Из духовного сокровища Царской Семьи
(Подборка еп. Мефодия из книги "Письма святых Царственных мучеников из заточения", Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Санкт-Петербург, 1996 г., с.403-409.)
Духовная жизнь Царской Семьи была прикровенна. Мало кто ее знал. А она весьма замечательна и поучительна. Летом 1937 года Господь дал мне видеть и читать книги, которые были с Царской Семьей во время ее заточения в Тобольске и Екатеринбурге.(…) Хочется предложить вам хотя бы некоторые, особенно подчеркнутые и отчеркнутые места. Они не только говорят о духовном состоянии Августейшей Семьи, о крепкой, глубокой вере, смирении, всепрощении и духовной бодрости. Они являются духовным завещанием и наставлением Царственных страстотерпцев всем нам. Да будут же слова, подчеркнутые ими, и кровью их засвидетельствованные, нам на духовную пользу и вразумление.
Скорби, терпеливое их перенесение и стремление быть верными заветам Господа больше всего занимают внимание Августейших читателей.
(Преп. Макарий Великий): "Желающий быть подражателем Христу, чтобы при посредстве этого получить звание сына Божия, рожденного Духом, прежде всего, должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как-то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов, потому что по Промыслу Божию, распоряжающемуся всем премудро и со всеблагою целью, такие испытания различными напастями попускаются душам, чтобы обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренно... зная, что без Бога ничего не случается с нами. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего, должно вооружиться терпением и надеждою".
Видимо, вся жизнь Царственных мучеников была преисполнена веры, надежды, терпения и духовной работы над собой: "И искушения, и скорби, - читаем мы, - посылаются человеку к пользе его; они доставляют душе опытность и крепость...".
"Божьи человеки должны приготовить себя к сражениям и борьбе. Юный воин великодушно переносит полученные раны и храбро отражает супостатов: точно так и христиане должны мужественно переносить оскорбления и борьбу, как внешние, так и внутренние. Ударяемые скорбями христиане должны восходить в преуспеяние посредством терпения. Таков путь христианского жительства. Где Святы и Дух, там, как тень за солнцем, последует гонение и борьба. Воззри на пророков, в которых действовал Дух Святый: каким они подвергались гонениям. Воззри на Господа, Который - ПУТЬ И ИСТИНА, и Который претерпел гонение не от какого-либо чуждого народа, но от Своего собственного племени...".
Окруженные врагами, узники укрепляли себя примерами святых мучеников и Самого Господа:
"Не следует христианам приходить в недоумение при напастях: подвергаться преследованию - неотъемлемая принадлежность Истины. Мученики, прошедши через многие виды мучений, явили силу непобедимого мужества, подчинившись и самой смерти насильственной: после этого они удостаиваемы были венцов. Чем многочисленнее и тягостнее были их страдания, тем большие получали они славу от Бога и дерзновение к Богу".
"Очевидно: за Христа наносятся нам эти скорби супостатом... он усиливается ввергнуть души наши в расслабление и уныние... Но мы сражаемся со Христом - и разрушаются все ухищрения врага против нас. Христос - великий, непобедимый Покровитель и Заступник наш... Нам заповедано взять крест наш и последовать Христу, что значит - быть постоянно готовым к смерти. Если будем в таковом расположении и настроении духа, то, как сказано, будем переносить с великим удобством всякую скорбь, и внутреннюю и находящую извне... Говорящие, что любят Господа, пусть докажут справедливость своих слов не только великодушным терпением всех случающихся скорбей, но и терпением охотным, с любовью, ради надежды, отложенной в Господе".
Заключенные осуществляли в жизни заповеди Христовы:
"Господь... повелел искать ПРАВДЫ БОЖИЕЙ: эта Правда - мать любви. Невозможно спастись иначе, как через ближнего. ОТПУЩАЙТЕ - заповедал Господь - И ОТПУСТИТСЯ ВАМ. В этом заключается духовный закон... Итак, исполнение закона заключается в прощении обид... Исполняющие закон духовно и, по мере исполнения, делающиеся причастниками благодати, любили не только благодетельствовавших, но и поношающих их и гонящих, ожидая получить любовь в воздаяние добродетели. Добродетель их состояла не только в том, что они простили нанесенные им обиды, но и в благотворении душам обидчиков, молясь за них Богу, как за те орудия, при посредстве которых они получат блаженство, по свидетельству Писания: "БЛАЖЕНИ ЕСТЕ, ЕГДА ПОНОСЯТ вам и ИЖДЕНУТ".
Вспоминая, в каком положении находились те, кто подчеркивал эти строки, преклоняешься перед их духовным устремлением.
(Преп. Марк Подвижник): "Живая вера - крепкий столп: Христос, для верующего в Него такою верою - все".
И чувство страдальцев обращается покаянно на себя:
"Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг... Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха".
"Никто не избежал скорби иначе, как при посредстве молитвы и покаяния... Каждый жнет, что посеял... Не оставляй неизглаженным греха, хотя бы он был и самомалейший: иначе он повлечет тебя к большему злу... Если хочешь спастись, возлюби правдивое слово и никогда не отвращайся обличений... Лучше молиться с благоговением о ближнем, нежели обличать его о всяком прегрешении... Кающийся истинно подвергается поруганию безумных; это служит для него знаком благоугождения Богу...".
Но скорби бывают ниспосылаемы не только за грехи:
"Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу... ВСИ ХОТЯЩИЕ БЛАГОЧЕСТНО ЖИТИ О ХРИСТЕ, ГОНИМИ БУДУТ".
В книге много подчеркнутых мест о молитве:
"Во всяком деле и обстоятельстве неупустительно прибегай молитвою к Богу, чтобы во всем иметь помощь Божию".
"ПОДОБАЕТ ВСЕГДА МОЛИТЬСЯ, НЕ ПРЕДАВАЯСЬ УНЫНИЮ".
Наряду с молитвой, мы видим и великое доверие к Господу:
"Господь в свое время воздаст каждому должное".
И заботу о соблюдении Его заповедей:
"ЛЮБЯЙ МЯ ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДЕТ, И ВОЗЛЮБЛЕН БУДЕТ ОТЦЕМ МОИМ, И АЗ ВОЗЛЮБЛЮ ЕГО, И ЯВЛЮСЯ ЕМУ САМ". "НЕ ПЕЦЫТЕСЯ О УТРИИ.
"Великое дело подавать милостыню убогим, когда имеются деньги; но миловать согрешающего против нас ближнего настолько выше и настолько более способствует к получению прощения, насколько душа, по естеству, превосходнее тела".
Несмотря на страдания, должна быть радость и бодрость:
"Во всяком времени, месте и деле будем твердо держаться одной цели, чтобы нам, подвергаясь различным обидам от человеков, радоваться, а не скорбеть, - радоваться не просто, не безсмысленно: радоваться на том основании, что обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему. В этом заключается РАЗУМ ИСТИНЫ".
Уныния не должно быть:
(Преп. Иоанн Лествичник): "Нет причины для страждущего горячкою к самоубийству: так никому и ни в каком случае, даже до последнего издыхания, не должно отчаиваться".
Затем следуют места о смирении и кротости:
"В том, кто стяжал смирение, не проявляется ни ненависть, ни прекословия; не слышится из него вони непокорности". "Иное превозноситься, иное - не превозноситься, и иное - смириться. Находясь в первом устроении, мы судим и осуждаем ближних в течение всего дня; находясь во втором, - не судим и не осуждаем ни других, ни себя; в третьем, - будучи оправданы перед Богом, осуждаем себя непрестанно". "Кротость состоит в том, чтобы, при оскорблениях от ближнего, не чувствовать оскорбления и чисто молиться о нем". "Простота всегда соединена со смирением". "А гордость - и начало, и совершенство всех зол". "От забвения грехов образуется гордость: памятование грехов -причина смирения". "Кротость есть неколеблющееся устроение души, пребывающее одинаковым при поношении и при похвалах". "Блажен тот, кто, укоряемый и унижаемый ежедневно, понудил себя к терпению ради Бога; он примет участие в вечном празднике мучеников и вступит дерзновенно в общение с Ангелами". "Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякаго человека, покушающегося напоить тебя чистительным врачеством, изгоняющим из сердца сладострастие. Если будешь руководствоваться этим правилом, то глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем".
И опять, какая вера в Промысел Божий:
"Должно веровать, что не случается ничего без Промысла Божия. Где действует Промысел Божий, оттуда истекает всевозможное добро, всевозможная польза для души, потому что все, что ни делает с нами Бог, делает ко благу нашему, делает любя и милуя нас, - и мы должны О ВСЕМ БЛАГОДАРИТЬ благость Его, по наставлению апостола, никогда не предаваясь печали и малодушию по причине случающегося с нам и. Все, что ни постигнет нас, будем принимать без смущения, со смиренномудрием и упованием на Бога, веруя, как я сказал, что все, что ни делает с нами Бог, делает по благости Своей, любя нас и во благо нам, что иначе не может быть нам пользы, как тем способом, которым Устраивает Бог". "Бог - источник премудрости. Он ведает полезное нам, и сообразно этому ведению устраивает все, относящееся к нам, даже до мелочей. Богу все возможно; для Него нет ничего невозможного. Зная, что Бог любит и милует создание Свое, что Он - источник премудрости, что Он ведает, каким образом должно устраивать наши обстоятельства, что нет ничего невозможного для Него, что все служит воле Его, так же, зная, что все, что Он ни делает, делается к нашей пользе, мы обязаны принимать все, попускаемое нам, хотя бы то было и скорбное, как от Благодетеля, как от Владыки, с благодарением. Все совершающееся совершается по праведному суду Божию, - и Бог, безконечно милостивый, не презрит нас ни в какой скорби нашей, и самомалейшей ".
Так готовилась Августейшая Семья к мученической кончине.
(Преп. авва Дорофей): "Бог не попускает нам искушений, превышающих нашу силу". "Если кто переносит напасть с терпением и смирением, то она пройдет безвредно для него". "Терпи, подвизайся и моли Бога".
Не легок был духовный подвиг заключенных. В книге подчеркнуто:
"Крепость желающих приобрести добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда падут, чтобы не приходили в отчаяние, но продолжали подвизаться". "ЯКО МНОГИМИ СКОРБЯМИ ПОДОБАЕТ НАМ ВНИТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ".
Нелегко, видимо, было терпеть отношение окружающих:
"Не ищи любви от ближнего. Ищущий любви, если не видит ее, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнем у. Поступив так, и сам успокоишься. И приведешь ближнего к любви".
"Понуждай себя ко всему доброму и отсекай свою волю...: благодатию Христовою и собственным подвигом придешь в навык отсечения воли и уже будешь отсекать ее без принуждения и скорби, так что все случающееся будет случаться как бы по твоей воле и по твоему желанию".
В подвиге духовном надо избежать греха осуждения:
"Не желай знать пороков и согрешений ближнего твоего и не принимай на него подозрений, внушаемых врагом... За все благодари, стяжи благость и святую любовь... Со всевозможным терпением будем хранить совесть нашу во всех отношениях: к Богу, к ближнему, к вещам... Ничего нет хуже осуждения, сказали отцы".
"Имеем о чем заботиться. Каждый внимает себе и своему злу. Оправдывать и осуждать человеков принадлежит Единому Богу, Который знает устроение, силу, обстоятельства, дарования, телосложение, способности каждого, и соразмерно этому судит каждого судом, постижимым Единому Богу".
Надо иметь любовь:
"Стяжем любовь, стяжем милостивое сердце к ближнему... чтобы при посредстве его помогать друг другу, как собственным членам". "Чем более сближаемся мы друг с другом, тем более приближаемся мы к Богу..." "Будем трезвиться, братие, и при содействии Божием, усиленно бороться против всепагубной страсти памятозлобия, чтобы избавиться от обладания ею". "Каким средством можно получить исцеление от памятозлобия? Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: "Боже, помоги брату и мне, молитв ради его"". "Доколе имеем время, будем внимать себе и трудиться тщательно". "Не впади в малодушие, но благодари Бога". "Не питай вражды ни к какому человеку. Иначе Бог не будет принимать молитвы твоей. Имей мир со всеми и будешь иметь дерзновение в молитве". "Надо, чтобы ты забыл оскорбления и обиды, нанесенные тебе ближним..." "Сын Божий соделался Человеком, чтобы последователи Его уподоблялись Ему смиренномудрием, нестяжанием, уничиженным положением в мире, перенесением обид и поруганий, безпопечительностью о теле, пренебрежением наветами лукавых демонов. Кто, победив страсти, придет в это состояние, тот - Христов, тот - сын Божий и брат Иисуса". "Господь сказал: АМИНЬ, АМИНЬ, ГЛАГОЛЮ ВАМ: АЩЕ НЕ ОБРАТИТЕСЯ И БУДЕТЕ ЯКО ДЕТИ, НЕ ВНИДЕТЕ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ". "В СМИРЕНИИ СУД ЕГО ВЗЯТСЯ". "Тщательно внимай себе и веруй, что укоризны и безчестия, переносимые ради Господа, составляют великое приобретение для души твоей, служат ей средством спасения. Претерпевай их усердно, не смущайся. Помышляй, что ты достоин пострадать несравненно больше за грехи свои. Говори себе сам: "велико для меня, что удостаиваюсь понести эти страдания и огорчения ради Господа. Многие скорби и уничижения, которым подвергаюсь, соделают меня, может быть, в некоторой степени последователем пострадавшего за меня Бог а". Каждый раз, как ни вспомнишь об оскорбивших тебя, не поропщи о них: помолись о них искренно, от душ и, как о благодетелях, исходатайствовавших тебе великие приобретения". "Бог присутствует везде и видит все". "Уповай на Него Единаго".
Эти последние слова подчеркнуты в книге Императрицы. Таковы мысли, таковы чувства, которые воспринимали и переживали члены Царской Семьи, находясь в заключении. По ним видно, какой духовной высоты они достигли. С такими настроениями они готовились к последнему испытанию, к подвигу мученической кончины. Закончим выписки словами, подчеркнутыми в книге великой княжны Татьяны Николаевны:
"Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник...становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту...Они шли спокойно навстречу смерти потом у, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом".
Мы знаем, что все эти мысли, настроения и духовные устремления засвидетельствованы Царской Семьей всею жизнью и мученической кончиной. В испытании и скорби вера их росла и крепла…
Претерпевши же до конца спасется...
Блажен яже избрал и приял еси, Господи... Память их в род и род.
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: