Чжун Куй – повелитель демонов
В старину почти в каждом китайском доме на стене висело изображение повелителя демонов Чжун Куя. Считалось, что этот персонаж национальной мифологии убережет дом от несчастий и обеспечит долгие годы жизни его обитателям.
Обычно Чжун Куй представал в образе свирепого воина с головой леопарда. На народных лубках облаченный в красную мантию и тяжелые сапоги Чжун Куй изображался с палицей в руках, которой он грозил бесу, пристроившемуся у его ног.
Но откуда возник образ Чжун Куя? Классическая китайская литература знает как минимум два ответа на этот вопрос.
Сон императора
В одном из произведений выдающегося китайского ученого-универсалиста сунского периода Шэнь Ко (1031-1095) рассказывается история из жизни императора династии Тан Сюань-цзуна (годы правления 712-756).
Однажды Сюань-цзун возвращался с осмотра войск вблизи Сианя. На пути императора сразила малярия. Больше месяца он не вставал с постели несмотря на все усилия придворных лекарей и знахарей.
В одну из ночей, когда императора бросало то в жар, то в холод, ему привиделся странный сон о двух демонах. Маленький бес, одетый в красную мантию и босой на одну ногу, схватил мешочек с благовониями любимой наложницы Ян и императорскую флейту из белого нефрита. Воришка принялся убегать что есть мочи.
Но тут появился большой демон, облаченный в синюю мантию, повязанную вокруг талии шелковой лентой, и с нахлобученной на голове фетровой шляпой. Засучив рукава, он догнал маленького демона, схватил его, выдавил ему глаза и проглотил живьем.
Тогда Сюань-цзун попросил демона представиться. Тот не мог отказать императору. «Я Чжун Куй из Чжуннаня. Я покончил с собой, после того как провалил военный экзамен. С тех пор я поклялся, что буду истреблять любых демонов, угрожающих Вам, мой император».
Пробудившись ото сна, Сюань-цзун с удивлением обнаружил, что от его тяжелой болезни не осталось и следа. Тогда он вызвал к себе придворного художника У Даоцзы, в подробностях рассказал свой сон и заказал портрет Чжун Куя, который позже повесил на двери своей спальни.
Император также издал особый указ о том, что все жители Поднебесной в канун Нового года должны украшать свои дома изображением повелителя демонов Чжун Куя, чтобы «изгнать злых духов и очистить атмосферу».
Бедный студент
В своем труде «Универсальная радость» Чжан Дафу, живший в эпоху Цин, поведал любопытнейшую историю. Во времена династии Тан в городе Чжуннане жил мужчина по имени Чжун Куй. Он был родом из очень бедной семьи, однако проявлял большой интерес к наукам и был прилежным студентом.
Воспользовавшись финансовой помощью добрых соседей, Чжун Куй отправился в Пекин, чтобы сдать общенациональный экзамен на право занять государственную должность (такой экзамен проводился в Китае раз в три года). Чжун блестяще прошел все испытания.
Однако счастье Чжун Куя длилось недолго. Император Дэцзун пришел в ярость, увидев при личной встрече с Чжун Куем, что тот обладал откровенно уродливой внешностью, и приказал аннулировать результаты имперского экзамена.
Вскоре Чжун Куй умер от тоски и печали. Очутившись в аду, Чжун излил все свои обиды Царю ада. Тот был тронут откровенностью Чжуна и обратился к Небесному нефритовому императору. Он, в свою очередь, назначил Чжун Куя генералом-укротителем демонов. С тех самых пор Чжун Куй стал божеством, повелевающим бесами.
Эволюция героя
Не только образ, но и имя Чжун Куя со временем претерпело немало изменений. Его история уходит корнями к Периоду шести династий (220—589). Позже родители стали давать новорожденным детям имена, созвучные с именем этого божества. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен от злых духов и проживет долгую жизнь.
К началу эпохи Тан Чжун Кай превратился из божества, оберегающего от злых сил, в божество, усмиряющее и истребляющее демонов. В Китае есть несколько вариантов написания имени Чжун Куя, но все они являются омофонами к китайскому слову «чжуй», то есть «палица, посох». Дело в том, что изначально образ Чжун Куя ассоциировался с палицей из персикового дерева, отгоняющей нечисть.
Со временем Чжун Куй стал одним из самых любимых в Китае божеств. Это связано не только с тем, что к нему с почтением относились китайские правители, но и с тем, что этот герой, что называется, «пошел в народ» благодаря многочисленным отсылкам к его образу в литературе и живописи.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: