Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1603 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Божественная Литургия, или Почему мир еще жив. Часть 1-я

 

Содержание:

  • От времен апостольских
  • Небо схо
  • Евхаристия — главное Таинство
  • дит на землю
  • Современные святые
  • «Прииди и виждь»

Есть в Церкви вещи, перед которыми умолкают уста, ум пытается объяснить, но не находит нужной зацепки, вещи, которые легче показать, чем объяснить. Так можно сказать и о Литургии — главной службе Церкви. Но мы все же попробуем подобрать нужные слова и рассказать о том, почему ходить на это богослужение так важно, а жить без него никак нельзя.

 



Евхаристия — главное Таинство

Каждый день хотя бы в одном православном храме совершается это Таинство, а значит, служится и Божественная Литургия. Таинство называется Евхаристией, что в переводе означает «благодарение». А благодарить действительно есть за что. Мы благодарим Бога, в том числе и за саму Евхаристию, без которой мир бы уже давно погиб. И это не шутка.

Николай Гоголь, пораженный некогда глубиной и значением данного богослужения, говорил, что если люди до сих пор не поедают друг друга поедом, то тайная сему причина — служение Божественной Литургии. Что же такое важное происходит на ней, от чего зависит судьба человечества и чему завидуют даже ангелы?

На Божественной Литургии Сам Господь дает Свои Тело и Кровь для вкушения, и тем самым делает причастниками Своего Божества. Однажды принесенная на Голгофе жертва Христа вспоминается в церкви каждый день, но повторять ее больше нет смысла — этой жертвы было достаточно, чтобы искупить весь мир и победить грех.

Зачем же нужно изо дня в день совершать это Таинство, приносить бескровную жертву, если «жало смерти» — грех — было притуплено подвигом Спасителя? Потому что, хоть грех побежден, но пока мы живем в этом мире, который «во зле лежит», полностью изжить страсти и пороки невозможно. Однако свести проявление греховной природы человека до минимума в каждой отдельной личности можно.

Силы и непобедимое оружие для этого как раз и дает нам Таинство Евхаристии. Внешний «механизм» действий, происходящих на нем, можно объяснить очень просто: через чтение определенных молитв вино и кровь пресуществляются (претворяются) в Тело и Кровь Иисуса Христа, внешне при этом сохраняя свой прежний вид. Именно Их и причащаются верующие из Святой Чаши.

 

Однако постигнуть и объяснить всю суть и глубину происходящего невозможно, как невозможно объяснить чудо. Равно как и переоценить значение этой Небесной трапезы. Вот почему Евхаристия в церкви именуется Таинством Таинств.

Все остальные Таинства так или иначе формируются вокруг нее, имеют причастие или своим началом, или завершением. И вот почему Божественная Литургия, которая является своеобразным красивым церковным обрамлением Евхаристии, имеет такое огромное значение

 

 

От времен апостольских

Если говорить о самом причастии, то совершение его было установлено Самим Господом на Тайной Вечере. Тогда Он прообразовательно дал хлеб и чашу с вином Своим ученикам, предложил для вкушения трапезы и заповедал им всегда «сие творить в Мое воспоминание». Именно к этой вечерней трапезе в Сионской горнице накануне Голгофской жертвы Сына Божия мы возвращаемся каждый раз во время Литургии.

После дня Святой Пятидесятницы апостолы стали собираться четыре раза в неделю по вечерам, и после обычной трапезы, произвольным (импровизированным) образом благословляя хлеб и вино, совершали Евхаристию. Тогда она называлась «преломлением хлеба» (или еще — Пасхой) и предварялась чтением Евангелия и Деяний апостольских. Конечно, ни о какой Божественной Литургии в нашем современном представлении речи еще быть не могло.

Источник конца I века «Дидахе, или Учение двенадцати апостолов» говорит о собрании верных в день Господень, то есть воскресенье, для преломления хлеба, и приводит слова Спасителя:

«На всяком месте и во всякое время приносите Мне жертву чистую, ибо Я Царь велик, и Имя Мое хвально среди народов»

 

В «Дидахе» также содержитя краткая формула молитвы для Евхаристии, которая сегодня у нас не употребляется. Известно, что первый дошедший до нас порядок совершения данной службы был составлен апостолом Иаковом, братом Господним. Он отличался продолжительностью и не был общепринятым.

Несколько столетий Божественная Литургия совершалась по тому чину, который благословлял правящий епископ округа. В IV веке святой Василий Великий после шестидневного периода поста и молитвы составил новый чин Литургии, который и сегодня совершается в нашей Церкви десять раз в году.

Конечно, она была уже намного короче службы апостола Иакова. Однако к этому времени вера христиан была уже не столь горячей, они не могли так долго пребывать в молитве, и это последование пришлось сократить. Традиционно новый чин богослужения, который является переработанным и сокращенным вариантом службы Василия Великого, приписывают святителя Иоанну Златоусту.

Впрочем, вполне возможно, что он только привез уже составленный чин из Сирии и ввел его в общецерковное употребление. Тем не менее именно Литургия Иоанна Златоуста сегодня чаще всего совершается в нашей Церкви.

 

Зачем же понадобилось составлять определенный фиксированный порядок службы, ведь раньше обходились и без него?

Для того, чтобы в богослужение не проникло ничего постороннего и ненужного. К тому же, мы помним из истории, что на этот период пришлось огромное число разнообразных ересей. Чтобы предотвратить их проникновение в церковь и оградить от них Таинство Евхаристии, Шестой Вселенский Собор утвердил оба чина службы: Василия Великого и Иоанна Златоуста.

 

 

Небо сходит на землю

Хотя порядок (чин) совершения центрального богослужения менялся в истории, но присутствуя на такой службе, мы всегда находимся на одном и том же событии — Тайной Вечере Господа нашего Иисуса Христа. И происходит это уже в течение более двух тысяч лет. Не прав или не точен тот, кто говорит, что Евхаристия — это только повторение или воспоминание.

Нет, мы каждый раз находимся на той самой Тайной Вечере, а храм является Сионской горницей. Дело в том, что Божественная Литургия происходит вне времени, в вечности. Более того, она совершается одновременно и на Небе, и на земле. Событие это одновременно и самое торжественное, и страшное.

Страшное именно из-за своей огромной непостижимой важности. Вот почему ангелы, присутствующие на ней, в страхе и трепете закрывают крыльями свои глаза, как это было открыто некоторым святым. Богочеловек Иисус Христос соединил в Своем естестве два мира, две природы — Божественную и человеческую.

В Таинстве Причастия мы так же таинственно соединяемся с непостижимым Божеством Христа и одновременно друг с другом. И в то же время Церковь земная соединятся с Церковью Небесной через то же Таинство Евхаристии, поминовение живых и умерших, принесения за них бескровной жертвы.

Люди, хоть раз в жизни сознательно приобщившись Святых Даров, знают, что это не самовнушение и не «подделка». История Церкви свидетельствует о многих случаях, когда вино и хлеб принимали вид настоящих Тела и Крови для вразумления усомнившихся. Самый известный из них — так называемое «Ланчанское чудо», сохранившееся до сих пор.

Однако для верующих людей этого подтверждения вовсе не нужно. Они знают на собственном опыте, что причастие само по себе — самое большое чудо, которое только может быть на земле. И никакие политические, социальные или экономические рычаги не могут так влиять на мир, как эта Святая Жертва, которая по завету Христа будет совершаться до самого последнего дня.

 

Современные святые

Однозначно можно сказать, что невозможно любить Бога и не любить Божественную Литургию. Все святые говорили о ней в самых восторженных тонах. Мы приведем высказывания только некоторых из них, более близких к нам по времени, чтобы подчеркнуть непреходящий характер этого богослужения.

Наверное, одним из самых больших почитателей центрального богослужения Церкви можно назвать праведного Иоанна Кронштадтского, совершавшего его каждый день. Он говорил, что Литургия — это «все на свете», и приводил правило святых отцов, по которому человек, пропустивший главную церковную службу три воскресенья подряд, должен лишаться христианского погребения.

День, который прошел без главной службы и Таинства Евхаристии, он называл потерянным. Отец Иоанн считал ее средоточием (квинтэссенцией, как бы мы сегодня назвали) всего, что есть в Церкви:

Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа, повторение Его Голгофской Жертвы, всегдашнее заклание, смерть Его за грехи мира, воспоминание Его Воскресения и вознесения на небо

Прослушав Божественную Литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья, — призывал святой батюшка.

Другим великим ценителем Божественной Литургии был епископ Серафим (Звездинский), также прославленный в лике святых. Он называл ее «Сердцем нашей Церкви», «Хлебом Небесным»:

Литургия — это бриллиант, дивный подарок Христа. Литургия — это река укрепляющая, освежающая, истекшая из ребра распятого Иисуса. Литургия — это мост золотой, по которому только и можно прийти к вечной жизни

Грузинский старец, преподобный Гавриил (Ургебадзе), просиявший в лике святых совсем недавно, отзывался о Богослужении не менее благоговейно:

Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо

 

«Прииди и виждь»

Можно много еще говорить и писать о главном богослужении. Но понять его можно, только придя в церковь и увидев.
Как сказал апостол Филипп своему другу Нафанаилу, усомнившемуся, что Христос может быть долгожданным Мессией: Прииди и виждь. И это было лучшее доказательство из возможных — увидеть Господа воочию. То же самое мы можем сказать и о центральной службе Церкви.

 

Все на Божественной Литургии глубоко и непостижимо. Господь Сам приносит Себя за наши грехи в жертву, и Сам совершает Таинство руками священников, Он — и Приносящий, и Приносимый, и жертва, и архиерей. Наше дело — только насладиться «пиром Божиим» и принять. К сожалению, не всегда и на это мы бываем способны.

Очень часто мы сами отворачиваемся от любви Божией, не ведая того, что творим. В завершение хотелось бы привести слова блаженного Августина:

Твоя премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной Литургии

О богослужении с подробным пояснением всех его частей смотрите фильм:

 

 

Марина Чижова

источник

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

19337_21497861_WE0ZjktYT.jpg 19337_21497861_0ZDdjLTk4.jpg 19337_21497861_DY4Ny00N2.jpg 19337_21497861_jEwYTEtY2.jpg 19337_21497861_JmMGM5NDQ.jpg 19337_21497861_mYyYi00Mz.jpg 19337_21497861_tYjMxMGM0.jpg 19337_21497861_ZGE3ZjNhY.jpg 19337_21497861_Y3My00NGY.jpg 19337_21497861_WZiMjZkOG.jpg

Это интересно
+3

Администратор 06.06.2016 , обновлено  30.07.2022
Пожаловаться Просмотров: 5897  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены