb)
"Портрет С. И. Мамонтова" 1896, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Портрет Эдит Палгрейв Эдвард   в её   лондонской резиденции (468x700, 102Kb)
"Портрет Эдит Палгрейв Эдвард в её лондонской резиденции"
Портрет Жана Батиста  Фора1891 (557x700, 123Kb)
"Портрет Жана Батиста Фора" 1891
George Peabody Gardner,1899 (404x700, 74Kb)
"Джордж Пибоди Гарднер" 1899
Этюд  в  Стокгольмском архипелаге   1887 (428x700, 244Kb)
"Этюд в Стокгольмском архипелаге" 1887
Летние каникулы (эскиз к Summer Fun) 1886 (429x700, 238Kb)
"Летние каникулы" (эскиз к картине "Summer Fun") 1886
Летние развлечения
"Летние развлечения" ("Summer Fun") 1886
Женщина в черном платье   ч.к. (493x700, 185Kb)
"Женщина в черном платье" частная коллекция
Кузины, 1882 (425x700, 249Kb)
"Кузины" 1882
Mrs. Walter Rathbone Bacon ,1890 (448x700, 304Kb)
"Mrs. Walter Rathbone Bacon" 1890
Уильям Говард Тафт, 1911 (534x700, 258Kb)
"Уильям Говард Тафт" 1911
Густав V   1909 (376x700, 42Kb)
"Густав V " 1909
Королева София (380x522, 76Kb)
"Королева София"
Г - жа Саймонс     1888 (549x700, 99Kb)
"Госпожа Саймонс" 1888
Вдова (494x700, 56Kb)
"Вдова"
В лесу    1893 (440x700, 131Kb)
"В лесу" 1893
Автопортрет   с  моделью   1899 (508x700, 157Kb)
"Автопортрет с моделью" 1899
Samuel Untermyer,1901 (534x700, 275Kb)
"Самуэль Уинтермайер" 1901
Reveil, бульвар Клиши, 1892 (467x700, 118Kb)
"Reveil, бульвар Клиши" 1892
Автопортрет в красном    1915 (517x700, 248Kb)
"Автопортрет в красном" 1915
Белые лилии (481x700, 113Kb)
"Белые лилии"
Сестры Шварц 1889 (469x700, 151Kb)
"Сестры Шварц" 1889
Девушка  за  вязанием    1901 (470x594, 125Kb)
"Девушка за вязанием" 1901
Кухарка  1919 (420x700, 34Kb)
"Кухарка" 1919
Midsummer Dance  На  Ивана Купала , 1897 (513x700, 58Kb)
"Танцы на Ивана Купала" 1897
Омнибус      1893 (457x700, 99Kb)
"Омнибус" 1893
3 (523x700, 141Kb)
"Женщина в красной юбке"
Рыбак  1888 (455x700, 79Kb)
"Рыбак в Сент-Айв" 1988
Рыбак  в Сент-Айвз, 1891 (464x700, 304Kb)
"Рыбак в Сент-Айвз" 1891
9 (541x700, 65Kb)
Курящая   женщина   1907 (454x599, 146Kb)
"Курящая женщина" 1907
Поль Верлен    1895 (463x700, 169Kb)
"Поль Верлен" 1895
Цорн и его жена, 1890   Бостон,  музей  Изабеллы Стюарт Гарднер (486x700, 152Kb)
"Сафо" 1917
Pontus Furstenberg and His Wife ,1895 (471x700, 259Kb)
"Понтус Фюрстенбер и его жена" 1895
Чтение, 1893 (466x700, 150Kb)
"Чтение" 1893
John Hay   Джон Хэй, 1904 (536x700, 226Kb)
"Джон Хэй" 1904
Vicke   1918 (700x486, 162Kb)
"Вике" 1918
Джозеф Эрнест Ренан   1892 (700x504, 158Kb)
"Джозеф Эрнест Ренан" 1892
Шведская Мадонна    1900 (549x700, 164Kb)
"Шведская Мадонна" 1900
Шторм 1891 (468x700, 296Kb)
"Шторм" 1891
Портрет Эммы в парижской студии  1894 (479x700, 38Kb)
"Портрет Эммы в парижской студии" 1894
Hins Anders  1904 (553x700, 91Kb)
"Гинс Андерс" 1904
Фрида Шифф, позже г-жа Феликс Варбург, 1894, х.м. Метрополитен (520x700, 114Kb)
"Фрида Шифф, позже г-жа Феликс Варбург" 1894, х.м. Метрополитен
Grover Cleveland ,1899 (500x700, 268Kb)
"Гровер Кливленд" 1899
Mrs  Emily  Crane   1904 (700x700, 76Kb)
"Миссис Эмели Крейн" 1904
Кристина Морфи, 1884, акварель, Прадо (464x700, 297Kb)
"Кристина Морфи" 1884, акварель, Прадо
Вальс,   1891 (475x700, 263Kb)
"Вальс " 1891
Портрет Кристиана Де  Фалбе  с  сенбернаром в Лутоне Hoo  1884 (507x700, 142Kb)
"Портрет Кристиана Де Фалбе с сенбернаром в Лутоне Hoo" 1884
Lucy Turner Joy ,1897 (700x554, 75Kb)
"Люси Тернер Лжой" 1897

Осенью 1897 года в Петербурге открылась одна из первых крупных выставок зарубежных художников в России – выставка скандинавской живописи конца XIX века.

Это важное событие в культурной жизни столицы сопровождалось приездом на открытие экспозиции прославленного шведского живописца и графика Андерса Цорна.
Цорна в России знали задолго до посещения им Петербурга и Москвы.

Его произведения, появившиеся на международных художественных выставках Парижа, Лондона, Мюнхена и Берлина в конце 1880-х годов, сразу же привлекли в себе внимание.

В них русские мастера открыли редкое сочетание неподдельной естественности образов, созданных будто на едином дыхании, с точностью тщательно отработанного профессионального приема. В конце XIX века живопись Скандинавии находилась на подъеме.

Игорь Грабарь писал, например, о берлинской выставке 1896 года: «Северяне – шведы, норвежцы, датчане – сильнее всех.

Они выдвинулись совсем недавно и успели не только заставить заговорить о себе весь художественный мир, но и вытеснить других, занять первенствующее место».

Центром берлинской выставки бесспорно являлся Цорн. Это был один из лучших знатоков формы, сумевший соединить с ней блестящий колорит. Между Цорном и русской художественной интеллигенцией установились творческие связи.

Его парижскую мастерскую посещали организатор выставки скандинавского искусства в русской столице С. Дягилев, известный меценат С. Мамонтов, художник К. Коровин и другие.

В России Цорна ждали с нетерпением и те, кто был знаком с ним лично, и те, кто судил о нем лишь по восторженным рассказам современников, будораживших воображение молодежи.

Шумный успех его произведений на выставке, показательные сеансы в России, наглядно продемонстрировавшие виртуозное владение кистью, блеск его всемирной известности – все это привлекало к гостю всеобщее внимание.

В России его ждали яркие и интересные встречи с деятелями русской культуры. Но особенно сильное впечатление на Цорна произвело знакомство с П. Третьяковым и его знаменитым собранием живописи. Цорн особенно любил работать на публике.

Во время одного из показательных сеансов был написан портрет Саввы Мамонтова. Присутствующие художники вспоминали: «Цорн писал портрет какой-то огромной кистью, всего лишь тремя красками: черной желтой и белой». Когда Мамонтов спросил Цорна, почему он не сделал на его пиджаке ни одной пуговицы, тот гордо бросил: «Я не портной, а художник». Эффектная фраза знаменитого «мэтра» всем очень импонировала и стала довольно известной в среде художников.

Размашистое письмо Цорна оставляло на вязкой живописной поверхности мощные и длинные, словно борозды, мазки.

Портрет Элизабет Шерман Камерон, 1900 (540x700, 69Kb)

Он представлялся современникам чародеем, обладавшим редкой способностью в 1-2 сеанса создать сложный портрет без предварительных эскизов. Стремительное письмо Цорна привлекло внимание Б. Кустодиева, К. Сомова, Ф. Малявина, В. Серова.

Их работы 1890-1900-х годов написаны широкими мазками в характерной гамме, основанной на серых, черных и буро-коричневых тонах.

Интерес художников к мастерству А. Цорна в 90-е годы XIX века не случаен. В это время на смену остросоциальной живописи передвижников приходят произведения, в которых преобладает иной взгляд на мир. Возрастает роль живописной формы: цвета, фактуры.

В поисках нового слова в искусстве художники изучают классическое наследие, современный опыт зарубежных мастеров. Кажущаяся внешняя легкость манеры Цорна сложилась в результате кропотливой работы серьезной школы в области рисунка и живописи.

Большое значение сыграло 8-летнее пребывание в Париже. Шведский художник приехал во Францию в 1888 году, когда страсти, вызванные выступлением импрессионистов, участников Салона Отверженных, уже улеглись, и можно было трезво оценить достижения направления.

Выбрав мотив, Цорн изображал его в разнообразных техниках – сначала в офорте и акварели, а затем в масле. Работая над офортом, художник расставлял основные акценты, предельно сгущая штриховку в тени и оставляя почти нетронутой поверхность листа на участках освещения.

Это далеко не случайно. Свою деятельность после окончания Стокгольмской академии художеств Цорн начал как график.

Увлечение акварелью связано с ранним лондонским периодом творчества.
Постепенно появился интерес к искусству офорта, которым Цорн активно занимался в Англии в 1882 году по руководством шведского графика А. Хейга. У Цорна своеобразная техника письма.

Его офорты отличаются живописностью светотени. Острые росчерки штрихов, свободно покрывающие лист косыми лучами, как бы перекликаются с размашистой манерой Цорна-живописца.

Его рисунки и картины не знают единой плавной линии. Изображение возникает из множества дробящихся штрихов, которые сгущаются в темных пятнах тени и рассеиваются в тончайших тональных переходах, обнажая белое поле листа.

Оно то вспыхивает и рассыпается множеством бликов («В омнибусе»), то мерцает таинственным свечением уличного фонаря («Ночной эффект»), то растекается лавиной солнечного света, растворяющего контуры изображенных фигур («Дети»).

При ближайшем и внимательном рассмотрении произведений Цорна становится понятна цель его динамичной штриховки.

Штриховка, которой мастерски владел Цорн, соответствовала его стремлению передать изображаемый мотив в динамике.

Колкие штрихи, пересекающиеся под острыми углами в офорте «В омнибусе», словно призваны передать дребезжащий звук движущегося по мощеной дороге транспорта.

Напротив, в портрете Розитты Маури штрихи делаются разреженными – и образное звучание произведения становится иным. Кисть Цорна как бы едва касается поверхности, покрывая ее тонкой сеткой косых росчерков, сквозь которую проступает смеющееся лицо молодой девушки.

В графическом листе «Вальс» мелкие линии сливаются в динамичный вихревой поток. В офортах импрессионистический дар Цорна нашел более полное воплощение, чем в живописных произведениях.

При повторении офортных мотивов в технике масляной живописи изображение становилось уравновешеннее, и ощущение трепетной пульсации исчезало.

Графику мастера в России знали хорошо, многие его листы были приобретены петербургскими и московскими коллекционерами. Некоторые работы, и среди них офорт «Ночной эффект», были Цорном подарены К. Коровину в знак дружбы.

В ответ на это Коровин преподнес ему несколько своих пейзажей, хранящихся ныне в художественном музее Цорна в городе Мора.



Андерс Цорн "Портрет Розитты Маури" 1888

Автор: Карина Бахтадзе

Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/27022/
© Shkolazhizni.ru

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+4

Администратор 19.11.2017 , обновлено  20.11.2017
Пожаловаться Просмотров: 3857  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены