Среди людей не только моего поколения, но и, как мне кажется, и среди нынешней молодежи советские комедии остаются популярными. У этих фильмов появилась новая - мировоззренческая! - роль: они приоткрывают окно в ушедший мир, в другую цивилизацию, основанную на других ценностях.
И мир этот оказывается привлекательным!
Хотя современная пропаганда вот уже тридцать лет пытается его очернить и внушить, что ничего ужаснее Советского Союза не было…
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/LuiH7Ub-DBU
* * *
«Операция Ы» - один из фильмов, оказавших столь мощное воздействие на русскую культуру, что место ему не только в моём перечне, но и в пантеоне величайших шедевров кинематографа.
Да-да, ничуть не менее значительное, чем фильмы Бондарчука, Тарковского, Кончаловского, Михалкова и прочих признанных мэтров.
Количество зрителей, посмотревших «Операцию Ы» в кинотеатрах Советского Союза в первый год проката - а фильм вышел в прокат 16 августа 1965 года, то есть речь идет лишь о 4,5 месяцах, оставшихся до конца года, - стал рекордным для всего года: почти 70 млн зрителей!
Сколько зрителей его посмотрело за всю историю существования - точно сказать не берусь, но думаю, что все жившие в это время люди, понимавшие русский язык, и изрядное количество тех, кто смотрел фильм с переводом.
Наверное, не меньше, чем полмиллиарда.
Эти же слова можно сказать и о других шедеврах Гайдая: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
Весной 1964 года Леонид Гайдай, снявший к тому времени очень успешные короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» и черно-белую кинокомедию «Деловые люди», взялся за новый фильм, утвердив на «Мосфильме» сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского под названием «Несерьезные истории».
Подключившись в качестве третьего соавтора к доработке и переработке сценария, в результате чего изменилось и количество новелл, и их содержание, а также введены новые персонажи, Гайдай уже летом начал кинопробы и в течение года закончил работу над фильмом.
Я не преувеличу, если скажу, что фильм просто потряс всех нас - советских кинозрителей 1965 года!
Мне тогда было 15 лет - возраст самых верных поклонников кино.
Разумеется, всем жанрам такие, как я, предпочитали комедии и боевики. Ни тем, ни другим мы обделены не были.
Если вспомнить фильмы, шедшие на экранах именно в 1965 году, то даже несколько названий подтвердят сказанное:
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»,
«Тридцать три»,
«Спящий лев»,
«Бей первым, Фреди!»,
«Лимонадный Джо».
Кажется, в том же году вышел и «Разиня» с Луи де Фюнесом и Бурвилем.
В общем, толк в комедиях мы - зрители 60-х - знали…
…Даже первый кадр - стандартная заставка киностудии с поворачивающимся лицом к зрителю памятником «Рабочий и колхозница» - в этом фильме приводил в состояние радостного ожидания, поскольку сопровождался совершенно немыслимыми звуками: какой-то свист, какие-то постукивания по тарелочкам.
Потом из нарисованной груды чего-то непонятного формировалась надпись, сделанная «смешным» шрифтом: «Операция Ы», следом за ней надпись «Дети до шестнадцати лет - допускаются!», одновременно раздавался дикий закадровый вопль, после чего хохот в зале начинался, чтобы не умолкнуть до самого конца!
Но кроме бесконечного каскада шуток, гэгов, фильм воспринимался как очень близкий, совершенно «родной», поскольку герои были узнаваемыми, «типичными», детали их быта в точности совпадали с тем, что нас окружало в реальной жизни. Одежда, интерьеры, поведение героев, их мотивации и ценности - всё соответствовало эпохе. И даже выбор именно технического ВУЗа для героев «Наваждения» отражал общий настрой времени.
Цитатами из фильма обменивались тут же, в зале, затем выходя из кинотеатра и потом в течение всей жизни.
Не могу не доставить себе удовольствие процитировать хотя бы самую малость любимых фраз, способных вызвать улыбку и улучшить настроение практически любому человеку.
Из первой новеллы – «Напарник»:
– Если я встану, ты у меня ляжешь!
– Она готовится стать матерью! – А я готовлюсь стать отцом!
– Ах, ты – зрячий?! Сейчас будешь слепой!
– В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…
– …Чем в Америке.
– Какой-какой матери? – Парижской. Бога-матери.
– Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?
– Огласите весь список, пожалуйста.
– Влип, очкарик?!
– Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоём доме будет играть музыка. Но ты её не услышишь!
– А компот?!
– Правильно! И мух отгоняй.
– Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше.
– Надо, Федя, надо!!!
Из новеллы «Наваждение»:
– Нет никаких конспектов, никаких конспектов нет!
– А что ты слушаешь?
– Ван Клиберна! Иди, не мешай!
– В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем… пол-лл-ем-мм. Идём дальше.
– Горчички!
– Угу!
– Экзамен для меня всегда праздник, профессор!
– Билет номер девять. Приём!
– Что вы сказали? Какой «приём»?
– Я сказал не «приём», а «при нём». Билет номер девять, а при нём задача.
– А я не могу! У меня горло.
– Горло… И голова?
– И голова.
– Без мозгов?
– Без мозгов.
– У вас случайно колбасы с собой нет?
– Есть, только докторская.
– Была докторская, стала – любительская.
– Там чудеса, там леший бродит, русалка…
– Постойте, какая русалка?
– …на ветвях висит… лежит.
– Шурик! Так вы телепат!!!
– У-у-угадал?
– П-почти…
Из новеллы «Операция Ы»:
– Граждане новосёлы! Внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку! Никакого модернизма! Никакого абстракционизма! Спасает стены от сырости, вас от ревматизма! Налетай, торопись, покупай - живопись!
– Сворачивайтесь! Дело есть.
– Где этот чёртов инвалид?!
– Это несерьёзно!
– Нет, не пойдет!
– Я на русалках больше заработаю!
– Курам на смех!!!
– Ваши условия.
– Триста… тридцать!
– Каждому!
– Почему «Ы»?
– Чтоб никто не догадался.
– До шести лет. Нет, не пойдёт.
– Всё уже украдено до нас.
– Извините, не нам, а вам.
– Нет, на этот раз именно вам!
– Я вам денежку принёс, за квартиру, за январь.
– Вот спасибо, хорошо, положите на комод!
– Бабуля! Закурить есть?
– А где бабуля?
– Я за неё.
– Вы не скажете, где здесь туалет?
– Нашёл время!
– Спасибо!..
– Проклятый! Расхититель социалистической собственности! У мерзавец!
Что ещё, как мне кажется, надо сказать, вспоминая советские комедии. В лучших из них сочетались юмор и сатира.
Сатира - как жанр - сегодня просто исчезла из жизни.
Попытки её как-то оживить - можно вспомнить усилия такого мастера жанра, как М. Жванецкий, долгие годы ведшего на ТВ рубрику «Дежурный по стране», - удачными не стали.
Что-то изменилось в самой жизни.
Думаю, тут действуют следующие факторы.
Один - второстепенный: отсутствие цензуры не понуждает к иносказанию, «фига в кармане» не нужна, её можно просто поднести прямо к любому носу.
Второй фактор, думаю, главный: нет той социальной надежды на изменения к лучшему, на борьбу с недостатками, которая была в обществе в те годы.
После всего произошедшего со страной и народом, после активного участия юмористов-пересмешников в разрушении государства и жизнеустройства у народа нет ни прежних ожиданий, ни оснований…
Сатирой в сегодняшней жизни ничего изменить нельзя.
А вот старые фильмы, утратив злободневность прежней сатиры, донесли до нас свой юмор и человечность эпохи.
Эссе - «Операция Ы», из книги - «Слова и смыслы».
Автор Сергей Белкин - Русский писатель, главный редактор альманаха и портала "Развитие и экономика", член Союза писателей России; родился в 1950 г. в городе Ярославль.
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, Новосибирск и это 1898-е видео озвученное мной на канале Веб Рассказ.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: