Есть ли Судьба, возможно ли изменить Судьбу, все ли предопределено – или человек сам строитель своей жизни, и лишь от него зависит, насколько счастлив и удачлив он будет? На такие вопросы люди пытаются ответить с незапамятных времен, но и по сей день ни философы, ни религиозные деятели, ни ученые не пришли к единому мнению.
Античная трагедия
В большей части культур древнего мира человек представляется только статистом, абсолютно бессильным перед властью судьбы. Так, древние египтяне верили, что судьба всех смертных предопределена с самого рождения, и годы жизни отмеряны заранее. Однако, боги могли вносить некоторые коррективы – как положительные, так и отрицательные, потому жители Древнего Египта всячески старались заслужить их благосклонность, понимая при этом, что кардинально изменить предначертанное (к примеру, продлить жизнь) все равно не получится.
Древние греки полагали, что судьбой «заведуют» три сестры – мойры. Лахесис – «дающая жребий», Клото – «прядущая» и Антропос – «неотвратимая». Лахесис еще до рождения человека определяет жребий – основное направление и события его судьбы. Клото прядет нить жизни, а Антропос ее обрывает. Некоторые считали, что даже Юпитер не может диктовать мойрам свою волю: они властны и над ним. Так на что же можно было рассчитывать простым смертным – оставалось лишь смириться и стойко сносить все испытания, достойно играя отведенную роль. Выходит, что самые главные гедонисты древности (ведь именно такими представляются нам эллины), в сущности, были фаталисты, люди с трагическим мироощущением – о чем, собственно, написаны все классические трагедии.
Похожая картина наблюдалась у древних скандинавов и германцев. У подножия Мирового Древа Судьбы сидели три норны: вырезающие на дощечках рунические тексты, в которых определялась продолжительность жизни каждого человека, испытания, уготованные ему судьбой, и характер смерти.
У римлян в мифологии так-же имелись такие сестрицы – парки. В начале всего две: Нона и Децима. Их называли богинями рождения, а имена были даны в соответствии с девятым и десятым месяцем после зачатия. Но позднее, наверно, под влиянием греков, к ним присоединилась третья сестра – Морта: богиня смерти. Нона, как и ее греческая коллега Клото, плела нить судьбы, Децима, подобно Лахесис, определяла жребий, наматывая нить на веретено, а Морта, как и Антропос, перерезала нить точно в назначеный срок, указанный жребием. Но римляне, несмотря на влияние греков, не отличались тотальным фатализмом. «Своей судьбою люди правят, не звезды, милый Брут» – эти слова были сказаны Юлием Цезарем, персонажем одноименной трагедии Шекспира. Однако что-то в этом роде мог произнести и реальный Цезарь: такого мнения придерживались и многие просвещенные современники императора. Еще за полтора столетия до эпохи Цезаря римский поэт Тит Макций Плавт говорил: «Мудрец сам творит свою судьбу». Даже простые римские граждане постоянно обращались с просьбами к богам с надеждой изменить собственную жизнь, умилостивить Фортуну.
РАБ или Господин. Читайте продолжение От Судьбы не уйдешь на эзотеричесом портале Алтарь Инитаксы
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы:
dan@n*****.com , 28.04.2012