В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Поэт и художник Уильям Блейк стоит особняком в истории английского искусства.
Он был гениальным самоучкой — великим фантазером и философом.
Предвещая искусство конца XIX—XX веков, свою главную задачу художник видел в раскрепощении воображения.
В истории искусства областью его пристального внимания было Средневековье, из которого он заимствует многие принципы и иконографические мотивы.
В то же время Блейк обращался и к наследию античности.
У Блейка мир поэзии и изобразительного искусства взаимопроникают друг в друга, так что их невозможно разделить.
В его графике нельзя точно определить, где заканчивается текст и начинается иллюстрация.
Более того, нельзя с уверенностью сказать, что изображение иллюстрирует текст, а не наоборот, это их абсолютный синтез.
Универсальный мастер, Блейк сам гравировал и раскрашивал иллюстрации к собственным сочинениям, изданием которых занимался собственноручно.
Блейк родился в 1757 году в Лондоне в семье бедного торговца галантерейными товарами. В раннем детстве он начал писать стихи и рисовать, а в четырнадцать лет уже работал в граверной мастерской.
В 1779 Блейк приступил к самостоятельному творчеству, пытаясь выставляться в Королевской академии искусств. Через десять лет он выпустил сборник стихов «Песни неведения», целиком состоявший из листов, гравированных автором.
У Блейка не было средств для типографского издания своих стихов, и мастер обратился к средневековому способу печати: вырезал на металлической пластине одновременно стихотворный текст и иллюстрацию. Блейк изобрел новую технику — выпуклую гравюру на меди, при которой краска наносилась не в процарапанные углубления, а на выпуклые участки. Благодаря своему изобретению художник добился пластичной, упругой и изысканной линии рисунка, созвучной музыкальному ритму его стихов.
Река времени
Через пять лет Блейк выпустил сборник стихов «Песни познания» (1794), в котором он описывает неприглядный мир трущоб, тяжелую жизнь фабричных рабочих и их детей. Иллюстрации к стихам представляют собой резкие, контрастные изображения, в которых нет воздуха и пространства, а мир замкнут и темен. Таков маленький трубочист из одноименного стихотворения, несчастный заложник огромного, безжалостного города.
Блейк чутко реагировал на социальную несправедливость. Он считал, что технический прогресс только ухудшит положение рабочих, и боролся против распространения машин на фабриках.
Блейк никогда не работал маслом, несмотря на популярность этой техники в XIX века, предпочитая темперу и акварель. Тематика творчества художника чрезвычайно разнообразна.
"Тот, кто целует радость, пока она летит, живёт на восходе вечности"
Уильям Блейк
«Суд Париса», 1811
Многие картины Блейка носят аллегорический характер
В конце жизни Уильям Блейк получил от своего друга художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к библейской Книге Иова, а также к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Каждый абзац библейского текста о страдальце и праведнике Иове Блейк превратил в самостоятельную графическую композицию
Иллюстрация к сочинению Уильяма Шекспира «Жалость». Около 1795
Уильям Блейк «Великий архитектор», 1794
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями».
Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога.
Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.
Иллюстрация к сочинению Джона Мильтона «Христос, принимающий на себя роль Спасителя», 1808
В своих произведениях Уильям Блейк запечатлел персонажей древнегреческой, а также своей собственной мифологии
«Суд Париса», 1811
Многие картины Блейка носят аллегорический характер
В конце жизни Уильям Блейк получил от своего друга художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к библейской Книге Иова, а также к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Каждый абзац библейского текста о страдальце и праведнике Иове Блейк превратил в самостоятельную графическую композицию
«Когда запели звезды», 1820
…при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости
Архангел Рафаил с Адамом и Евой. 1808 -
«Иов и его дочери». 1823 - 26
Для оформления «Божественной комедии» в 1824 - 27 годах Блейк сделал более ста рисунков и несколько пробных гравюр
«Беатриче на колеснице»
«Данте и Вергилий у врат ада»
" Солнце в гневе "1816 - 1820 Иллюстрации к поэмам Джона Мильтона "Веселый" и "Задумчивый"
Солнце в Восточных Вратах 1816 -1820 Иллюстрации к поэмам Джона Мильтона "Веселый" и "Задумчивый"
Любовный вихрь. Франческа да Римини и Паоло Малатеста, 1824 - 1827...
Геката 1795 . Ночь радости Энитармон
Этот удивительно яркий, талантливый человек не нажил богатства —
Блейка похоронили за общественный счет в общей могиле.
Открытие его творчества произошло в середине XIX века, а в XX столетии к нему пришло всеобщее признание.
В Вестминстерском аббатстве в Лондоне — усыпальнице английских королей, государственных деятелей и разного рода знаменитостей — рядом с памятниками великим поэтам Англии был установлен бюст Уильяма Блейка.
Стиль Блейка для европейского искусства XIX века уникален.
Он сочетает архаичные черты, свидетельствующие об отсутствии у художника специального образования, с творческой фантазией, композиционной изобретательностью и стремлением к обобщенным символическим образам.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: