Великий Понедельник
Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного,
из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя.
Стихи на Иосифа прекрасного:
Иосиф целомудренный стал справедливым
правителем и хлеба раздаятелем. О, стог добродетелей!
Иосиф был любимым сыном патриарха Иакова. Из зависти братья вначале бросили Иосифа в глубокий ров, а отцу сказали, что его разорвал дикий зверь. Затем братья продали Иосифа в рабство за 20 сребреников. Со временем, благодаря своей чистоте и мудрости, Иосиф был поставлен начальником над всей землей Египта и помог своим братьям в трудное для них время.
Иосиф прекрасный явился прообразом Господа нашего Иисуса Христа, потому что и Христос подвергался зависти со стороны единоплеменных иудеев, был продан учеником за тридцать сребреников, заключен в мрачный и темный ров — во гроб и, своей властью вырвавшись оттуда, ныне царствует над Египтом, т. е. над всяким грехом, совершенно его побеждая, владеет всем миром, человеколюбиво искупает нас таинственным раздаянием хлеба, как Сам Себя предавший за нас и питающий нас Небесным Хлебом — Своей Животворящей Плотию.
Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
На другой день после Своего торжественного входа во Иерусалим Иисус Христос со Своими учениками возвращался из Вифании в святой град. На пути Он взалкал, и потому, увидев смоковницу, стоявшую недалеко от дороги подошел к ней и, не нашедши на ней ничего, кроме листьев, сказал:
"Да не будет же впредь от тебя плода вовек!" — И смоковница та тотчас засохла (Мф. 21: 19)
Стихи на высохшую смоковницу:
Еврейское собрание прообразуя,
Христос Своим проклятьем иссушает
Смоковницу, лишенную плодов духовных,
Да избежим же мы ее беды!
Смоковница (инжир), к которой подошел Иисус Христос, была покрыта листьями, а поскольку листья появляются на этом дереве уже после плодов, то логично было искать на ней плоды. Таким образом, смоковница производила обманчивое впечатление: красивая с виду, она была бесплодна и не моглу утолить голод.
Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным
Христу Израилем.
Господь постоянно «удобрял», «окапывал» и «возделывал» окаменевшие сердца Своего народа – не принесут ли плод? (ср. Лк. 13: 6-9). Только израильтяне среди всех народов древнего мира имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию. В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его.
Конечно, рассказ о проклятии бесплотной смоковницы относится напрямую не только к древним иудеям, но и к современным христианам. Ведь и в наше время Господь ищет в нас духовных плодов, а находит зачастую лишь листья формализма и фарисейства. В святые дни Страстной седмицы Господь особенно ждет от нас плодов добрых дел и покаяния.
Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII
Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа –
Жениха Церкви тихим и кротким тропарем: " Се Жених грядет в полунощи"
Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах,
напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию.
Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения.
Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице.
В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миро используют для помазания в Таинстве Миропомазания и для освящения новых престолов в храмах.
источник - сайт Школа радости
Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы
- Валаамский хор-Се Жених грядет в полунощи.mp3
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: